Комментарий показывает, насколько глубоко и полно ученик понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иначе говоря, комментирование проблемы должно показать, насколько правильно экзаменуемый понял текст.
Можно выделить два типа комментария.
1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
• Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
• На чем заостряет внимание? Почему?
• Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?
• Какие эмоции автора выражены в тексте?
• Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?
• Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Можно порекомендовать ученикам найти ответы на следующие вопросы:
• К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)
• Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?
• Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?
• Почему эта проблема привлекла внимание автора?
• Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
• К каким выводам автор подводит читателя?
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.
Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что…
Исходный текст:
Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. На освещенном мощными огнями теплоходе. И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…
Я вышел из рубки на крыло мостика. Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. Я поднял к глазам бинокль. В стеклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, темные от дождя чехлы и птицы – распушенные ветром мокрые комочки. Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своем долгом пути на юг. Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, еще лежит снег, а деревья проснулись. И все вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. Это не опишешь. Это возвращает в детство. И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.
И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей ее нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.
И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, – в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства – будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
Пускай наших пейзажистов не знает заграница. Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолетного, но счастья. А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины…
(По В.Конецкому)
Фрагмент сочинения
В чем состоит подлинное назначение искусства? Философы, писатели, музыканты, художники разных эпох пытались найти ответ на этот вопрос. Одни считали, что искусство должно приобщать человека к прекрасному, другие видели в искусстве рупор общественных идей, третьи – источник развлечения… Интересный аспект этой проблемы раскрыл В.Конецкий.
По мысли автора, подлинное искусство дарит человеку радость, ощущение полноты жизни, которое неразрывно связано с чувством родины. Не случайно при виде птиц на палубе теплохода в памяти автора, находящегося вдали от родины, всплывает знакомый с детства образ – картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта картина, изображающая раннюю весну, поражает зрителей своей простотой и глубоким пониманием русской природы. Действительно, полотна знаменитых русских пейзажистов – Левитана, Серова, Коровина – особенно близки и дороги тем, кто с детства влюблен в красоту природы России, кому знакома «русская радость, со всей ее нежностью, скромностью и глубиной».
Таким образом, позиция В.Конецкого заключается в следующем: одна из важнейших функций искусства – будить в человеке чувство родины.
Позиция автора.
Источник: лекции А.Г. Нарушевича.
Авторская позиция
Выявление авторской позиции оценивается по критерию К3.
К 3 | Отражение позиции автора исходного текста | |
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет | ||
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно илипозиция автора исходного текста не сформулирована |
Напомним, что позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.
Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.
Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.
Сформулировать позицию автора помогут типовые конструкции:
• Позиция автора такова:…
• Автор считает, что…
• Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
• Автор убеждает нас в том, что…
• В тексте доказывается мысль о том, что…
• Основная мысль текста заключается в том, что…
• Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…
Исходный текст Стоит закрыть глаза – и весь зримый мир исчезает. Стоит заткнуть уши – и все вокруг немеют: подобно рыбам, они открывают рот, но ни единого звука не долетает до вас. Стоит зажать нос – и ни единый аромат уже не щекочет ваших ноздрей.. В отличие от зрения, слуха и обоняния, чувство равновесия не отключается никогда: его нечем закрыть, заткнуть, зажать. Что бы мы ни делали, наши органы равновесия (их два: по одному внутри каждого уха) бесперебойно сообщают нам о том, какое положение принимают все части нашего тела. Мы ловко перебираем руками, командуем всеми подвластными нам частями (от левого мизинца до правого глаза), держимся на ногах в самое скользкое время года и даже не задумываемся при этом, что нам делать. Все это происходит бессознательно: чувство равновесия правит нами, а не мы распоряжаемся им. Приученные своим организмом к согласию и точности чувств, мы и все вокруг себя стараемся привести к равновесию. Не случайно это понятие проникает в самые разные сферы жизни человека и природы. Экологи хлопочут о равновесии на нашей планете, подбивая баланс природных стихий и человеческих усилий; демографы добиваются необходимого равновесия смертности и рождаемости; политики говорят о равновесии интересов разных государств; химики добиваются химического равновесия при проведении реакций; астрофизики восхищаются равновесием в звездных системах; механики добиваются равновесия внутри сотворенных ими машин... Любой живой организм стремится к гармонии и равновесию, только тогда он чувствует себя благополучно, и этот баланс внутренних и внешних сил помогает нам выжить. Нужно стремиться и к равновесию в сфере духовного и душевного. Недаром в трудную пору жизни, когда нас охватывает смятение чувств, мы жаждем обрести внутреннее равновесие. (По Я.Катину) Фрагмент сочинения Человечество на протяжении многих веков волновало множество «вечных» вопросов. Один из них – вопрос о гармонии. Итак, что такое гармония и какова роль этого понятия в жизни человека и общества? Над этой сложной проблемой размышляет Я.Катин. Казалось бы, автор всего один раз употребил слово гармония. Гораздо чаще в тексте используется существительное равновесие. Однако если в начале отрывка речь идет о чувстве равновесия в организме, то в конце автор пишет именно о гармонии – в духовной жизни человека, в обществе, в природе, во Вселенной: «Экологи хлопочут о равновесии на нашей планете… астрофизики восхищаются равновесием в звездных системах…». Катин с восхищением пишет о равновесии как всеобъемлющем понятии. И мы с горестным удивлением замечаем, что хотя в жизни природы человек видит стройность и согласованность, но в нашей духовной и душевной жизни далеко не всегда царит гармония. А как не хватает гармонии в сегодняшнем мире, сотрясаемом политическими кризисами и военными конфликтами! Я думаю, что позицию автора можно сформулировать так: все живое стремится к равновесию – «балансу внутренних и внешних сил», который помогает выжить. Человек, как и любой живой организм, – часть природы, и природное стремление к гармонии должно направлять человека и общество на путь истины, справедливости и добра.