Коммуникация дизайнера с заказчиком имеет две стадии: стадию знакомства, обсуждения заказа и стадию презентации – идеи, концепции, креативных решений, продукта. Если во время знакомства и обсуждения заказа происходит установление согласованности, то презентация – это время поддержания согласованности. Во время презентации уже поздно что-то «устанавливать» - формат коммуникации должен быть уже задан.
Если своеременно было существенно установление согласованности с внедрением ключевых тем-кодов, то к моменту презентации складывается определенное смысловое пространство (семиотическая ситуация), в котором выполнение всех задач существенно упрощается.
Даже в таких условиях презентация чревата напряженностью. Заказчику трудно принять, по крайней мере сразу, чужую интерпретацию своего сокровенного, ведь к дизайнеру он приходит не за объектом, а за подтверждением притязаний на некий образ самого себя.
Этим обусловлена необходимость легитимации идеи (концепции, продукта), которая осуществляется посредством апелляции к таким позициям, как: концепт, логика, авторитет, «дизайнерский гений».
Апелляция к концепту работает практически безотказно, если концепт был сформулирован и согласован с заказчиком по всем правилам. В этом случае не принимать апелляцию к концепту – значит отказаться от своей подписи. Могут быть уловки «вы меня не так поняли», однако прибегнуть к ним заказчику будет затруднительно, если концепт утвержден в брифе.
Апелляция к логике – поможет дизайнеру успешно обойти ловушку недоверия, поскольку логика в понимании заказчика противоположна субъективности и творческому произволу. Заказчику должен быть продемонстрирован логический путь к идее и пригодится умение рефлексировать по поводу того, что думаешь и делаешь, умение ясно излагать и выстраивать сценическую постановку взаимодействия.
Апелляция к авторитету не столь проста, надо знать, что является авторитетом для заказчика. Например «имитатора» успокоит ссылка на знаменитость, принявшую подобное дизайнерское предложение, но для «экспериментатора» такой аргумент оскорбителен. Поэтому в качестве авторитета лучше использовать референтные лица из профессиональной среды или безличные ссылки.
Апелляция к «дизайнерскому гению» -последний аргумент, если предыдущее не помогли. Остается сказать «поверьте мне, надо делать именно так, я это знаю, потому что я дизайнер”. Эта апелляция будет результативна только, если ранее была внедрена тема-код «ВОПРОС ВЕРЫ» (см. билет 15 – там темы-коды).
Легитимация креативных решений всегда требует соответствующего контекста. Нельзя начинать презентацию с демонстрации, ей обязательно должно предшествовать введение в форме базового нарратива или легенды.
Несколько правил, которые следует соблюдать во время презентации:
· Вывести «Я» из речевого оборота, особенно при обосновании своих решений; собственная авторская позиция всегда должна присутствовать, но в максимально деликатной форме, лучше использовать нейтральные обороты: «представляется, что это будет интересно»; «опыт показывает, что лучше сделать так»;
· Избегать частицы «но»; отвечая на критическое замечание или вопрос, не возражать открыто, а либо мысленно переформулировать высказывание заказчика и отвечать на свою версию, либо выдержать паузу и предложить свое обоснование, проигнорировав вызов;
· Выдерживать паузу, особенно в случае массированных возражений со стороны заказчика, не спешить доказывать свою правоту; иногда лучше молчать до тех пор, пока, выговорившись, заказчик сам не спросит «а что вы сами думаете по этому поводу?»;
· Пропускать личностные оценки негативного характера; если игнорировать их не удается, можно использовать уже упомянутый прием переформулирования «неудобного» высказывания или вопроса и реагировать уже на свою версию.
Соблюдение правил поможет сохранить контроль над ситуациями.
Не оправдываться, не вступая в спор, переходить на позитиффффффффф.