ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО дРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И
ДРЕВНЕГО РИМА
Реферат
Выполнила:
студентка группы
факультета иностранных языков
Тогошеева Тамара Игоревна
Научный руководитель:
М.Н. Чупановская, к. фил. н., доцент
Иркутск 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИТОРИКИ.ОРАТОРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.. 4
2. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА.. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 15
Введение.
Ораторское искусство — искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика. Уметь правильно излагать свои мысли – значит обладать самым мощным инструментом управления людьми – словом. Однако слово — это не только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает нам возможность познавать мир, подчинять силы природы. Слово — могучее средство самовыражения, каждого из людей. Но как пользоваться им? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на их решения и поступки. Ответ на эти и другие вопросы, связанные с умением владеть словом, дает риторика (от греч. искусство красноречия) — наука о мастерстве «убеждать, увлекать и услаждать» речью (Цицерон). Подобное умение было распространено во время судебных процессов или общих собраний древних греков и древних римлян. Решение важных государственных и общественных вопросов зависело от красноречия выступающих, от логичности и доступности их аргументов для понимания и восприятия аудиторией. Многие судьи склоняли свое решение в ту или иную сторону только благодаря пламенным и убеждающим речам защитника или обвинителя – это действует и в современных судах с присяжными. Особое значение риторики состоит в том, что она формируют стиль и логику изложения, позволяют сделать повествование связным и доходчивым для аудитории, что так необходимо человеческой речи в наше время. В этом и заключается актуальность данной темы.
Искусство красноречия существовало с незапамятных времен в силу естественной необходимости что-нибудь доказывать или разъяснять в публичной речи. Но долгое время это искусство рассматривалось только как природный дар, и никто не пытался определять теоретические основы таких выступлений, сохранить их в памяти потомства.
История риторики началась с Древней Греции и тогда называлась «наукой красноречия». Развитие ораторского искусства возможно только при таком строе, который обеспечивает свободу слова. Такие условия появились с установлением демократии. От убедительности речи оратора в народных собраниях, в советах и в судах зависел успех дела. Так и возникла теория ораторского искусства — риторика. Слово «ритор» первоначально значило «оратор», но постепенно им стали называться учителя красноречия.
Возникновение риторики. Ораторы Древней Греции.
Риторика возникла, прежде всего, в Сицилии, где во второй половине V в. в связи с уничтожением тирании и установлением демократического правления открылся простор для деятельности ораторов, особенно в судах, так как вследствие частых злоупотреблений прежней власти осталась большая путаница и в общественных, и частных делах.
В условиях античного мира живое слово оратора играло исключительно важную роль, существовал культ слова, особенно в Афинах: судебный порядок требовал, чтобы гражданин выступал на суде обязательно лично. Поэтому в конце V в. появилась нужда в опытных людях, которые сумели бы помочь своим советом или даже написать для выступающего соответствующую роль. Так возникла особая профессия адвокатов — «логографов»1, которые за плату писали речи для клиентов. Кроме того, в Совете и в Народном собрании начали выделяться ораторы, руководители общественного мнения или представители политических партий.
Первыми учителями-профессионалами в Древней Греции были софисты, которых называли учителями мудрости и красноречия (V в. до н.э.). Они готовили молодежь к общественной жизни, к проведению дискуссий, развивали у учеников умение использовать приемы доказательства и опровержения, отстаивать свое мнение, используя софизмы. Для доказательства истинности ложного высказывания софисты использовали рассуждение, построенное на логических уловках, т.е. умышленно ошибочных рассуждениях. Софизм строится на внешнем сходстве явлений, преднамеренно неправильном подборе исходных положений, на двусмысленности слов и подмене понятий. Наиболее видный из софистов, идеолог рабовладельческой демократии и политический деятель Протагор из Абдеры (481-411 гг. до н.э.), активно разрабатывал теорию риторики. Придавая первостепенное значение слову в ораторском искусстве, он считал необходимым изучение языка и разработку вопросов грамматики.
Софисты все истины подвергали сомнению, считали, что каждый человек имеет свою особую истину; нет истинных высказываний, все высказывания людей – ложны. Уловки в доказательстве, разработанные софистами, используются и в современной риторической практике, но в более скрытой форме, поэтому их сложно сразу обнаружить.
Софисты справедливо утверждали, что для владения живым словом необходимо не только развивать логическое мышление, но и совершенствовать технику речи (четкое произношение, достаточная громкость, определенный темп) и культуру речи (правильность, качественность). И это положение в риторике осталось незыблемым.
Уже первые риторы учитывали необходимость планомерного построения речи и стали выделять основные части ее: вступление, главную часть, и заключение. Красноречие делилось на три вида: 1) совещательное или политическое 2) судебное, включающее в себя речи обвинительные и защитительные, и 3) эпидиктическое, т. е. показное, или торжественное, ставящее целью прославление какого-нибудь предмета, события, праздника, лица и т. п. и дающее возможность оратору блеснуть своим мастерством.
Греческие ученые эпохи эллинизма из большого числа известных им ораторов выделили «канон» десяти ораторов, как наиболее замечательных; в него входили Антифонт, Андокид, Лисий, Исей, Исократ, Демосфен, Гиперид, Ликург, Эсхин и Динарх.
Первым ритором, был софист Горгий (483—376 гг.). В 427 г. он приехал в Афины в качестве посла от сицилийского города Леон-тин, чтобы просить помощи против Сиракуз. Своими речами он произвел сильнейшее впечатление на афинскую молодежь. Горгий дал также образцы торжественного, эпидиктического красноречия. Известно было его выступление на общегреческом собрании в Олимпии — «Олимпийская речь», в которой он призывал греков забыть свои междоусобия и обратиться против общего врага — персов. Но эта речь не дошла до нас. Сохранился отрывок из его «Надгробного слова». Автор в торжественных, высокопарных выражениях восхваляет доблесть воинов, павших в борьбе за отечество. Горгий в изобилии применяет всевозможные приемы внешнего, формального украшения, получившие впоследствии название «Горгиевы фигуры». Он строит речь на противопоставлениях — «антитезах», которые заостряют мысль автора и придают ей особую четкость; каждая фраза разделяется на члены, или колена, равные по своей длине, и часто их параллелизм подчеркивается созвучными окончаниями — рифмой. Таким образом, рифма в греческой литературе проявилась прежде всего в прозе, а в поэзию вошла только в первые века нашей эры.
Горгий имел много учеников и последователей; его литературное влияние было весьма сильно, что ясно видно в речах Антифонта, Лисия и Исократа, отчасти в «Истории» Фукидида.
На рубеже V-VI вв. до н.э. заявил о себе выдающийся афинский судебный оратор Лисий (около 445 – 380 гг. до н. э.). Он был богатым метэком ("пришельцем") и принадлежал к демократической партии. Во время правления "тридцати тиранов" его брат был казнен без суда, имущество семьи было конфисковано. Лисий бежал и вернулся в Афины лишь после восстановления демократии в 403 г. Он стал профессиональным "логографом", т.е. "писателем речей". Стиль Лисия - простой, прозрачный, и четкий. Искусство этого оратора состоит в том, чтобы создать у суда благоприятное впечатление от личности говорящего, чтобы ее характерный облик (этос - по античной терминологии) предстал в наиболее выгодном свете, сохраняя при этом всю свою естественность и жизненность. Портрет, создаваемый речью, должен свидетельствовать в пользу произносящего ее; разумеется, портрет этот бывает иногда очень далеким от действительности.
Из традиционных частей судебной речи наибольшей художественностью отличается у Лисия повествование; это отмечала уже античная критика. В древности под именем Лисия ходило свыше 400 речей, из которых 233 считались подлинными. До нас дошли 34 речи с различной степенью литературной обработки; относятся они к периоду между 403 и 380 гг. В его речах - яркое, житейски, психологически достоверное бытовое повествование; замечательные социально-нравственные характеристики истцов и ответчиков, создающие обобщенные контрастные типы современников; простота и ясность стиля, сделавшие речи Лисия классическим образцом аттической прозы.
Самый яркий представитель торжественного (эпидейктического) красноречия древней Греции – оратор Исократ (436–338 гг. до н. э.), ученик Горгия, основатель риторической школы в Афинах. Но риторика преподавалась в этой школе не как формальная дисциплина, обучающая только искусству ораторской речи, а как средство познания и распространения истины.
Исократ сам не произносил речей, а только обучал красноречию и писал речи, которые распространялись по Греции. Самая знаменитая его речь «Панегирик» представляет собой прославление Афин; оратор призывает греческие общины к объединению под гегемонией Афин и Спарты.
Характерная черта ораторского стиля Исократа – пышность. Он является создателем так называемого периода – сложного предложения, представляющего собой совокупность подчиненных и подчиняющих предложений с ритмическим началом и ритмической концовкой и ставшего впоследствии нормой для художественной прозы. Гладкие, красивые, симметрично построенные периоды Исократа придавали его речам известную монотонность и холодность и в них нет того одушевления, которое так характерно для самого выдающегося политического оратора Древней Греции – Демосфена.
Лучший из учеников Исократа, величайший греческий оратор Демосфен вырос в обстановке острой политической борьбы. Небывалый расцвет культуры и особенно рост общественной значимости и популярности античного ораторского искусства связан с именем Демосфена. Демосфен (384–322 гг. до н. э.) был сыном владельца оружейной мастерской, но уже в детстве осиротел. Отец оставил ему большое состояние, но опекуны расхитили его. Едва достигнув совершеннолетия, Демосфен подал в суд на своих опекунов, но, хотя процесс он выиграл, ему удалось вернуть себе лишь ничтожную часть наследства – дом и немного денег. Этот судебный процесс явился первым толчком к ораторской деятельности Демосфена – самого прославленного из представителей греческого красноречия.
Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил, у него была дурная привычка подергивать плечом и, кроме того, он совершенно не умел держаться перед публикой. Две первые попытки выступления окончились неудачно. И тогда Демосфен решил исправить и исправил все свои недостатки. Каждый день по несколько часов подряд он занимался упражнениями, чтобы исправить неясность произношения. Он никогда не говорил без подготовки, но всегда выучивал наизусть заранее написанную речь; по ночам он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывая каждое слово.
До наших дней дошли его выступления: 61 текст речей, 56 «выступлений» к речам и несколько писем. Некоторые его речи, например «О преступном посольстве» и «За Ксенофонта о венке», имеют по сто с лишним страниц. Речи Демосфена содержат немало личных наблюдений и подмеченных в гуще жизни характерных деталей. Находчивый полемист и глубокий психолог, Демосфен умел в любой ситуации заставить выслушать себя до конца. Не блиставший в судебных речах, которыми он начал свою ораторскую практику в качестве адвоката, Демосфен особенно известен своими политическими выступлениями, чаще всего направленными против захватнических войн македонского царя Филиппа II. В этих речах не просто адвокат или обвинитель, но политический деятель, патриот и трибун, последовательно и упорно ратовавший за мир и благо своего народа. Оратор призывал слушателей к чувству и чести гражданина свободной республики.
Смелые и памфлетные по своему стилю, исполненные гнева и патриотического достоинства, эти речи вдохновляли афинян на подвиги в ратных делах, оставили глубокий след в духовной жизни афинского государства, вошли в историю политической борьбы под нарицательным названием «филиппики».