Первой своей задачей при создании теории речевых актов Дж.Л. Остин считал выяснение характера отношений между констативными и перформативными высказываниями и условий удачности перформативов. Успев в определённой степени убедиться, что жёсткой границы между перформативами и констативами нет (при выходе за пределы множества эсплицитных перформативов), Остин начал склоняться к мысли, что деятельностной природой обладают по существу не только перформативы, но и все высказывания.
Занявшись вопросами о структуре речевых актов и об их таксономии, он совершил переход от перформативности к иллокутивности, сделав теперь ведущим в теории речевых актов понятие иллокутивной силы.
Акцент был перенесён с принципа деятельности говорящего по производству высказываний на принцип их коммуникативной целенаправленности (интенциональности).
В речевом акте Дж. Остин выделяет три уровня, тоже называемые актами: локутивный, иллокутивный и перлокутивный акты.
Локутивныйакт (локуция, от англ. locution ‘оборот речи, речение’) представляет собой произнесение высказывания, обладающего фонетической, лексико-грамматической и семантической структурами. Ему присуще значение. Реализация звуковой структуры приходится на долю фонетического акта, лексико-грамматическая структура реализуется в фатическом акте, а семантическая структура — в ретическом акте.
Иллокутивныйакт (иллокуция, лат. il- < in ‘в, внутри’), обладая определённой силой, обеспечивает указание не только на значение выражаемой пропозиции, но и на коммуникативную цель этого высказывания. Этот акт конвенционален.
Перлокутивныйакт (перлокуция, лат. per- ‘посредством’) служит намеренному воздействию на адресата, достижению какого-то результата. Данный акт не является конвенциональным.
Все три частных акта совершаются одновременно, а не один за другим. Их различение необходимо в методических целях.
1. Локутивный акт |
— а) фонетический акт |
— б) фатический акт |
— в) ретический акт |
2. Иллокутивный акт |
3. Перлокутивный акт |
Осуществляя локутивный акт, говорящий одновременно осуществляет иллокутивный акт, когда спрашивает или отвечает на вопрос; информирует, уверяет или предупреждает; объявляет решение или намерение; объявляет приговор; назначает, взывает или критикует; отождествляет, описывает и т.п.
Эксплицитный перформатив есть вместе с тем и иллокутивный акт:
(6-1) Я обещаю, что вернусь вовремя.
Разграничение иллокуций и перлокуций далеко не всегда достигается легко. Иногда можно ориентироваться на различия между иллокутивными и перлокутивными глаголами. К числу первых относятся, например. предупреждать, приказывать, к числу вторых принадлежат, например, запугивать, устрашать, убеждать, уговаривать, заставить, вынуждать, удивлять, поразить, огорчать.
Однако есть много спорных и непонятных случаев. Не имеют абсолютной силы даже приводимые ниже формулы.
В формуле иллокутивного акта английский язык допускает использование предлога in:
In saying x I was doing y / I did y
‘Говоря х, я делал y / я сделал y ’.
Формула перлокутивного акта может включать предлог by:
By saying x I did y / I was doing y
‘С помощью / посредством высказывания х
я сделал y / я делал y ’.
Примеры локутивных актов:
(6-2) Он сказал, что …
(6-3) Он сказал: «Застрели её!»
(6-4) Он сказал мне: «Ты не имеешь права это делать».
Примеры иллокутивных актов:
(6-5) Он доказывал, что…
(6-6) Он настоял / посоветовал / приказал, чтобы я застрелил её.
(6-7) Я утверждаю, что…
(6-8) Я предупреждаю, что…
(6-9) Я приказал ему подчиниться.
Примеры перлокутивных актов:
(6-10) Он убедил меня, что…
(6-11) Я заставил / принудил его подчиниться.
(6-12) Он удерживал меня / препятствовал мне.
(6-13) Он остановил меня / привёл меня в чувство.
(6-14) Он раздражал меня.
Надо иметь в виду, что перлокутивный акт — это часть речевого акта говорящего, а не ответное (речевое или неречевое), не посткоммуникативное действие адресата:
(6-15) Я спросил его ≈ Я побуждал его ответить. (Но: побуждать ещё не значит побудить.)
Перлокуция состоит в воздействии на информационное состояние адресата, на его настроение, планы, желания и волю. А вот ответит ли адресат либо не сочтёт нужным ответить, находится уже за рамками инициативного речевого акта говорящего.