История развития отечественной и зарубежной
Юридической психологии
Хотя предпосылки возникновения юридической психологии уходят глубоко в древность, считается правильным представлять их анализ с эпохи Просвещения, когда возникает реальная социальная потребность учета в правовом регулировании психологического фактора, что находило свое отражение и в правовой практике и в разных научных дискуссиях. Именно в этот период закладывались основы рационалистического подхода к объяснению причин преступности, а также осуществлялся сбор эмпирического психологического материала по деятельности суда и мест лишения свободы.
Истоки юридической психологии в работах зарубежных специалистов и философов XVIII столетия
Преодоление теологических и натуралистических взглядов на преступность осуществлялось в трудах французских философов-гуманистов Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, М.Ф.А. Вольтера, К. Гельвеция, П. Гольбаха, где доказывалось, что право должно быть не волей правителей, а осознаваемой обществом мерой социальной справедливости, базироваться на идеях свободы личности и соблюдения ее естественных прав. Одновременно благодаря научно-правовым разработкам итальянского юриста Чезаре Беккариа (1738—1794), заложившего основы рационально-юридической кодификации преступлений, и английского ученого Иеремии Бентама (1748-1832), создавшего «утилитарную теорию причин преступности», все больше стал возрастать интерес к изучению факторов преступности и личности конкретных типов преступников, влиянию на них следствия, судебного процесса и наказания.
Первыми монографическими работами по юридической психологии традиционно считают публикации немецких ученых К. Эккартегаузена «О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений» (1792) и И.Х. Шауманна «Мысли о криминальной психологии»(1792). Однако интересные психологические идеи содержались и в трудах их предшественников. Так, французский юрист Франсуа де Питаваль в 1734—1743гг. издал двадцатитомный труд «Удивительные уголовные дела», где предпринял попытку вскрыть психологическую суть преступных деяний. В монографии Джона Говарда «Состояние тюрем в Англии и Уэльсе» (1777), написанной на основе изучения значительного числа мест лишения свободы по всей Европе (более 300, в том числе и в России), не только активно отстаивались идеи улучшения содержания заключенных и соблюдения их прав, но и указывалась важность изучения и учета в пенитенциарных учреждениях индивидуальных особенностей лиц, отбывающих наказания.
Истоки юридической психологии в работахотечественных ученых XVIII столетия
Именно в этот период в России стала зарождаться психология как наука, но какого-либо влияния на уголовное судопроизводство она не оказывала, поскольку в это время действовал розыскной (инквизиционный) процесс, не нуждающийся в применении психологических знаний. Это был тайный процесс, где применялись все средства, позволяющие от обвиняемого добиться признания (физические и психологические пытки).
Обращение к психологическим аспектам розыскной деятельности появляется в работах следующих авторов:
– И.Т. Посошкова (1652—1726) – доказывал актуальность разработки классификации преступников по «степени испорченности», а также обосновал психологически эффективные способы допроса свидетелей и обвиняемых.
– В.Н. Татищев (1686—1750) – утверждал, что законы часто нарушаются по незнанию, а потому необходимо создавать условия их изучения с детства.
– М.М. Щербатов (1733— 1790) – обращал внимание на особую важность знания законодателями«человеческого сердца».
– Ф.В. Ушаков – предпринял попытку раскрыть психологические условия воздействия наказания и, в частности, «исправительное доведение его до раскаяния» (трактат «О праве и цели наказания» (1770)).
– А.Н. Радищев (1749—1802) обосновывал меры по предупреждению преступлений, основанные на учете психологии личности преступника и прежде всего его мотивации (работа «О законоположении»).
Истоки юридической психологии в работах зарубежных авторов XIX столетия
Особенность – рост публикаций о преступности и личности преступника, опирающихся на достижения естественных наук (анатомии, биологии, физиологии, психиатрии и др.).
Психологическое обоснование меры наказания, исправления и перевоспитания преступников былоосвещено в работах И. Гофбауэра – «Психология в ее основных применениях к судебной жизни» (1808), И. Фридрейха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835).
В первой половине XIX в.большую популярность получила френологическая (от греч. френ — ум) теория австрийского врача-анатома Франца Галля (1758-1828), пытавшегося доказать прямую зависимость между психическими явлениями и внешними физическими особенностями строения головного мозга человека (наличием выпуклостей, впадин и соотношений частей черепа). Его последователи пытались создать«френологические карты» для идентификации типов преступников.
Апофеозом в развитии биологизаторского подхода к личности преступника явилось издание итальянским тюремным врачом-психиатром Чезаре Ломброзо (1835-1909) монографии «Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения» (1876), который разработал концепцию «прирожденного преступника», считая, что ему свойственны атавистические черты, роднящие с предками-дикарями. По мнению Ч. Ломброзо, типичный «прирожденный преступник» может быть распознан по определенным физиогномическим признакам: скошенный лоб, удлиненные или неразвитые мочки ушей, выпуклые скулы, большие челюсти, ямочки на затылочной части головы и т.д. Отстаивание Ч. Ломброзо объективного подхода к изучению личности преступников нашло активную поддержку со стороны ученых многих стран мира, в том числе и в России (И.Т. Оршанский, И. Гвоздев,в ранних работах Д.А. Дриля).
Основное событие в истории психологии связывается с датой создания в Лейпциге первой экспериментальной психологической лаборатории (1879 г.), Вильгельмом Вундтом. С читают, что это событие можно отнести к рождению психологии как самостоятельной науки.
В зарубежных странах после возникновения психологии в качестве самостоятельной науки2 многие ее теории стали активно востребоваться для объяснения причин преступности. Так, руководствуясь идеями Густава Лебона. (1841—1931), который первым начал психологический анализ феномена «толпы» и выявил роль механизма «заражения», ряд ученых попытался развить их в своих концепциях, объясняющих причины противоправных деяний масс. Габриэль Тард (1843-1904) в фундаментальных трудах «Законы подражания» и «Философия наказания», изданных в Париже в 1890 г., доказывал, что преступному поведению, как и всякому другому, люди могут обучаться в реальном обществе на основе психологических механизмов «подражания» и «научения». Рассматривая преступников как своего рода «социальный экс-кремент», Тард утверждал, что юридические диспозиции должны строиться скорее на психологической основе, чем на посылке «о равных наказаниях за одинаковые преступления».
Для конца XIX — начала XX вв. характерна активизация усилий по изучению психологии лиц, отбывающих наказания (И.Б. Горинг, В. Хилее и др.).
Учитывая наметившееся значительное расширение круга психолого-правовых проблем, которые стали подвергаться тщательному научному изучению, швейцарский психолог Эдуард Клапаред (1873—1940) вводит в 1906 г. обобщающий термин юридическая психология. К тому времени в ней четко обозначились три основных направления — криминальная, судебная и пенитенциарная психология.
Истоки юридической психологии в работах отечественных ученых XIX столетия
Публикации российских ученых о преступности и личности преступника, опирающиеся на достижения естественных наук (анатомии, биологии, физиологии, психиатрии и др.) отечественных ученых А.П. Куницына, А.И. Галича, К. Елпатьевского, Г.С. Гордиенко, П.Д. Лодий – характеризовали истоки отечественной юридической психологии XIX в. При подготовки юристов В России получила воплощение «фенологическая идея» Ф. Галя. Профессором Х.Р. Штельцером сначала в Московском (1806-1812), а затем в Юрьевском (ныне Тартуском) университетах читался спецкурс «Уголовная психология по Ф. Галлю».
В силу отечественных социально-культурных традиций и междисциплинарной ориентированности теория Ч. Ломброзо была подвергнута критике со стороны многих российских юристов (В.Д. Спасович, Н.Д. Сергиевский, АФ. Конии др.) и психологически ориентированных ученых (В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж, П.И. Ковалевский и др.).
Основным достижением Российской судебной практики стала судебная реформа 1864г., что, с одной стороны, было обязано развитию психологических знаний и, с другой стороны, актуализировало необходимость обсуждения психологических аспектов следственной деятельности.
К основным достижениям становления юридической психологии в процессе развития Российского судопроизводства можно отнести следующее:
– доказывалась востребованность психологических знаний;
С.И. Баршев писал в работе «Взгляд на науку уголовного законоведения» (1858); «Ни один вопрос уголовного права не может быть решен без помощи психологии, и если судья не знает психологии, то это будет суд не над живыми существами, а над трупами».
– утверждались принципы независимости и несменяемости судей, состязательности судебного процесса и равноправия сторон, признания вердикта суда присяжных и т.д.;
– создавались благоприятные условия для проведения (в России с 1864 г.) судебных реформ;
К.Я. Яневич-Яневский в статье «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии»(1862) и В.Д. Спасович в учебнике «Уголовное право» (1863) обращают внимание на важность установления правовых законов с учетом природы человека и на важность наличия у юристов психологической компетентности.
– разрабатывался объективный поведенческий подход в психологии как самостоятельной науке;
Основоположник И.М. Сеченов (1829—1905), лидер отечественных физиологов. В работе «Учение о свободе воли с практической стороны» доказывал, что «принудительные меры в отношении преступников, базируясь на физиологических и психологических знаниях о внутренних закономерностях развития личности, должны преследовать цель их исправления».
А.У. Фрезе (отечественный психиатр) в монографии «Очерки судебной психологии» (1871) утверждал, что предметом данной науки должно являться «применение к юридическим вопросам сведений о нормальном и ненормальном проявлении душевной жизни».
Л.Е. Владимиров в статье «Психологические особенности преступников по новейшим исследованиям» ( 1877) констатировал, что социальные причины преступности коренятся в индивидуальном характере преступника, а поэтому требуются основательные психологические исследования.
ДА. Дриль, (врач и юрист) в публикациях «Преступный человек», 1882; «Малолетние преступники», 1884 и др. отстаивал междисциплинарный подход, доказывая, что право и психология имеют дело с одними и теми же явлениями — законами сознательной жизни человека, а поэтому право, не обладая собственными средствами для изучения этого явления, должно заимствовать их у психологии.
– появилась теоретически обоснованная типология преступников;
И.Я. Фойницкий (профессор Санкт-Петербургского университета) и его последователи (Д.А. Дриль, А.Ф. Лазурский, С.Н. Познышев и др.) предлагали выделять невменяемых, случайных, профессиональных преступников.
– появились сторонники внедрения в судопроизводство психологической экспертизы;
Среди активных сторонниковбыли юристы Л.Е. Владимиров, С.И. Гогель, психиатры В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков и В.П.Сербский.
– поднимался и обсуждался вопрос о мотивах преступления и возможностях исправления заключенных;
К этому подтолкнули п убликации авторов, испытавших на себе мучения, связанные с пребыванием в местах лишения свободы (П.Ф. Якубович («В мире отверженных, записки бывшего каторжника», 1897), А. Семилужского («Община и ее жизнь в русском остроге», 1870), Н.М. Ядринцева («Русская община в тюрьме и ссылке», 1872)). Также следует отметить роль произведений отечественных писателей Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского.
– активизировались усилия по изучению лиц, отбывающих наказания (М.Н. Гернет, С.К. Гогель, А.А. Жижиленко, Н.С. Таганцев);
– создана рационалистическая концепция «психология права»;
Автор – крупнейший юрист начала XX столетия Л.И. Петражицкий (1867—1931), в его концепции «право» выступает как психическое явление,
Н.М. Коркуновым в «Лекциях по общей теории права» (1886) общество рассматривалось как «психическое единение людей», а право трактовалось как инструмент обеспечения определенного порядка при возникновении конфликтов в межличностных отношениях.
– открылась первая экспериментальная психологическая лаборатория;
В 1885 г. в Казани (руководитель В.М. Бехтерев), в последствие до конца прошлого столетия они возникли в Киеве, Харькове, Одессе, Тарту, Петербурге, Москве, Львове (П.И. Ковалевский, И.А. Сикорский, Н.Н. Ланге, В.Ф. Чиж, С.С. Корсаков, А.А. Токарский).
– применение и развитие в юридической психологии метода эксперимента.
Эта идея и ее воплощение принадлежит, в значительной мере, крупнейшему психологу, психиатру и невропатологу В.М. Бехтереву (1857-1927) Его талантливый ученик А.Ф. Лазурский (1874-1917) не только разработал методику «естественного эксперимента», но и создал теорию личности, котораяв качестве приложения содержала достаточно продуктивную типологию личности преступников.
Основные достижения психология в XX столетии