Культура - исключительно многообразное понятие. Его границы слишком размыты, чтобы дать одно чёткое определение. Этот термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. В ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческой жизни. На сегодняшний день в различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры.
С точки зрения социологии в культуре выделяются две основные части - культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в покое, вторая - в движении. К культурной статике относятся базисные элементы культуры и их конфигурации, которые составляют внутреннее строение культуры. К культурной динамике относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают изменение культуры.
Всевозможные проявления культуры изучают многие науки: антропология, этнология, археология, история культуры и др. В чём же специфика социологического анализа культуры?
Социологический анализ культуры даёт возможность изучать социальное и территориальное распространение в обществе форм и способов создания, освоения и использования людьми объектов культуры. Он позволяет выявить устойчивые и изменчивые тенденции в культурной динамике, а также обусловливающие их социальные механизмы. Благодаря этому оказывается возможным установить реальный вклад различных социальных групп в культурную жизнь и направления её движения.
В социологии нет единого подхода к исследованию явлений культуры. Рассмотрим некоторые, наиболее характерные для современной социологии подходы к исследованию культуры.
Подходы к исследованию | Конкретизация |
Предметный | Культура понимается как искусственно созданное и противостоящее природному, естественному. Культурой является всё то, что создано человеком. Она разделяется на материальную (предметы, с помощью которых реализуется деятельность человека) и духовную (ценности, с помощью которых организуется прежде всего коммуникация субъектов). Культура, таким образом, представляется организованной и лигитимизированной системой образцов, которые усваиваются в ходе социализации, и на основе которых строится любая социальная активность. Такой подход в социологии хорошо разработан, но имеет и ряд существенных недостатков. Так, нет чётких критериев, позволяющих оценить тот или иной предмет в культуре, единство культуры нарушается разделением её на две противостоящие друг другу подсистемы - материальную и духовную, культура предстаёт как некое статическое образование, лишённое стимула к какому-либо изменению. |
Деятельностный | Культура определяется как качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности, задающая её границы, определяющая её возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных в ней субъектов. Механизмы культуры отбирают, сохраняют, транслируют инвариантные содержания деятельности и коммуникации, социальных связей и отношений, в которые включены социальные агенты. Конечная цель цоциологического анализа культуры, с позиций деятельностного подхода, - оценка культурного потенциала индивидов и групп как через количество и качество усвоенных содержаний, так и через те личностные творческие "вставки", которые они делают, самореализуя себя в социокультурной жизни. Наряду с достоинствами этот подход имеет и свои недостатки. В частности, акцент делается не на собственно культурных содержаниях, а на условиях их реализации и проявления. К тому же проблематичным остаётся обоснование и критерии оценивания и сравнения культурного уровня различных субъектов. |
Ценностный | Культура представляет собой систему ценностей, признаваемых тем или иным социумом. Основанием объединения людей для реализации совместных целей и их дифференциации при несовпадении и конфликте целей служит общность и различие ценностей. Отсюда, основа существования социума - усвоение тех или иных ценностей в ходе социализации и их воспроизведение в реальной деятельности. Ценностный подход позволил ввести в сферу анализа собственно культурное содержание, акцентируя творческое начало культуры. Но и он имеет свои ограничения. Так, даже в рамках одной культурной целостности возможны различные ценностные ориентации и разное понимание того, что является ценностью, а что нет. Это порождает проблему обоснованности принятых ценностных критериев для конкретных ситуаций и разных социальных агентов. Кроме того, при сравнении различных культур нельзя сказать, что одна из них "лучше", чем другая, не встав на определённые ценностные позиции. |
Технологический | Развивая деятельностный подход, данная теория подчёркивает функциональность культуры. Культура как особая совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкиваются её носители, технологична по своей природе. С точки зрения технологического подхода, важно не столько то, что делается, а скорее то, с какой целью делается. Культура предоставляет различным видам активности социальных агентов апробированные, типологизированные и институциализированные (нормированные, легитимизированные и санкционированные) программы деятельности. Быть в культуре означает уметь оперировать её механизмами и продуцировать новые нормы поведения. Однако и этот подход не может претендовать на универсальность. Недостаточно проработанной остаётся проблема столкновения различных программ организации социальной активности. За рамками рассмотрения оказываются способы создания новых механизмов деятельности и методы их внедрения в культуру. |
Символический | Суть культуры понимается как организованность определённых символических форм. В основе культурного взаимодействия лежит понимание символов и умение с ними работать. Знаково-текстовое оформление культуры позволяет людям "схватывать" ценностные основания культуры, транслировать их через символические системы и структуры коммуникации и деятельности, формируя эти структуры через обмен символами между реальными социальными агентами. Данный подход обычно комбинируется с ценностным подходом, усиливая его исследовательский потенциал. |
Игровой | Культура рассматривается как самоценная игра, организующая уже имеющиеся содержания, порождающая новые смыслы и возможные схемы коммуникации и действия. Быть в культуре - это значит играть по принятым правилам. Правила можно менять, но если они приняты, их нарушение ведёт к "выпадению" за рамки данного социокультурного пространства. Благодаря игровому подходу произошло окончательное акцентирование креативных (творческих) функций культуры. |
Текстовый | Он исходит из того, что культура формируется и развивается в особом знаковом пространстве, отдельном от собственно социального пространства. Носителями автономной знаково-оформленной значимой информации являются сообщения на том или ином языке. Ряд сообщений приобретают статус текстов при их дополнительной смысловой нагруженности в культуре. Быть в культуре означает знать коды, в которых зашифрованы её тексты, и уметь работать с ними. Положение субъекта в поле культурных смыслов, а через них, в значительной мере, и его социальные возможности, определяются уровнем доступных ему языков, кодов и текстов. Данный подход имеет высокий исследовательский потенциал, хотя собственно в социологии используется не столь активно по сравнению с другими гуманитарными дисциплинами. |
Коммуникативный | Этот подход близок к текстовому, но обращает внимание, прежде всего, на взаимосвязь знаковой и социальной реальности через системы коммуникаций. Сообщения могут передаваться по различным каналам как пространственно между культурами, их подсистемами и субъектами, так и во времени. Акцент смещается с проблемы содержания на проблему передачи информации, описывается и анализируется "цикл жизни" различных сообщений в тех или иных каналах, оценивается эффективность социокультурных взаимосвязей. По сравнению с технологическим подходом коммуникативный имеет существенное преимущество: при определённой модификации позволяет работать и с содержаниями сообщений. |
Диалоговый | Культура является сложным, иерархически структурированным и многоуровневым, полифункциональным, самоорганизующимся образованием, в котором постоянно организуется диалог (полилог) различных традиций и содержаний как в пространстве её существования, так и в исторической ретроспективе. Агенты культуры постоянно находятся в ролях разных, пересекающихся между собой смыслов. Через механизмы коммуникации происходит постоянная работа по соотнесению этих смыслов как условие нормального функционирования и развития социума. Этот подход позволяет максимально расширить рамки обсуждения проблем культуры. |
Субъектный | Данный подход специально фиксирует своё внимание на носителях культуры. Культура рассматривается, с одной стороны, как "репрессивный" механизм по отношению к индивидуальному поведению, с другой стороны, как "развивающее" индивида начало. В любом случае она является социализационно-формирующей системой, вне которой человек не может стать человеком. Взгляд на культуру через призму её субъектов позволяет находить именно социологический срез описания и анализа взаимосвязи знаковой и социальной реальности. |
Таким образом, культура является очень сложной системой и требует такого же системного изучения. Синтез различных подходов к исследованию культуры позволяет составить наиболее полное представление о предмете социологии культуры как зоне взаимодействия знаковой и социальной реальности.
В зависимости от того, кто создаёт культуру и каков её уровень, различают три формы культуры и две разновидности.
Виды культуры | Состав |
субкультура | - часть общей культуры данного общества, система норм и ценностей, присущих большой социальной группе. Можно выделять национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры, субкультуры организаций, социальных групп и т.д. Отличие субкультуры от доминирующей культуры может быть достаточно сильным, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. |
контркультура | - это такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующей системой ценностей. Например, такое актуальное в наше время явление как терроризм имеет свою субкультуру, которая противостоит человеческой культуре, и поэтому с полным основанием может быть названа контркультурой. |
Формы культуры | Состав |
Элитарная | Она создаётся привилегированной частью общества, или по её заказу профессиональными творцами. Она включает в себя изящное искусство, классическую музыку и литературу, а также особые манеры, этикет, церемонии и ритуалы. Как правило, элитарная культура на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг её потребителей составляет высокообразованная часть общества. |
Народная | Она создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народная культура включает в себя мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни, танцы, народные обряды и традиции. Именно в народной культуре отражаются национальные особенности данного народа, специфические отличия конкретного общества от других. |
Массовая | Это общедоступная культура, которая не выражает изысканных вкусов и понятна всем группам и слоям общества. Массовая культура появилась в середине ХХ в. Это было связано с бурным развитием средств массовой информации и коммуникации. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, массовая культура (например, эстрадная музыка) обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры быстро устаревают и выходят из моды. В массовой культуре чётко проявляется современная тенденция к унификации норм жизнедеятельности и стандартов поведения людей в разных обществах. |
С точки зрения социологии в культуре выделяются две основные части - культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в покое, вторая - в движении. К культурной статике относятся базисные элементы культуры и их конфигурации, которые составляют внутреннее строение культуры. К культурной динамике относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают изменение культуры.
Культура является важным механизмом человеческого взаимодействия, помогающим людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Поэтому культура, прежде всего, явление нормативное. Она указывает на стандарты правильного или приличествующего поведения.
Социальные нормы - это общие шаблоны, регулирующие поведение людей в определённом направлении. Какими же бывают социальные нормы? В качестве структурных элементов культуры можно выделить следующие социальные нормы:
Привычки - это устоявшаяся схема (стереотип) поведения в определённых ситуациях. Они усваиваются в процессе социализации, и соблюдаются людьми автоматически, без осознания. Привычки бывают коллективные и индивидуальные Большинство из них не одобряются и не осуждаются окружающими. Однако есть так называемые вредные привычки, которые свидетельствуют о плохих манерах.
Манеры - внешние формы поведения человека, которые получают положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных людей от невоспитанных. Хорошие манеры надо воспитывать, в то время как привычки приобретаются стихийно. Манеры очень разнообразны. Принято различать манеры светские и повседневные.
Этикет - принятая в особых социальных группах система правил поведения, составляющих единое целое. Он присущ высшим слоям общества и включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы (например, придворный этикет, дипломатический этикет).
Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на коллективных привычках и присущ широким массам людей. Обычаи являются одобренными обществом массовыми образцами действий, которые рекомендуется выполнять. К их соблюдению людей часто принуждают, а к нарушителям применяют неформальные санкции - неодобрение, порицание, изоляция.
Традиция - всё то, что унаследовано от предшественников. Традициями становятся привычки и обычаи, переходя от одного поколения к другому. В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки, вкусы, взгляды. Разновидностью традиции является обряд.
Обряд - совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. Он характеризует массовые действия. В обряде могут выражаться как религиозные представления, так и бытовые традиции. Обряды относятся ко всем слоям общества.
Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвящённых празднованию каких-либо событий или дат. Задача церемонии - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы.
Ритуал - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых особо избранными и подготовленными лицами. Ритуал наделён символическим значением гораздо в большей степени, чем церемония. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей сильные эмоции (благоговейный трепет, восторг, страх).
Нравы - особо оберегаемые и высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Они отражают моральные ценности общества, и нарушение их наказывается более сурово, чем нарушение традиций. Особой формой нравов является табу - полный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Разновидностью нравов выступают также законы.
Законы - нормы или правила поведения, оформленные документально, т.е. подкреплённые политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Нарушение законов приводит в действие формальные санкции, которые в отличие от неформальных более жёстки и чётко регламентированы.
Вкус - склонность или пристрастие к чему-либо. Чаще всего вкусом называют чувство или понимание изящного. Вкус в большей степени индивидуален и показывает то, насколько человек отклоняется от общепринятых норм, усреднённых стандартов.
Увлечение - эмоциональное кратковременное пристрастие. Увлечение может отражать как индивидуальные особенности человека, так и свойства группы (например, целого поколения).
Мода - смена увлечений, овладевающих большими группами людей. Это может быть быстро преходящая популярность чего-либо или кого-либо. Мода выражает социальные символы.
Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.п. Ценности служат идеалом для всех людей. Однако индивиды могут выбирать те или другие ценности. Для характеристики того, на какие ценности ориентируются люди, в социологии существует термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.
Верование - убеждённость, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Вера не требует никаких доказательств. Вера бывает не только религиозной, на ней основаны не только мифы, но и научные знания. Верованием является то, что считается истинным или фактически достоверным.
Знания - достоверные сведения о чём-либо, т.е. научные сведения. Знания являются результатом познания - специализированной деятельности, которая осуществляется подготовленными людьми. Истинность знания требует обязательной проверки и доказательства.
Миф - фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нём общества и человека. Мифы существовали не только в древних обществах. Современные мифы выражают освящённые идеологией или традицией верования членов общества.
Кодекс чести - свод правил, обладающих этическим содержанием, которые определяют то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Честь может быть родовой, семейной, сословной и индивидуальной (например, честь офицера, честь организации, честное имя).
Таким образом, в обществе существует достаточно много общепринятых шаблонов поведения. Они нужны для того, чтобы люди могли успешно взаимодействовать друг с другом. Отсюда культура представляется как тщательно разработанная система норм или стандартизированных, ожидаемых способов чувствования и действия, которым члены общества следуют более или менее точно.
Совокупность норм (ценностей, верований, традиций, обычаев), которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Но поскольку общество не однородно и распадается на множество групп - национальных, демографических профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. своя система ценностей и правил поведения. Они и составляют отдельные субкультуры.
Очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Эта роль культуры реализуется через ряд функций.
Функции | Значение функции |
Образовательно-воспитательная | Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется её приобщённостью к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, аккуратностью, вежливостью, высокой нравственностью и т.д. Всё это достигается в процессе воспитания и образования. |
Интегративная | Освоение культуры создаёт у членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, профессиональной группе и т.д. Культура, таким образом, сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. |
Дезинтегративная | Сплачивая одних людей на основе какой-либо субкультуры, культура противопоставляет их другим людям, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты, разделение на "своих" и "чужих". Таким образом, культура выполняет дезинтегрирующую функцию. |
Регулирующая | В ходе социализации нормы, ценности, идеалы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют её поведение. Культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в школе, на работе, в быту ещё и потому, что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определённые санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения, т.е. системой социального контроля. |
Основная | Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человвеку. |
Информационная | Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. |
Познавательная | Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. |
Коммуникативная | Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации. |
Нормативная | является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры. |
Знаковая | Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция. |
Ценностная | Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является. |
Духовно-нравственная | Воспитательные роли культуры. |
Потребительская | Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта. |
Таким образом, социология культуры исследует социальные закономерности развития культуры и формы их проявления в человеческой деятельности. А деятельность эта связана с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения и других нормативных систем, обеспечивающих жизнедеятельность всего общества.
Ресурсы:
Www.google.ru
Www.mail.ru
Обществознание:10-11 кл.: Школьный словарь-справочник/В.В.Барабанов, И.П.Насонова.- М.:ООО «Издательство АСТ»:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Транзиткнига», 2004.-510,[2]