Лекции.Орг


Поиск:




Теории происхождения государства.

Название теории Представители Основные положения плюсы минусы
Антропологическая Аристотель      
Договорная(естественно правовое:контрактное) Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуаз-ных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись: Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое отражение и в Декларации независимости США.   Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем: - первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.); - каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя; - чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания; - в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство. Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед; Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы; Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- просветители; А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ.   Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение: - были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть; - сделан шаг к созданию гражданского общества; - фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу; - государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе; - теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.; - согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности; - в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.   Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность: - "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий; - ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями; - сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга; - общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.  
Дуалистическая        
Инцестная (половая) Леви-Стросс(франц.,19 век,соч»Антропология») Особенности воспроизводства рода человеческого,а именно введение запрета инцеста,т.е. кровосмешения,явились исходным фактором в выделение человека из мира природы,приведшим затем к возникновению государства.Поддержание запрета требовало наличие людей,которые будут за этим следить,и применения принуждения за его неисполнение.Это достигалось за счет развития связей между племенами в целях обмена женщинами.    
Ирригационная Наиболее видным представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является К. Виттфогель-современный немецкий ученный,написавший «Восточный деспотизм». В древнем Египте и Вавилонском царстве люди,перешедшие к оседлости,занялись земледелием.Но так как это были засушливые районы,потребовалось проводить ирригационные работы,которые были трудоемкими и требовали умелой организации.Ее стали осуществлять специально на то поставленные люди,которые затем и стали первыми государственными чиновниками.Таким образом,в соответствие с данной деорией,главным в создании государства здесь стал ирригационный фактор. Основана на исторических фактах Локальный характер (для регионов с жарким климатом):для начала строительства нужны не только материальные средства,но и те самые организаторы,иначе может ничего и не получиться,поэтому возникает вопрос-может государство было до начала иррагационных работ?
Классовая(марксистская) (XIXв.) в лице К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы, который был следствием разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. «Государство, – подчеркивал В.И.Ленин, – есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет и упрочивает то угнетение, умеряя столкновение классов». Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Способ производства определяет политические, социальные, духовные и иные процессы в обществе. Надстроечные явления – политика, право, юридические учреждения и др. зависят от экономической структуры общества, но в то же время обладают и некоторой самостоятельностью.    
Классовая (материалистическая) Платон,Сен-Симон(франц.1760-1825,соч «Новое христианство») Истоки восходят к Платону,объяснившему появление государства общественным разделением труда.Согласно теории,государство-результат исторического прогресса,а двигателем прогресса являются экономические преобразования,прогресс в средствах производства.Начальная стадия сменяется теологической (античность+феодализм),затем метафизической(период буржуазного миропорядка),затем должна начаться стадия позитивная-«золотой век». Наряду с экономическими факторами,оказали свое воздействие идеологические,психологические,политические факторы.  
Кризисная        
Органическая Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV—III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с про­цессами человеческой психики. Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму: - люди образуют государство, как клетки - живой организм; - государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.; - между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. – Великобри-тания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).   Достоинствами органической теории является следующее: - восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма; - признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизм - оригинальность теории.   Недостатками органической теории является следующее: - прямое проецирование биологических законов на жизнь общества; - сильное влияние дарвинизма; - отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.  
Патриархальная Галлер(франц.1768-1854,соч «Реставрация политической науки» Суть патриархальной теории в том,что,по мнению ее авторов государство возникает по модели семьи(то есть государство»большая семья»,состоящая из множества обычных семей).Следовательно власть правителя(короля) является продолжение отцовской власти в семье.Согласно патриархальной теории: -монарх является отцом всего народа -благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской)заботы -король действует во благо подданых,охраняет и защищает их (как отец членов семьи) -власть короля(отца) ничем не ограничена и незыблема Подданые обязаны чтить короля и подчиняться ему,как члены семьи отца. 1)Способствует сплочению общества;уважению,почитанию государственной власти 2)культивирует дух родства,братства,взаимосвязанности членов общества(как членов семьи) 3)Поддерживает веру людей в нерушимость мира Прямое отождествление государства и семьи,власти монарха и отца. Непонятно,почему люди воюют друг с другом,если государство-единая семья: по чьей воле возникают революции,если власть отца изначально непоколебима:почему монарх-отец может допускать создание жестоких законов?
Психологическая Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард. Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека. Под этими свойствами подразумеваются: - желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным; - желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми; - способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле; - желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания. Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.   Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства. Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - 'социальные, экономические, политические и др.
Расовая Ж.Гобино(франц.19 век»опыт о неравенстве человеческих рас»),Ф.Ницше(нем.19 век»Воля к власти») Человеческие расы,по мнению создателей теории,не равны в физическом,психологическом,уственном отношение.Их можно разделить на высшие и низшие.Высшие призваны господствовать,поэтому государство необходимо для постоянного обеспечения господства одних рас над другими.Представителей низшей расы являются людьми,не способными к созданию цивилизации.Ницше,пользусь понятием расы,употреблял его не в ниционально-этническом,а в социально-политическом значении.Сильная раса-это особая порода властвующих,аристократическая порода. Плюсы-справедливо указывает на биологическое и психолошическое различе людей Минусы-различия в развитии народов объясняются совсем не этими различиями,а географическими,историческими,социально-культурными факторами.
Спортивная Ортега Х.Гассет Возникновение государства связано с появлением игр и физических упражнений,спорта в целом.В древности физкультурно-тренировочный характер имели охотничьи и военные танцы,исполнявшиеся перед отправлением на охоту или в поход.С появлением религиозных верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами.Первобытный человек стал осознавать важность физической силы и ее тренировки.Когда наряду с земледелием и скотоводством все большую роль начинали играть военные организация племен,физическое воспитание выполняло фунцию подготовки не только к трудовой,но и к военной деятельности.Кроме того,существовал отряд инициации(при переходе из одной возрастной группы к другую).В инициациях использовались физические упражнения,готовили к инициациям старейшины-организаторы,которые постепенно оставили особую организацию со своей структурой.десь автор проводит параллель со структурой государства.В подтверждение приводится система физического воспитания в спарте и олимпийские игры,которые способствовали объединению греческих полисов.   Греция не единственный регион,где возникла государственность:материальные условия жизни в этой теории не рассматриваются.
Теологическая (Божественная) получила распространение в трудах Аврелия Августина, Тертуллиана,в средневековье - Фомы Аквинского 13век религиозный деятель Востока,Ислама, в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).   Государство-результат Божественного промысла,оно вечно,как и сам Бог.Государь наделяется церковью правом повелевать людьми и призван реализовать волю божью на земле:люди должны беспрекословно подчиняться его воле.     Государство появляется вместе с монорелигией,отражала объективные реалии,так как первые государства были теократическими. Однако вместе с тем данная теория слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо в основном построена на вере.  
Теория насилия (внутренния) Дюринг(соч «Ценность жизни») Собственность,классы и государство возникли как результат насилия одной части общества над другой.Меньшинство подчиняется большинству   Дюринг утверждал,что все люди абсолютно равны,а это генетически не так.Кто-то сильнее, кто-то умнее.
Теория насилия (внешняя) Дюринг,Каутский,Гумплович(Австрия,19в) Государство возникает в результате завоевания одного племени другим.Насилие применяется не только в ходе завоевания,но и после,для того что бы не было постоянной войны между племенами.Государство становится силой,навязанной обществу из вне.Для подавления порабощенных народов создаются государственные органы,принимающие законы.Завоеванным государство дает защиту от посягательств других сильных племен и возможность устроиться в пределах оставленных им прав,а завоевателям-возможность использовать выгоды своего положения.Всвоем развитии государство проходит следующие этапы: 1)Покорение одного народа другим 2)Возникновение классов 3)Постепенное смягчение их неравенства 4)Замена военного господства господством права 5)Появление государства,где всее люди имеют права и обязанности 6)Соединение людей в однородный народ 7)Появление чувства патриотизма и образование нации   Теория не универсальна.Когда германцы завоевали римлян,они создали государство не сразу,а когда усвоили что то из государственной практики Рима:а когда Орда завоевала Русь,где уже было создано государство,то Орда не создала своего государства,так как этому не способствовал кочевой образ жизни.Иногда угроза завоевания приводила к образованию государства(славяне) война ведется в животном мире,но государство создал только человек
Теория специализации Кашанина-попытка создать универсальную теорию Основной тезис-закон специализации-это всеобщий закон развития окружающего мира.Сначала появляется экономическая специализация(отделение скотоводства от земледеия,выделения ремесла, появление торговли).Затем появляется политическая специализация.Тогда то и появляется государство-результат специализации в производственной и управленческой сфере(разделение труда в политической сфере-законодательная,исполнительная,правохранительная деятельность).Затем произошли идеологическая специализация (религия,право,мораль) и научная (естественные,технические,гуманитарные науки). Специализация труда – результат борьбы человечества за свое существование.В своем развитие в соответствие с данной теорией государство проходит следующие этапы: 1)Неолитическая революция 2)специализация труда 3)появление излишка 4)появление экономической основы для содержания управленцев 5)появление государственного аппарата-появление госуддарства.    
Комплексная теория происхождения государства        

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информация о студентах, состоящих на медицинском учете | Всероссийского инклюзивного студенческого шахматного турнира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2541 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

1013 - | 824 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.