Господа студенты 2 курса!
В библиотеке на абонементе художественной литературы НГТУ есть следующие учебники:
1. История зарубежной литературы ХVII века: Учебник вузов / Н.А. Жирмунская, З.И. Плавскин, М.В. Разумовская. - М., 1999. - 253 с.
2. История зарубежной литературы ХVII века: Учебник Е.М. Апенко, А.В. Белобратов, Т.Н. Васильева. - М.: Высш. шк., 1999. - 335 с.
В библиотеке количество учебников ограничено. Поторопитесь!
Изучите монографию Аникст А.А. «Фауст» Гете: Литературный комментарий. – М.: Просвещение, 1979. Законспектируйте. По этой монографии будут вопросы на экзамене.
Перед каждой контрольной неделей староста дает мне списки студентов с указанием пропусков занятий. Пропускать не советую.
К каждому семинарскому занятию домашняя письменная работа. Не опаздывайте.
Шпаргалки исключены. За шпаргалку студент удаляется с экзамена.
Первый вопрос в билете - билет по литературе 17 века, второй - по литературе 18 века, причем один из вопросов касается непосредственного анализа текста, второй вопрос носит более общий характер.
На итоговую экзаменационную оценку будет влиять текущий рейтинг, то есть будет учитываться работа на семинарских занятиях.
На все семинарские занятия художественные тексты обязательно приносите.
Первое семинарское занятие.
Поэтика трагедии Расина “Федра”
1. Ипполит и Федра в интерпретации Еврипида и Сенеки.
2. Тема любви и смерти в “Федре”-
3. Образы главных героев.
4. Ключевые сцены трагедии Расина “Федра”.
5. Соотношение человеческого и космического начал в “Федре”. ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА ДОМАШНЯЯ, СДАТЬ НАДО НА СЕМИНАРЕ В НАЧАЛЕ.
Литература
1. Кадышев В.С. Расин. М.: Наука, 1990 (эта книга есть на художественном абонементе в библиотеке 6 корпуса НГТУ, выдается в режиме читального зала).
2. Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Возрождение. Барокко. Классицизм. М., 1998. С.377-407 (эта книга есть на художественном абонементе в библиотеке 6 корпуса НГТУ).
3. Барт Р. Расиновский человек // Барт Р. Избр. Работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
Второе семинарское занятие. Свифт “Путешествие Гулливера”.
1. Отличие “Путешествия Гулливера” Свифта от романа Дефо “Робинзон Крузо” (отношение Свифта и Дефо к жанру морских путешествий; Свифт и Дефо о современном им обществе и задачах писателя; жанровое своеобразие романов Дефо и Свифта; герой Свифта и герой Дефо: средства комического изображения действительности).
2. Раскрытие образа государства у Свифта (портрет и черты характера лилипутов, лапутян, бессмертных, йеху и гуингмов - делайте закладки в тексте, зачитывайте на семинаре отрывки).
3. Свифтовский идеал государства.
4. Особенности фантастики и социальной сатиры в романе Свифта.
5. Своеобразие композиции романа Свифта.
6. Свифт и Гулливер: общее и принципиально разное (отношение Свифта и Гулливера к человечеству и изображаемой действительности; способы выражения свифтовского несогласия с Гулливером, эволюция взглядов Гулливера)- ПИСЬМЕННАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА – СДАЙТЕ НА СЕМИНАРЕ.
7. Изменение характера юмора в романе Свифта.
8. Роль словообразования в романе Свифта.
Литература
1. Дубашинский И.А. “Путешествие Гулливера” Свифта. М., 1968.
2. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. М., 1973.
3. Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература 18-19 вв. М., 1997. С.537-541; Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература 18-19 вв. М., 1997. С. 282-285.
Третье семинарское занятие. Философская повесть Вольтера “Кандид, или Оптимизм”
1. своеобразие жанра философской повести у Вольтера: рационалистическая заданность сюжета, тезисность основного окнфликта, полемическая направленность, иллюстративность сюжетных ситуаций и образов.
2. История публикации “Кандида”. Полемика с учением Лейбница о мировой гармонии. Соотношение добра и зла в повести.
3. “Кандид” - пародия на любовно-авантюрный роман. “Кандид” - пародия на роман 18 века.
4. Система персонажей и сатирическая направленность повести «Кандид». Гротескное изображение действительности. Переплетение памфлетных и пародийных элементов в “Кандиде”.
5. Смысл поисков Кандида. Философский спор в повести. ДОМАШНЯЯ ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА.
6. Эльдорадо - пародия на утопию –
7. Трактовка конца повести.
8. Роль автора в “Кандиде”.
9. Композиция “Кандида”. Способы перехода от одной главы к другой.
10. Гротеск, сатира, ирония, бурлеск в “Кандиде”. Стилистические особенности повести Вольтера.
Литература
1. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы 17-18 вв. (любое издание).
2. Гордон Л.С. Поэтика “Кандида” // Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973. С.228-244 (книга в ГПНТБ).
3. Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература 18-19 вв. М., 1997. С.166-167.