Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Семинарское занятие №13 своеобразие чеховской прозы 1890-х – 1900-х годов




1. Особенности чеховского героя («несвершившийся человек»).
2. Поэтика сюжетосложения («Скучная история», 1889; «Учитель словесности», 1894; «Супруга», 1895). Подтекст. «Рассказ основывается на системе волн, на оттенках того или иного настроения» (В. Набоков). «Открытость» финала. Экзистенциальное начало в чеховской прозе.
3. Особенности авторской позиции: «Припадок» (1888) и «Черный монах» (1894).
4. Чехов и литература абсурда. Чеховские механизмы комических алогизмов. Чехов как предшественник Хармса и Введенского. Своеобразие организации художественного времени в рассказе «Случай из практики» (1898).
5. «Сюжет прозрения» в прозе Чехова: «Скрипка Ротшильда» (1894). Своеобразие повествования «в тоне и духе» героя. Притчевая структура, лежащая в основе художественной системы произведения. Символические детали. Ономапоэтика. Ветхозаветные и евангельские мотивы «Скрипки Ротшильда». Поэтика названия.
6. Евангельский мотив апостола Петра в прозе Чехова: «Студент» (1894) и «Архиерей» (1902). Мотив блудного сына как сюжетообразующий в рассказе «Студент». Пространственная организация произведения и православные традиции. Художественное время рассказа «Архиерей». Христианский смысл двойного имени героя (церковное Петр – мирское Павел). Неоднозначные смыслы сюжета «разархиереивания» архиерея (мотив апостольского отречения, вины, мотив духовного освобождения, «умаления» и пр.). Лирико-философская структура повествования в «Архиерее» и традиции Псалтыри.

Литература

1. Бялый Г.А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л., 1990. С. 247-342.
2. Еремин П. «Скрипка Ротшильда» А.П. Чехова – связь с традициями русской классики // Вопросы литературы. 1991. № 4. С. 93-123.
3. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 145-158.
4. Жилякова Э.М. Последний псалом А.П. Чехова («Архиерей») // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1994. С. 274-284.
5. Катаев В.Б. Чехов и мифология нового времени // Филологические науки. 1976. № 5.
6. Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехова. М., 1995.
7. Разыкова Л.Т. К поэтике сюжетосложения Чехова. Самарканд, 1993.
8. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л., 1987. С. 68-176.
9. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.
10. Цилевич Л.Н. Сюжет чеховского рассказа. Рига, 1976.
11. Шеховцова Т.А. Сюжет апостола Петра в прозе А.П. Чехова и И.А. Бунина // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век. М., 1997. Вып. 9. С. 16-26.

Дополнительная литература

1. Альми И.Л. О новелле А.П. Чехова «Архиерей» // Метод, стиль, поэтика русской литературы XX века. Владимир, 1977. Вып. 2.
2. Венцлова Т. О Чехове как представителе «реального искусства» // Чеховиана. Чехов и «серебряный век». М., 1996.
3. Джексон Р.Л. «Человек живет для ушедших и грядущих»: о рассказе А.П. Чехова «Студент» // Вопросы литературы. 1991. № 8.
4. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М., 1989.
5. Собенников А.С. Оппозиция Дом – Мир в художественной аксиологии А.П. Чехова и традиции русского романа // Чеховиана. Чехов и его окружение. М., 1996. С. 144-149.
6. Сухих И.Н. Загадочный «Черный монах» // Вопросы литературы. 1983. № 6.
7. Чудаков А.П. Мир Чехова. М., 1986.
8. Шалюгин Г.А. Рассказ «Архиерей» // Чеховские чтения в Ялте. М., 1983. Вып. 5. С. 27-34.
9. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX веков. М., 1999. С. 369-412.


Семинарское занятие № 14
НОВАТОРСТВО ДРАМАТУРГИИ А.П.ЧЕХОВА («ЧАЙКА», «ДЯДЯ ВАНЯ», «ТРИ СЕСТРЫ», «ВИШНЕВЫЙ САД»)

1. Чехов и «новая драма».
2. Природа конфликта в драматургии Чехова. Новое понимание драматизма («трагическое в повседневности»). Соотношение быта и бытия. «Романизация» «новой драмы».
3. Тип героя в пьесах Чехова. Своеобразие системы персонажей. Особенности изображения характера.
4. Организация сценического действия. «Лиризация» драмы. Ритм в пьесах Чехова 1890-1900-х годов. Замена причинно-следственных связей в композиции ассоциативными. Ритм фабулы, предопределенный хронотопом провинциальной усадьбы. Зеркальность первого и четвертого действий. Динамические и статические тенденции фабульного ритма. Ритм «лирического сюжета» (лейтмотивность, прием диссонанса и др.). Подтекст («подводное течение»). «Тайна чеховских финалов».
5. Новый тип театральной условности. Музыкальный образ мира в его драматургической модели. Звуковые эффекты в структуре драм Чехова. Живописное начало в художественном мире пьес (освещение, цветопись).
6. Эстетические функции ремарок в драме Чехова.
7. Особенности комического в пьесе «Вишневый сад». Карнавальная культура и поэтика маски в последней драме Чехова.
8. Жанровое своеобразие пьес Чехова.

Литература

1. Бердников Г.П. Чехов-драматург: Традиции и новаторство драматургии А.П. Чехова. М., 1972.
2. Берковский Н.Я. Литература и театр. М., 1969. С. 48-132.
3. Берковский Н.Я. О русской литературе. Л., 1985. С. 215-339.
4. Бялый Г.А. Драматургия А.П. Чехова // История русской драматургии второй половины XIX-начала XX в. Л., 1987. С. 441-446.
5. Зингерман Б. К проблеме ритуала в пьесах Чехова // Театр. 1993. № 11. С. 66-77.
6. Паперный З. «Вопреки всем правилам…»: Пьесы и водевили Чехова. М., 1982.
7. Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 339-380; 404-427.
8. Тамарли Г.И. Поэтика драматургии А.П.Чехова. Ростов-на-Дону, 1993.
9. Шах-Азизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. М., 1966.

Дополнительная литература

1. Альми И.Л. Черты музыкальности в структуре пьесы «Вишневый сад» // Чеховские чтения в Ялте: Чехов в Ялте. М., 1983. С. 58-65.
2. Вилькин А.М. «Вишневый сад» вчера и сегодня (Заметки режиссера) // Чеховиана. Чехов и его окружение. М., 1996. С. 200-208.
3. Левитан Л., Цилевич Л. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990.

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 789 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2461 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.