Научное познание.
Гуманистические ценности – вот что все больше сближает Большую науку и Великое искусство.
Подлинное искусство всегда несло в себе гуманистическое содержание.
Есть еще один путь взаимопроникновения.Егоозвучил один из пушкинских героев – «а лгеброй гармонию проверить».
В архитектуре переплелись наука, техника и искусство.
Научные исследования помогли разобраться ………….
Ученые помогли раскрыть тайну прямой и обратной перспективы в живописи, контрпункты и диссонансы в музыке и пр.
Рациональная сторона художественной деятельности характеризуется специфической формой мышления – художественным мышлением.
Согласно современным научным концепциям существует полушарная асимметрия мозга. …………….
Художественное мышление имеет в известном смысле отличную от научного мышления психофизиологическую базу[9].
В XIX в. сложилась традиция трактовать искусство как мышление в образах в отличие от науки как мышления в понятиях.
В диалектико-материалистической эстетике художественное мышление рассматривается как неотъемлемый компонент художественной деятельности. Этот компонент направлен на творческое осмысление и обобщение действительности.
Своеобразие художественного мышления проявляется в образно-чувственном постижении мира, в органическом синтезировании результатов действия рационального и эмоционального механизмов воображения.
Наука часто начинается с анализа, а уж затем идет синтез
В искусстве синтез идет изначально.
Художник и потребитель произведения искусства (рецепиент) работают на целостном уровне.
Один воссоздает целостно свое произведение, другой его целостно воспринимает. Вообразите, что мы начали бы знакомство с Венерой Милосской по ее частям (это вульгарно-примитивный подход). - Ох, какой ротик, какой носик, какие пальчики… Боже, какой ужас, одной руки у бедняжки нет!
Рук нет, а целостность осаталась. Может быть, с рукой она бы не была такой влекущей… Перед ней хочется и ниц упасть, и пожалеть хочется...
Эмоции влияют на весь процесс художественного творчества: выбор объектов, их эстетическое осмысление, поиск истины.
Художественная мысль — это мысль-страсть.
Она отражает сопричастное отношение к объекту.
Художественные эмоции, как полагал Выготский, «суть умные эмоции».
Конечно, речь у него шла о подлинно высоком искусстве, а не о его муляжных подделках.
Когда разум оказывается недостаточно информированным, художник прибегает к эмоционально-интуитивной оценке, полагается на свое эстетическое чутье.
Существенный признак художественного мышления — гипотетичность, способность мыслить вероятностями.
Посредством продуктивного воображения, выступающего в худож. деятельности своеобразным катализатором творческой мысли, удается строить гипотезы, прояснять фрагменты «невидимой» реальности, преодолевать «пустоты незнания».
Художественное мышление неразрывно связано с умением видеть мир целостно, открывать новые непредвиденные связи.
Искусство способно восполнять определенную узость рассудочно расчленяющей мысли, распознавать те стороны действительности, которые ускользают при исследовании формализованными методами.
Характерные черты художественного мышления:
- высокая эстетическая избирательность,
- ассоциативность,
- метафоричность.
На основе художественного м. создается идея, концепция произведения, осуществляется выбор выразительных средств.
Художников-мыслителей от просто талантливых художников отличает острое чувство исторической перспективы, умение осознавать дух времени, предвосхищать будущее.
Калокагатия. 3 феи в одной: Добро, Истина, Прекрасное.
– И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…
Искусство нравственное и безнравственное.
Высокое искусство «выпрямляет» согбенного человека.