Лекции.Орг


Поиск:




Раздел 1 Направления, теории и концепции социальной психологии 7 страница




А.Г. Асмолов

Индуктор [лат. inductor — возбудитель] — субъект, адресующий сообщение реципиенту. Синоним — коммуникатор.

Инновация (нововведение) (социально-психологический аспект) — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технологические И. Инновационная деятельность, не являясь процессом, поддающимся формализации, требует учета человеческого фактора, в частности, преодоления социально-психологических барьеров, возникающих на всех этапах ее развертывания. В эту деятельность вовлечены различные социальные группы (заказчики, непосредственные разработчики, изготовители опытных образцов, макетов и др.), каждая из которых имеет собственные интересы, задачи и цели. Члены каждой из групп могут иметь неоднозначные представления, ожидания, эмоциональные переживания, связанные с возможными последствиями И. Преодолению социально-психологичеких барьеров инновационной деятельности способствуют: 1) учет установок, ценностных ориентаций, этических норм поведения ее участников; 2) применение социально-психологических методов активного обучения работников с целью развития инновационных способностей, формирования готовности к восприятию и участию в И.

А.Г. Аллахвердян, Ю.А. Карпова

Инсайт тест [англ. insight — постижение, озарение] — проективная методика исследования личности. Опубликована Е. Саржент в 1944 г. Обследуемому предлагают описания 15 ситуаций. После ознакомления с каждой ситуацией нужно письменно (или устно) ответить на вопросы, поставив себя на место действующего лица. Имеются два набора ситуаций — для женщин и мужчин. Ситуации И. т. затрагивают семейные проблемы, установки по отношению к противоположному полу, окружению, религии, профессии и т.д. При подборе ситуаций автор в основном опиралась на проблемы, типичные для студенческого возраста. Ответы обследуемого анализируются по трем направлениям: эмоциональные реакции, когнитивные проявления и способ разрешения конфликта. Эти области детализированы, по каждой выделены отдельные категории. Напр., в область эмоциональных реакций входят: фрустрация, тревожность, депрессия и т.д., причем эти категории получают количественную оценку.

Л.Ф. Бурлачук

Интеграция групповая [лат. integer — целый] — 1) состояние группы, характеризующееся упорядоченностью внутригрупповых структур, согласованностью основных компонентов системы групповой активности, устойчивостью субординационных взаимосвязей между ними, стабильностью и преемственностью их функционирования и т.п., признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности социальной общности; 2) иерархически организованная совокупность внутригрупповых процессов, обеспечивающих достижение названного состояния. И. г. проявляется в относительно непрерывном и автономном существовании группы, что предполагает наличие процессов, препятствующих нарушению ее психологической сохранности: отсутствие интегративных свойств неизбежно ведет к распаду любой человеческой общности. Согласно экспериментальным данным, к их числу можно отнести возникновение чувства "мы", связанное с обострением процессов групповой идентификации и референтности, например, в условиях межгруппового соревнования, и т.п. Наряду с такого рода спонтанными реакциями по нормализации групповой жизнедеятельности в экстраординарных ситуациях, угрожающих единству социальной общности, важными постоянно действующими факторами И. г. выступают процессы руководства и лидерства, а также специальные усилия разнообразных социальных институтов и общественных организаций, ответственных за стабильное существование и эффективное функционирование данной группы. Конкретные исследования И. г., как правило, затрагивают три аспекта групповой жизнедеятельности: межличностные эмоциональные взаимоотношения членов группы, структуру взаимодействия между ними в процессе совместной деятельности, а также характер ценностных ориентаций, установок и нормативных представлений образующих группу лиц. И. г. понимается: 1) как эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами; 2) как оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности, как согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общей задачи. Важным показателем оптимальности внутригруппового взаимодействия является организованность группы, т.е. способность коллективного субъекта совместной деятельности к активной перестройке неупорядоченных групповых состояний в упорядоченные; 3) как степень совпадения представлений, ориентаций, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для групповой жизнедеятельности. Процедура исследования, как правило, включает оценку предлагаемых объектов посредством фиксированного числа признаков, которые ранжируются или выбираются по заранее заданной схеме. Хотя источники и детерминанты единства взглядов и позиций членов группы в различных концептуальных схемах трактуются по-разному, мысль о том, что внутригрупповое согласие является важным показателем И. г., широко распространена в отечественной и зарубежной социальной психологии. Значительный вклад в разработку этого направления исследований И. г. внес американский психолог Т. Ньюком, предложивший сходство картины мира, единство позиций членов группы назвать термином "групповое согласие".

А.И. Донцов

Интеллигентность [лат. intelligens — понимающий, мыслящий] — совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества к лицам, являющимся носителями культуры. Первоначально И. — производное от понятия "интеллигенция", означающего условную группу, объединяющую представителей так наз. "свободных профессий" (ученых, художников, писателей и др.). К числу основных признаков И. относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств: обостренное чувство социальной справедливости; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры и усвоение общечеловеческих ценностей; следование велениям совести, а не внешним императивам; тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях; способность к состраданию; идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию. В ходе исторического развития произошла дивергенция понятий "интеллигенция" и "И.". Понятие "интеллигенция" ввел русский писатель П.Д. Боборыкин. Под первым стали понимать социальную роль, под вторым — особое качество, духовность личности. Это было обусловлено тем, что этико-психологические особенности, изначально присущие людям, принадлежащим лишь к некоторым сословиям и профессиям, с течением времени стали характерными и для представителей др. слоев общества. И. обычно приписывается лицам, имеющим формально понимаемую образованность. Однако эта черта имиджа И. не является ее необходимым и тем более достаточным атрибутом. И. может быть присуща любому члену общества. В настоящее время закрепленность признаков И. за представителями к.-л. классов, "прослоек", профессий, специальностей, за обладателями различных дипломов и аттестатов является не более чем стереотипом обыденного сознания. В сталинский и послесталинский период советской истории в массовом сознании культивировались представления об индивидуализме и социальной ненадежности интеллигенции как "прослойки" между рабочим классом и крестьянством, недооценивалось ее культурное значение. Поэтому И. фактически не выступала в качестве социально желаемого качества и образца для подражания. В период тоталитаризма при показном расположении к интеллигенции, последняя неизменно вызывала опасения и неприязнь у бюрократического аппарата государства, видевшего в ней общность, способную осмыслить и осудить деформации общественного развития. Характерное для интеллигентного человека чувство социальной справедливости противоречит ожидаемому властями согласию с любыми приказами и решениями. Свойственный И. интернационализм, презрение к проявлениям шовинизма не допускает при этом неуважительного отношения к развитию национального самосознания. Ориентация носителей И. на общечеловеческие ценности в корне противоположна стереотипам антагонизма и вражды. В настоящее время, в связи с перестройкой всех сфер общественной жизни, начинают складываться объективные возможности для превращения И. в общезначимую ценность, для осознания ее в качестве необходимого условия развития личности и общества.

А.В. Петровский

Интеракционизм [англ. interaction — взаимодействие] — направление в современной социальной психологии, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Под социальным взаимодействием в И. понимается непосредственная межличностная коммуникация ("обмен символами"), важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа ("генерализованный другой"), и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Развитие личности с точки зрения И. происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе, которое трактуется как система непосредственных коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты, обеспечивающие ее активность, а также контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами, ролями и социальными установками партнеров по взаимодействию. В И. изучены структура личности, процессы социализации, ролевое поведение, функции референтной группы и др.

Н.Н. Богомолова

Интеракция невербальная [англ. interactive — взаимодействие и лат. verbalis — устный] — несловесное взаимодействие, неречевой контакт. В основе возникновения И. н. лежат механизмы согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения партнеров. Центральной характеристикой, создающей эффект И. н. является взаимодействие между кинесико-такесической, просодической, ольфакторной структурами экспрессивного невербального поведения и пространственно-временными компонентами общения — проксемикой. В процессе И. н. формируются паттерны невербального взаимодействия — относительно устойчивые, взаимообусловленные совокупности элементов невербального поведения и проксемики общения, отличающие один вид взаимодействия от другого. Элементы паттернов И. н. имеют различное происхождение, отличаются мерой динамичности — устойчивости; степенью дискретности — континуальности; произвольности — непроизвольности; осознанности — неосознанности невербального поведения; степенью целенаправленности — нецеленаправленности; интенциональности — непреднамеренности; определенности — неопределенности; абстрактности — конкретности; устойчивости — вариабельности; однозначности — многозначности; мерой толерантности относительно внешних и внутренних воздействий. Набор паттернов невербального взаимодействия субъектов общения (возможность или невозможность включения в паттерны определенных выражений лица, жестов, поз, прикосновений и т.п.) указывает на их социо-культурную принадлежность, статусно-ролевой репертуар, индивидно-личностные особенности. И. н. выполняют функции регуляции, идентификации, стратификации, адаптации, демонстрации отношения к другому и к самому себе. В соответствии с культурой, этнической, социальной, групповой принадлежностью складываются в первую очередь паттерны половозрастного и статусно-ролевого невербального взаимодействия. Они являются наиболее устойчивыми образованиями в структуре поведения человека и служат индикаторами поло-возрастных и статусно-ролевых отношений. На основе частотных, формально-динамических и качественно-психологических характеристик И. н. выделяют: деструктивное и конструктивное, монологическое и диалогическое, личностно-направленное и социально-ориентированное невербальное общение. С целью определения социально-психологического смысла паттерна И. н. следует рассматривать все проксемические характеристики общения: дистанцию между партнерами, направление движения их тела, синхронность появления определенных поз, жестов, выражений лица, динамичность смены паттернов невербального поведения или их устойчивость в ситуации группового взаимодействия, степень расслабленности-напряженности, открытости — закрытости поз, жестов, выражений лица, "уменьшение себя партнером"—"распространение себя партнером". Фундаментальным показателем взаимоотношений и группе являются "зеркально-согласованные" И. н. Социально-психологический смысл И. н. представлен в отношениях и взаимоотношениях общающихся, в первую очередь таких, как аффиляция, доминирование — подчинение; включенность—"отсутствие".

В.А. Лабунская

Исправительная психология — область юридической психологии, изучающая условия и особенности исправления и перевоспитания правонарушителей, преимущественно в исправительно-трудовых учреждениях (интеллектуальные и личностные свойства этих лиц, процесс их адаптации к пребыванию в исправительных учреждениях, психические состояния, вызываемые лишением свободы, методы воспитания положительного отношения к труду, формирование установки на исправление). И. п. изучает как психологию отдельных правонарушителей, так и структуру формальных и неформальных групп в местах заключения, психологические механизмы их возникновения и функционирования. Результаты научных исследований по И. п. используются при создании практических психологических рекомендаций, направленных на ресоциализацию правонарушителей, создание у них психологической готовности к нормальной жизни на свободе, а также на предупреждение рецидивной преступности.

М.М. Коченов

Истерия массовая [гр. hystéra — матка (медицина XIX в. приписывала И. заболеванию матки и считала И. присущей лишь женщинам)] — формы массовых расстройств психики, носящие преходящий характер и имеющие локальное распространение. Для И. м. характерен активный поиск носителей социального зла, подозрительное отношение к представителям отдельных этносов (цыгане, евреи, афроамериканцы и пр.), социальных групп (аристократы), организаций (масоны), конфессий (сектанты) и т.п., стремление обнаружить и покарать всех "повинных" в деструктивной деятельности ("охота на ведьм"). Агрессивность и гипертрофированное чувство социальной и этнической самозащиты от действительного, вероятного, а чаще мнимого противника резко обостряются в критических социальных ситуациях и служат причиной распространения И. м. Характерно, что преступления, приписываемые лицам, вызывающим ненависть, презрение и страх, являются чаще всего необоснованными, но этих лиц насильственно заражают И. м., требуя от них публичных и документированных признаний при полном отсутствии других улик; подобные признания, полученные в разное время и от разных лиц во многом идентичны по содержанию. Для И. м. в высшей степени характерно, что спад интенсивности и осознание надуманности домыслов и обвинений отнюдь не сопровождаются сколько-либо распространенным ощущением раскаяния; отдельные призывы к покаянию вызывают скорее дискомфорт у тех, кто перенес вспышку И. м.

А.А. Брудный

Картина мира этническая — единая когнитивная ориентация, являющаяся фактически невербализованным, имплицитным выражением понимания людьми "правил жизни" каждого общества (в том числе и этнической общности). К. м. э. представляет собой свод основных допущений и предположений, обычно не осознаваемых и не обсуждаемых, которые направляют и структурируют поведение представителей данной общности. Считается, что все нормативное поведение группы или общности есть функция особой К. м. э. Согласно Р. Рэдфилду, ни один человек не держит всего, что он знает о мире и чувствует, целиком в сознании, но в то же время осведомленный мыслящий информатор может описать свою К. м. э. так, что исследователь в состоянии ее понять. А. Холлоуэл, напротив, рассматривал К. м. э. в виде такой когнитивной ориентации, которую люди не осознают и не могут абстрактно сформулировать. В последнее время К. м. э. обозначается и исследуется через понятие ценности и ценностной ориентации. Под ценностью в данном случае понимается серия предположений о мире, стимулирующая и регулирующая предпочтительный тип поведения. Эта серия предположений может быть выделена путем анализа, но необязательно может быть сознательно понимаема и вербализуема каждым членом общности. Попытка эмпирического изучения К. м. э. через описание базовых ценностных ориентаций была предпринята Ф. Клакхон и Ф. Стродбеком.

И.М. Кузнецов

Картины аранжировки тест (Picture Arrangement Test, PAT) — проективная методика исследования личности. Опубликована С. Томкинсом в 1957 г. Стимульный материал К. а. т. составляют 25 стандартных планшетов, на каждом из которых три рисунка, изображающих некоторые действия (акты поведения) человека. Обследуемому предлагают расположить рисунки в той последовательности, которая представляется ему наиболее логичной, а затем — рассказать историю, сюжетно объединяющую изображения. С. Томкинс стремился в К. а. т. объединить принципы проективного подхода к исследованию личности с традиционно психометрической (количественной) ориентацией. Интерпретация вербального материала, полученного в ходе обследования, осуществляется примерно так же, как в тематической апперцепции теста.

Л.Ф. Бурлачук

Каузальная схема [лат. causa — причина] — понятие, используемое в социальной психологии для обозначения: а) принципов анализа причинности в сфере социального восприятия; б) устойчивых представлений о конкретных причинных связях. Это понятие приобрело широкое распространение в связи с развитием исследований каузальной атрибуции. Основными составляющими К. с., согласно наиболее распространенной в западной социальной психологии теории Г. Келли (1972), являются три принципа: 1) принцип обесценивания — восприятие роли данной причины в обусловливании события как меньшей вследствие наличия других причин, потенциально способствующих его наступлению; 2) принцип усиления — восприятие роли данной причины в обусловливании события как большей в результате наличия препятствующих его наступлению факторов; 3) принцип систематического искажения причинных суждений о людях — систематическое отклонение причинных объяснений поведения людей от правил формальной логики. Основным направлением этих искажений является переоценка субъективной обусловленности поведения и недооценка его объективной обусловленности. Общие принципы К. с. рассматриваются как наиболее общие и устойчивые закономерности функционирования более конкретных схем каузальности. Более частные К. с., представляющие собой устойчивые представления о конкретной обусловленности явлений, различаются по уровню сложности, обобщенности и последовательности включения в анализ. Основными факторами, определяющими уровень К. с., используемыми в анализе причинности на уровне "житейской психологии", являются степень сложности воспринимаемых объектов и их соответствие ожиданиям индивида.

А.В. Юревич

Келли репертуарных решеток техника (Repertory Grid Technique) — метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Предложен Дж. Келли в 1955 г. Под понятием индивидуальной системы конструктов имеется в виду система отношений и установок человека к миру. Согласно Келли, "конструкт можно представить себе как референтную ось, основной параметр оценки... На поведенческом уровне его можно рассматривать как открытый человеком способ поведения..." (Ф. Франселла, Д. Баннистер, 1987). Описание конструкта, по Келли, удобнее всего провести в биполярных понятиях, при этом конструкт становится тем, "чем два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов" (Ф. Франселла, Д. Баннистер, 1987). Биполярность конструктов дает возможность получить матрицу взаимоотношений между ними, позволяющую проведение различных процедур латентного анализа, который выявляет структуру смысловых параметров, лежащих в основе восприятия данным человеком себя и других людей, объектов и отношений. Несмотря на внешнее сходство некоторых процедур, общую направленность на выявление "личностных смыслов" и принадлежность к методам экспериментальной психосемантики, К. р. р. т. радикально отличается от метода семантического дифференциала. В отличие от семантического дифференциала, выбор конструктов и их значений ограничивается "диапазоном применимости". Принцип "диапазона применимости" является вторым (вместе с принципом биполярности) фундаментальным принципом К. р. р. т., подчеркивающим, что каждый конструкт может быть применен к ограниченному набору (репертуару) объектов (элементов). Техника репертуарно-матричного тестирования представляет собой реализацию индивидуально-ориентированного подхода к субъективному шкалированию. При этом ставится целью не столько сравнение оценок испытуемого с нормативными данными, сколько реконструкция индивидуальной системы смысловых единиц, обобщений, противопоставлений, лежащих в основе объективного отношения к себе и окружающим, выявление уникальных, непохожих на групповые, конструктов (принцип индивидуальности).

Л.Ф. Бурлачук

Климат социально-психологический [гр. klima (klimatos) — наклон] — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятного К. с.-п.: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о ее задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр. Таким образом, характер К. с.-п. в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием К. с.-п. развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь. Оптимальное управление деятельностью и К. с.-п. в любом (в том числе трудовом) коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных подразделений с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия. К. с.-п. зависит от стиля руководства и характера организационной культуры. В своей деятельности по оптимизации К. с.-п. руководителю следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива. Синонимы понятия К. с.-п. — морально-психологический климат, психологический климат, психологическая атмосфера коллектива.

Л.А. Карпенко

Когнитивная сложность [лат. cognitio — знание, познание] — психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека. К. с. отражает степень категориальной расчлененности (дифференцированности) сознания индивида, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о действительности, опосредствующей его деятельность. К. с. определяется количеством оснований классификации, которыми сознательно или неосознанно пользуется субъект при дифференциации объектов какой-либо содержательной области. Сознание человека неоднородно и в различных содержательных областях может характеризоваться различной К. с. (например, высокой К. с. в области спорта и низкой — в сфере межличностного восприятия). Операциональным критерием К. с. может выступать размерность (число независимых факторов) субъективного семантического пространства.

В.Ф. Петренко

Когнитивного диссонанса теория [лат. cognitio — познавание и лат. dissonans — нестройно звучащий] — одна из концепций западной социальной психологии, выдвинутая американским психологом Л. Фестингером (1957) и объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов (верований, мнений, ценностей, намерений и т.д.). Исходное положение К. д. т.: диссонанс есть негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми "знаниями" (мнениями, понятиями) об одном объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться либо путем изменения одного из элементов диссонансных знаний, либо путем введения нового элемента. Позднее Л. Фестингер определил диссонанс как следствие недостаточного оправдания выбора. Стремясь усилить оправдание поступка, человек либо изменяет свое поведение, либо изменяет свое отношение к объектам, с которыми связан поступок, либо обесценивает значение поступка для себя и других. В 70-е гг. "диссонансные эффекты" были переосмыслены рядом исследователей в информационных терминах и представлены как частный случай функционирования каузальных схем.

Л.А. Карпенко

Когнитивного соответствия теории — класс теорий, разработанных в рамках когнитивистского направления социальной психологии в 50-е гг. XX в. и имеющих целью дать объяснение соотношения логичного и алогичного в поведении человека. Основная идея всех К. с. т. состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной; если же это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Эта идея по-разному представлена в различных К. с. т. В теории структурного баланса Ф. Хайдера, базирующейся на идее соответствия и идее атрибуции, рассматривается состояние сбалансированности когнитивной структуры человека в ситуации восприятия им другого человека и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению. В теории коммуникативных актов Т. Ньюкома проводится идея о том, что средством преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением человека к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации между партнерами, в ходе которой позиция одного из них изменяется и тем самым восстанавливается соответствие. Основной тезис теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума заключается в том, что для достижения соответствия в когнитивной структуре человека (воспринимающего субъекта) он одновременно изменяет свое отношение и к другому человеку, и к тому объекту, который они оба оценивают. Так, если субъект позитивно относится к другому, но негативно — к оцениваемому ими объекту, то в случае позитивного отношения второго субъекта к объекту первый субъект, уменьшая "негативность" своего отношения к этому объекту, уменьшает вместе с тем и "позитивность" своего отношения ко второму субъекту. Здесь соответствие ("конгруэнтность") восстанавливается за счет одновременного изменения этих двух рядов отношений и в определенных случаях — за счет изменения знака отношения.

Г.М. Андреева

Коллектив [лат. collectivus — собирательный] — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В К. формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистским самоопределением (в противовес конформности и нонконформности, проявляющихся в группах низкого уровня развития), коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов К. по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. В К. проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением К. не уменьшается вклад, вносимый его членами в общее дело, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности, отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами, имеется положительная связь между эффективностью совместной деятельности и благоприятным психологическим климатом, создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев (Б. Латейн), а в К. указанный эффект отсутствует. Групповые процессы в К. иерархизированы и образуют многоуровневую структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная социально значимыми целями. Первый уровень (страт) структуры К. образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Второй уровень — межличностные отношения, опосредствованные совместной деятельностью (самоопределение личности в группе, коллективистская идентификация и т.д.). Третий уровень — межличностные отношения, опосредствованные ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью. Закономерности, действующие на третьем уровне структуры К. (поверхностная страта), не проявляют себя на втором, и наоборот, и поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, экспериментально полученным в пределах третьего уровня, не могут быть перенесены на характеристику второго уровня и К. в целом. Это ориентирует психолога, осуществляющего диагностику развитости К., на обращение к параметрам, выявляющим его сущностные, а не случайные (поверхностные) качества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 357 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

767 - | 677 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.