Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Древнекитайская философия.




Древнекитайская философия возникла в середине I тыс. до н.э. на основе китайской духовной традиции и оказала непосредственное влияние не только на развитие китайской цивилизации, но и ряда стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

Являясь частью общемировой философии, китайская философия обладает и рядом существенных национальных особенностей, позволяющих считать ее особым историческим типом философской рефлексии.

Специфическими чертами китайской философии являются:

ü специфический категориальный аппарат, язык философии, сформировавший особый тип мышления;

ü тесная связь с экономической и политической практикой, то есть отчетливый практический характер философии;

ü традиционалистский характер – традиция стала духовным каркасом, на который нанизывались новые философские идеи;

ü отсутствие четких дефиниций «материя» и «идея», так как философов не столько интересовала проблема соотношения духа и материи, сколько проблема начала бытия;

ü гуманистический и рационалистический характер – в центре внимания философии стоит человек во всем многообразии его состояния и связей.

 

Китайская философская традиция выделяет шесть основных философских школ:

– натурфилософию (инь-ян цзя);

– конфуцианство (жу цзя);

– моизм (мо цзя);

– школу имен (мин цзя);

– школу закона (легизм, фа цзя);

– даосизм (дао дэ цзя).

 

Конфуцианство – школа ученых-интеллектуалов – является первой, древнейшей философской школой и одним из трех этико-религиозных учений Китая и некоторых стран Дальнего Востока (Кореи, Японии) – конфуцианства, даосизма и буддизма.

Основателем конфуцианства является Конфуций – «отец» китайской культуры. Его основные идеи зафиксированы в сборнике «Лунь юй» («Суждения и беседы»), составленном его учениками после смерти.

Основные философские идеи:

ü высшая мироустроительная сила Вселенной – Небо (тянь), которое посылает людям предопределение (мин), познав которое человек может стать «благородным, совершенным мужем» (цзюнь-цзы), то есть высоконравственной, образцовой личностью, способной управлять государством;

ü учение о добродетелях, совокупность которых составляет принцип «золотой середины» – главный императив морали Конфуция: «не делай другим того, чего не желаешь себе»;

ü учение о человеколюбии (жэнь), предполагающее сыновнюю почтительность и повиновение подданных правителю;

ü признание строгой социальной иерархии: «правитель должен быть правителем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном»; управление государством подобно управлению колесницей: император правит, чиновники – вожжи, закон и мораль – узда, уголовное наказание – бич, народ – лошади: «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами».

Даосизм – школа «учения о дао и дэ», возникшая в VI-IV вв. до н.э. Основоположник даосизма – Лао-цзы, основные философские мысли которого зафиксированы в трактатах «Дао дэ цзин» («Канон пути и благодати»).

Основу учения составляет представление о дао (путь) – мировой единой субстанции – закономерности, «постоянства» спонтанного бытия космоса, человека и общества, как порождающее начало всего сущего, генетически предшествующее миру «оформленных» вещей.

Основные философские идеи:

ü дао несет в себе благую силудэ, через которую она проявляет себя в вещах, «оформляя» их в качественную определенность;

ü концепция «спонтанности», «естественности» и вытекающий из нее принцип «недеяния» (у вэй), предполагающий отсутствие произвольной целеполагающей деятельности («искусственности»), не соответствующей «естественному» миропорядку, воплощенному в дао.

Моизм – школа, основанная в IV в. до н.э. Мо-цзы. Основные философские идеи мыслителя записаны его учениками в книге «Мо-цзы».

Основные философские идеи:

ü «идея всеобщей любви и взаимной выгоды», предполагающая гуманное отношение к людям, независимо от их социального происхождения;

ü учение о «Небе» как олицетворении подлинного человеколюбия и социальной справедливости;

ü отрицания предопределенности судьбы: она зависит от того, как человек будет осуществлять в жизни принципы всеобщей любви, выражающей «небесную волю»;

ü концепция познания, основанная на идеях сенсуализма, о видах знания (услышанное знание, разумное знание и непосредственное знание) и его связи с внешним миром;

ü отвержение паразитического образа жизни аристократии.

Натурфилософия «школа инь-ян» – основана в IV-III в до н.э. философом Цзоу Янь. Центральную концепцию этой школы составили представления о «пяти элементах, или стихиях»: вода, огонь, металл, дерево, почва, находящихся в постоянной связи друг с другом. Помимо этих элементов мир наполнен энергией ци, которая под действием дуальных сил инь (темное, женское начало) и ян (светлое, мужское начало) порождают всю тьму вещей, таким образом, происходит оногенез – процесс развития всего сущего из первозданного хаоса.

 

Легизм школа закона фа цзя – основана философом Шан Яна в III в. до н.э. Основная идея в следующем. Основа благосостояния страны и могущества государства состоит в умении правителя сосредоточить усилия народа на земледелии и войне, именно эти две области составляют то единое, что должно лечь в основу управления государством. Успешное управление страной возможно лишь с помощью единых и обязательных для всех законов, творцом которых является монарх.

 

Учение «Книги перемен» («И цзин») представляет собой уникальное явление не только в культуре Китая, но и в мировой культурной традиции. Возникнув очевидно в конце II – начале I тыс. до н.э. как гадательная книга, превратилось к IV в. до н.э. в фундаментальный памятник философской мысли Древнего Китая, оказавшей влияние на культуру не только Китая, но стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

 

Книга состоит из двух частей:

канонической, состоящей из 64 гексаграмм, представляющих графические символы, состоящие из 6, расположенных вертикально черт двух видов – целой и прерванной во всех возможных комбинациях. Целая черта символизирует силу ян (светлое, активное начало), прерывистая – силу инь (темное, пассивное начало). В основе гексаграмм лежат 8 триграмм, выступающие графическим символом 8-ми первооснов мира: неба (цянь), земли (кунь), грома (чжэнь), ветра (сюнь), воды (кань), огня (ли), горы (гэнь) и водоема (дуй). Кроме того, они означают 8 качеств – состояний: творчество – крепость (цянь), исполнение – самоотдача (кунь), возбуждение – подвижность (чжэнь), погружение – опасность (кань), пребывание – незыблемость (гэнь), утончение - проникновенность (сюнь), сцепление – ясность (ли) и разрешение – радостность (дуй);

комментариев, трактующих гексаграммы как учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций структуре постоянно меняющегося мира Различные комбинации черт символизируют борьбу сил света и тьмы в процессе становления той или иной ситуации.

 

Включает три содержательных слоя:

– названия гексаграмм и мантические формулы;

– афоризмы при гексаграммах;

– афоризмы при отдельных чертах гексаграмм.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 699 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.