Что можно делать с информацией
создавать | принимать | комбинировать | хранить |
передавать | копировать | обрабатывать | искать |
воспринимать | формализовать | делить на части | измерять |
использовать | распространять | упрощать | разрушать |
запоминать | преобразовывать | собирать | и т. д. |
Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.
Свойства информации
Информация обладает следующими свойствами:
· достоверность
· полнота
· точность
· ценность
· своевременность
· понятность
· доступность
· краткость и т. д.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, т. е. перестает отражать истинное положение дел.
Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.
Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдет применение в каких-либо видах деятельности человека.
Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она еще не может быть усвоена), так и ее задержка.
Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.
Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по-разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.
Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, всевозможных инструкциях.
3.Информация может быть классифицирована следующим образом:
Информацию можно разделить на виды по разным критериям:
· по истинности
· истинная
· ложная
· по способу восприятия
· Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
· Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
· Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
· Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
· Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
· по форме представления
· Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
· Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
· Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
· Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.
· по назначению
· Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
· Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
· Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
· Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
· по значению
· Актуальная - информация, ценная в данный момент времени.
· Достоверная - информация, полученная без искажений.
· Понятная - информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
· Полная - информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
· Полезная - полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
Единицы измерения количества информации.
Единицы измерения количества информации. Для количественного выражения любой величины необходимо определить единицу измерения. Так, для измерения длины в качестве единицы выбран метр, для измерения массы — килограмм и так далее. Аналогично, для определения количества информации необходимо ввести единицу измерения.
За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность в два раза. Такая единица названа «бит».
Если вернуться к опыту с бросанием монеты, то здесь неопределенность как раз уменьшается в два раза и, следовательно, полученное количество информации равно 1 биту.
Минимальной единицей измерения количества информации является бит, а следующей по величине единицей является байт, причем 1 байт = 23 бит = 8 бит.
В информатике система образования кратных единиц измерения количества информации несколько отличается от принятых в большинстве наук. Традиционные метрические системы единиц, например Международная система единиц СИ, в качестве множителей кратных единиц используют коэффициент 10n, где n = 3, 6, 9 и так далее, что соответствует десятичным приставкам Кило (103), Мега (106), Гига (109) и так далее.
Компьютер оперирует числами не в десятичной, а в двоичной системе счисления, поэтому в кратных единицах измерения количества информации используется коэффициент 2n.
Так, кратные байту единицы измерения количества информации вводятся следующим образом:
1 Кбайт = 210 байт = 1024 байт;
1 Мбайт = 210 Кбайт = 1024 Кбайт;
1 Гбайт = 210 Мбайт = 1024 Мбайт.
Количество возможных событий и количество информации. Существует формула, которая связывает между собой количество возможных событий N и количество информации I: N=2I.
По этой формуле можно легко определить количество возможных событий, если известно количество информации. Например, если мы получили 4 бита информации, то количество возможных событий составляло: N = 24= 16.
Наоборот, для определения количества информации, если известно количество событий, необходимо решить показательное уравнение относительно I. Например, в игре «Крестики-нолики» на поле 8x8 перед первым ходом существует возможных события (64 различных варианта расположения «крестика»), тогда уравнение принимает вид: 64 = 2I.
Так как 64 = 26, то получим: 26 = 2I.
Таким образом, I = 6 битов, то есть количество информации, полученное вторым игроком после первого хода первого игрока, составляет 6 битов.