Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Элементы языка программирования Паскаль




Идентификатор - начинается с буквы или “_” (символа подчеркивания) и состоит из букв, цифр и “_”. Длина идентификатора ограничена длинной программной строки, т.е. 126 символами, но при этом компилятор различает только первые 63 символа. Большие и маленькие буквы не различаются.

Числа в программе - это константы целого или действительного типа. Целые константы представляются в десятичной или шестнадцатеричной системе счисления. Признаком шестнадцатеричной системы является предшествующий символ $. Целые константы должны принадлежать диапазону от -2147483648 до 2147483647. Строки - последовательность символов, заключенных в апострофы (в одиночные кавычки). Максимальная длина строковой константы - 255 символов.

Комментарий в Паскале - любой текст, ограниченный (*.........*) или {........}. Вложенность компонентов допускается лишь двумя способами:

(*...... {........}........*) или {......(*........*).......}. В современных версиях программной среды типа PascalABC.NET допускается использовать для комментария двойной слеш в начале строки //.

 

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Program <название> - заголовок программы

Label - описание меток

Const - описание констант

Type - описание типов

Var - описание переменных

Procedure - описание процедур

Function – описание функций

begin

раздел операторов (основная программа)

end.


ОПЕРАТОРЫ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ

Любая программа на языке Паскаль начинается со слова PROGPAM и заканчивается словом END. (с точкой). Вслед за словом PROGRAM записывается имя программы, которое ей дает автор. Все имена (идентификаторы) записываются с использованием только 26 букв латинского алфавита и 10 арабских цифр. При этом все идентификаторы должны отличаться друг от друга. Вся первая строчка программы называется заголовком программы.

Операторные скобки. Любая последовательность операторов, заключенная между словами BEGIN и END, называется составным оператором. Таким образом, раздел операторов - это составной оператор. В нем описываются все алгоритмические действия, которые необходимо выполнить над исходными данными для получения результата.

Операторы ввода. Часто первыми действиями, выполняемыми программой, являются действия по вводу данных. В языке Паскаль для этой цели служат следующие процедуры чтения:

READ, например, READ(A, B, C);

READLN, например, READLN(A, B);

Оператор присваивания. Оператор присваивания с помощью знака присваивания:= разбивается на 2 части: левую и правую. В правой части записывается выражение, значение которого необходимо вычислить.

Условный оператор имеет две разновидности:

IF условие THEN оператор1 ELSE оператор2;

IF условие THEN оператор;

Оператор перехода (не рекомендуется): GOTO метка;

Цикл с параметром имеет две разновидности:

FOR I: = M TO N DO оператор; (если начальное значении параметра меньше конечного),

FOR I: = N DOWNTO M DO оператор; (если начальное значении параметра больше конечного).

Цикл с предусловием: WHILE условие DO оператор;

Цикл с постусловием:

REPEAT оператор1;

оператор2;

оператор3;

……………

оператор n

UNTIL условие;

Оператор выбора (варианта):

CASE селектор OF

значение 1: оператор1:

значение 2: оператор2;

…………………………

значение n: оператор n

ELSE оператор

END {of case};

Так же, как и в условном операторе, альтернативная часть “ELSE” не является обязательной.

 

 

ТИПЫ ДАННЫХ В ПАСКАЛЕ

 

 


Рисунок 5. Типы данных в Паскале.

 

 


ВСТРОЕННЫЕ ФУНКЦИИ

Таблица 1.

Имя функции Математическое обозначение Тип результата
Sin (x) Sin x Real
Cos(x) Cos x Real
Ln(x) Ln x Real
Sqrt(x) Real
Arctan(x) Arctg x Real
Exp(x) ex Real
Sqr(x) x2 Integer
Abs(x) |x| Integer
Odd(x) False, x=2n True, x=2n+1 Boolean
Succ(x) x + 1 Integer
Pread(x) x - 1 Integer
Inc(x) x + 1 Integer
Inc(x,n) x + n Integer
Dec(x) x - 1 Integer
Dec(x,n) x - n Integer

 

 


ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

 

Домашнее задание № 1

 

Задание «Имя». Написать программу, которая выводит на экран Ваше имя.

 

Задание «Арифметика». Ввести с клавиатуры два числа и найти их сумму, разность, произведение и, если возможно, частное от деления одного на другое.

 

Задание «Уравнение». Для любых введенных с клавиатуры b и c р ешить уравнение вида bx + c = 0.

Задание «Еще уравнение». Для любых введенных с клавиатуры a, b и c р ешить уравнение вида

ax2 + bx + c = 0.

Задание «Лампа со шторой». В комнате светло, если на улице день и раздвинуты шторы или если включена лампа. Ваша программа должна, в зависимости от времени суток и состояния лампы и штор, отвечать на вопрос, светло ли в комнате.

 

Домашнее задание № 2

 

Задача «Конус». Вычислить объем и полную поверхность усеченного конуса:

V = 1/3ph(R2+Rr+r2),

S = p(R2+(R+r)l+r2).

Задача «Разветвление». Для произвольных x и a вычислить

w =

Задача «Функция». Для произвольных a и b вычислить функцию .

Задача «Порядок». Распечатать 10 натуральных чисел в возрастающем порядке, начиная с произвольного числа N.

Задача «Табуляция». Протабулировать функцию

при изменении x от -4 до +4 с шагом 0.5. Сделать 2 варианте – с циклами Repeat и While.

Домашнее задание № 3

 

Задача «Заем». Месячная выплата m по займу в S рублей на n лет под процент p вычисляется по формуле:

.

Дано: S, p, n. Найти: m.

Задача «Ссуда». Под какой процент p выдана ссуда величиной S рублей, которая гасится месячными выплатами величиной m в течение n лет. Формулу для вычисления месячной выплаты взять из предыдущей задачи.

Задача «Копирование файла». Создать на диске текстовый файл и скопировать его на экран.

Задача «Фильтр». Вывести на экран только числа из созданного Вами на диске текстового файла, содержащего буквы и числа.

Задача «Сортировка букв». Задать строку из 30 букв и расставить их в алфавитном порядке.

 

 

Домашнее задание № 4

 

Задача «Файл». Создать файл, записать в него 10 чисел, закрыть, потом вновь открыть файл и найти сумму чисел.

 

Задача «Знак числа». Определить знак введенного с клавиатуры числа, использовав подпрограмму-функцию

Задача «Геометрические фигуры». Вычислить площади прямоугольника, треугольника, круга, используя подпрограммы-функции.

 

Задача «Былая слава». В 1912 году американский флаг «Былая слава» имел 48 звезд (по одной на каждый штат) и 13 полос (по одной на колонию). Напечатать «Былую славу 1912 года».

 

Задача «Синусоида». Напечатать график функции у = sin x.

 

Задача «Автоматный распознаватель». Декодировать римскую запись числа, состоящего из любого количества знаков. Правила: Ià1, Và5, Xà10, Là50, Cà100, Dà500, Mà1000. Значение римской цифры не зависит от позиции, а знак – зависит.

 

Задача «Генератор случайных чисел». Построить генератор псевдослучайных чисел по формуле s = (m×s + i) mod c, где m, i, c – целые числа. I вариант: m = 37, i = 3, c = 64. II вариант: m = 25173, i = 13849, c = 65537.

 

Задача «Умножение матриц». Три продавца продают 4 вида товаров. Количество продаваемого товара представлено таблицей A. В таблице B представлены цена каждого товара и комиссионные, полученные от продажи, например:

Таблица A. Количество продаваемого товара
Товар Продавец N1 N2 N3 N4
№ 1        
№ 2        
№ 3        

 

Таблица B. Цена и комиссионные
Товар Цена Комиссионные
N1 1,20 0,50
N2 2,80 0,40
N3 5,00 1,00
N4 2,00 1,50

 

Задать соответствующие таблицам матрицы A и B, получить матрицу

C = A х B и определить:

1) какой продавец выручил больше всего денег с продажи, какой – меньше;

2) какой продавец получил наибольшие комиссионные, какой – наименьшие;

3) чему равна общая сумма денег, вырученных за проданные товары;

4) сколько всего комиссионных получили продавцы;

5) чему равна общая сумма денег, прошедших через руки продавцов?

Задача «Системы счисления». Программа должна считывать с клавиатуры число, записанное в одной системе счисления, и выводить на экран это число в записи по другому основанию, например: исходное число – 112D, старое основание – 16, новое основание – 8, результат – 10455.

 

ь





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1314 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2351 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.