Среди историков, изучающих монголо-татарское нашествие, нет единого мнения по поводу двух основных проблем: 1) было ли монголо-татарское иго; 2) какое влияние оно оказало на русские земли.
В целом, по этим вопросам сложилось три противоположные точки зрения:
а ) Историк Н.М. Карамзин считал, что монголо-татарское иго было, но оценивал положительно влияние власти хана на политическое развитие Руси, т.к. междоусобные войны пошли на спад, и верховная власть сосредоточилась в одних руках. (См. в хрестоматии статью «Значение монголо-татарского нашествия и ига в истории России»)
б) Л.Н. Гумилев считал, что монголо-татарского ига на Руси не было. Нашествия Батыя были лишь военным рейдом, и последующие события не имеют к нему непосредственного отношения.
Он утверждал, что Великое княжество Владимирское в лице Александра Невского добилось выгодного союза с Золотой Ордой.
Пока существовала сильная Византия, ни католический, ни мусульманский мир не были страшны русским землям. Но в 1204 г. Византия была разрушена крестоносцами. Такая же судьба ждала и Русь.
Своеобразие русско-ордынских отношений можно понять только в русле того исторического времени, когда удельная Русь подвергалась двойной агрессии – с Востока и с Запада. При этом западная экспансия несла более тяжелые последствия для Руси: целью крестоносцев были территориальные захваты и уничтожение православия, в то время как ордынцы после первоначального удара отошли обратно в степь, а в отношении православия проявили не только терпимость, но даже гарантировали неприкосновенность православной веры, храмов и церковного имущества. Выбор внешнеполитической стратегии, осуществленной А. Невским, был связан с защитой «исторического смысла своеобразия русской культуры – Православия». «Союз с Ордой – не иго Орды, а военный союз с нею – предопределил особый путь Руси» – считает историк Л И. Гумилев.
Союз помог сохранить «золотой пояс» древних городов вокруг Москвы и основы русской культуры.
А в южных русских землях, которые вошли в состав Великого княжества Литовского, даже следов русской культуры не осталось. Те русские земли, где отказались от союза с монголо-татарами и выбрали в качестве союзников католический Запад, потеряли все.
в) Большинство русских как дореволюцонных(С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, так и современных историков (в частности Б.А. Рыбаков, отвергают точку зрения Л.Н. Гумилева. Они утверждают, что монголо-татарское иго на Руси было и оказало самое отрицательное влияние на ее развитие. (См. в хрестоматии статью «Значение монголо-татарского нашествия и ига в истории России». С.М. Соловьев, В.В. Каргалов)».) В качестве доказательства приводятся следующие аргументы:
Была создана система зависимости Руси от Золотой Орды
1) Русские князья, попали в политическую- вассальную зависимость к монгольским ханам, так как должны были получать ярлык - ханскую грамоту на правление. Ярлык давал право на политическую и военную поддержку со стороны Орды. Сама процедура получения ярлыка была унизительной. Многие русские князья, особенно в первые годы зависимости, не могли с этим смириться и погибали в Орде.
При такой системе в политическом отношении русские княжества сохраняли автономию и администрацию. Князья, как и прежде, управляли подвластным населением, но были вынуждены уплачивать подати и подчинятся представителям хана. Монгольские ханы осуществляли жёсткий контроль за деятельностью русских князей, не позволяя им консолидироваться;
2) Экономическая зависимость русских земель выражалась в том, чтоежегодно русские люди должны были выплачивать дань. Экономическое принуждения осуществлялось при помощи четкой системы налогов. В сельской местности был введен поземельный налог – харадж (поплужное - подать с плуга), в городах – тамга (торговая пошлина) и т.д. Для упорядочения сбора налогов монголы трижды проводили переписи платежеспособного населения, для чего в Русскую землю посылались численники. Дань с Руси, отправляемая хану, получила название ордынскоговыхода .
3) Кроме дани, русские князья должны были поставлять рекрутов для ханского войска(1 от каждых 10 дворов). Русские воины должны были участвовать в военных походах монголов.
Последствия монголо-татарского ига для русских земель:
1) Восточные политические традиции монголо-татар оказали значительное влияние на форму правления централизованного русского государства. Самодержавная власть, утвердившаяся впоследствии на Руси, во многом унаследовала тиранические, восточные черты.
2) Ордынское иго привело к затяжному экономическому упадку и как следствие - к закрепощению крестьян, которые бежали от феодального гнета на окраины страны. В итоге замедлилось развитие феодализма.
3) Русь на 250 лет оказалась отделена от Европы, европейской культуры и торговли.
4) В основе системы ордынского владычества на Руси лежало насилие. Для этого в русские земли посылались военные отряды, возглавляемые баскаками, которые следили за князьями и сборами выхода, и подавляли всякие попытки сопротивления. Поэтому Ордынская политика - политика террора. Постоянные военные вторжения ордынских ратей (в последней четверти XIII в. - 15 раз) были губительны для страны. Из 74 русских городов 49 были разрушены, в 14 из них жизнь не возобновилась, 15 стали селами.
5) Стремясь укрепить власть хана, ордынцы постоянно ссорили и стравливали русских князей, т.е. междоусобицы продолжались. Монгольское завоевание законсервировало политическую раздробленность.
В целом, ордынское иго отрицательно сказалось на историческом развитии Руси
Золотая Орда - одна из 4 частей Монгольской империи - улус Джучи - феодальное государство, основанное в первой половине XIII в. ханом Батыем, сыном хана Джучи, на территории Хорезма и Северного Кавказа. Включала территории от побережья Каспия на юге до бывшей Волжской Булгарии на севере, от Западной Сибири, Иртыша и Оби на востоке, до берегов Дуная на Западе. В состав Золотой орды входили русские земли. Столицей Золотой орды был г. Сарай, расположенный в низовьях Волги.
Это было государство, состоящее из полусамостоятельных улусов (княжеств), объединенных под властью хана, обладавшего полномочиями диктатора. Он избирался съездом монгольской аристократии – курултаем.
Органами центрального отраслевого управления были диваны, работу которых координировал глава правительства – визирь. Местное управление на подчиненных территориях возглавляли баскаки, опиравшиеся на штат чиновников.
Самих монголов в Золотой Орде было мало - около 50 тыс. чел. Монголы могли только воевать. На Волге они оказались в окружении тюркоязычного населения Волжской Булгарии, имевшего опыт государственного строительства. И тогда ведущую роль в монгольском государстве стали играть другие народы. Монголы растворились в народах, живших на Волге. Со временем из слияния булгар, половцев, монголов, финно-угров, русских и др. сложился новый народ, он взял себе имя вырезанного когда - то Чингисханом монгольского племени - татары. На основе тюркского сложился новый язык - татарский. В первые десятилетия существования Золотой Орды у татар не было общегосударственной религии. Орда была веротерпимой. Но в 1312 г. хан Узбек принял ислам. Ислам стал государственной религией Орды.
Золотая Орда была искусственным государственным образованием и просуществовала сравнительно недолго - около 200 лет. Колоссальная территория, населенная народами с различной культурой, вероисповеданием и обычаями, сепаратистские тенденции и бесконечные смуты (так, в 1361 г. на золотоордынском престоле сменилось шесть ханов, а после 1362 г. Золотая Орда фактически распалась на две части, границей которых стала Волга), неудачи в столкновениях с войсками русских князей предопределили падение Золотой Орды. Из нее выделилось несколько разноэтнических ханств - Сибирское, Узбекское, Астраханское, Казанское, Крымское и Казахское, Ногайская и Большая Орда.
Ислам (араб. - предавание себя Аллаху, покорность) - одна из мировых религий. Возник в Западной Аравии в начале VII в. н.э. Вероучение ислама изложено в Коране, содержание которого, по преданию, было сообщено в соответствии с Божественной Волей пророку Мухаммеду (ок. 570 - 632 гг.).
Главным догматом ислама является признание единственного "истинного" Бога - Аллаха, который властвует над людьми как "создатель небес и земли" и всего, что находится на них. Атрибутами мусульманского учения является вера в страшный суд, рай, ад.
Одной из важнейших сторон учения является догмат о предопределении. Согласно этому догмату, в мире все зависит от воли Аллаха, все события, как бывшие, так и в будущем, предначертаны им еще в начале творения.
Наряду с признанием вышеперечисленных догматов мусульманин обязан признавать "пять столпов" веры. Первым из них является произнесение символов веры: "Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха". Далее, мусульманам предписано совершать ежедневные пятикратные молитвы, соблюдать пост, платить налог (закат), а также совершать хадж (паломничество) к святым местам ислама - Мекку и Медину.
Вероучение ислама изложено в Коране (Священное писание) и Сунне (Священное предание). Коран - это сборник пророческих откровений, сообщенных пророку Мухаммеду Аллахом. Сунна - это сборник деяний и изречений Мухаммеда. На основе Корана и Сунны сложился шариат - единая система законов, регулирующих всю общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические, культурные, нравственные предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обязательными для всех мусульман.
В исламе различают два основных направления - суннизм и шиизм.
Империя Чингисхана - феодальная империя, сложилась в результате завоевательных походов Чингисхана и его преемников в XIII - XIV вв. Основателем Монгольского государства стал хан Темучин (1162 - 1227 гг.), провозглашенный в 1206 г. Чингисханом, т.е. Великим ханом.
Монголы- это общее название многочисленных родственных племён, кочевавших в ХII в. на огромной территории от Великой Китайской стены до озера Байкал. Племена носили разные названия: меркиты, кераиты, найманы, ойраты, монголы, татары и т.д. Но именно племя монголов из которого происходил Темучин дало название государству.
Была создана централизованная военно-административная система государственного управления, жестко подавлены попытки сепаратизма. Население было разбито на "десятки", "сотни", "тысячи", "десятки тысяч" кочевников, которые в военное время немедленно становились воинами.
Обычно десяток совпадал с одной семьёй и мог выставить одного воина. В войске была установлена строжайшая дисциплина. Командиры всех подразделений строго подчинялись друг другу по служебной лестнице и беспрекословно выполняли любые приказания вышестоящего начальника.
Монолитность и сила Монгольского государства определялась и тем фактором, что завоевательные войны были выгодны правящей прослойке общества – нойонам, так как они давали новые пастбища и богатство. Военная организация была основой и административного деления Монгольского государства. Таким образом, вся власть и богатство были сосредоточены в руках десятских, сотников, тысяцких, темников. Звания нойонов переходили по наследству к их потомкам, но могли быть отобраны у них великим наном за провинности или нерадение по службе.
Экономические, социальные, религиозные отношения в монгольском обществе в XIII в. носили во многом патриархальный характер, регулировались « Ясой » – законами, составленными Чингисханом.
С 1211 г. начались завоевательные походы молодого, сильного Монгольского государства. К концу жизни Чингисхана в состав империи входили Монголия, Северный Китай, Восточный Туркестан, Средняя Азия, степи от р. Иртыш до Волги, большая часть Ирана и Кавказа.
Чингисхан всячески старался достижения других народов использовать для укрепления Монгольского государства. Так, у уйгуров (уйгуры - народ тюркского происхождения) была перенята письменность. Достижения древней китайской цивилизации также были использованы в интересах монголов. Ценным приобретением монголов в Китае стали китайские инженеры и китайские чиновники. Инженеры строили осадные машины, делали подкопы под крепостные стены, пороховые мины. Отныне монголы с помощью китайских инженеров смогли брать самые неприступные крепости. Китай был огромной в территориальном отношении страной с многочисленным населением. Но китайцы научились управлять своими территориями с помощью образованных чиновников. Китайских чиновников монголы также взяли с собой в завоевательный поход и с их помощью наладили управление в своей огромной империи.
К 1260 г. территория Монгольской державы достигла своих наибольших размеров. Основную ее часть составляли собственно Монголия, Маньчжурия и Северный Китай. Здесь были две столицы – Каракорум на р. Орхон и Кайпин в провинции Чахар. Это был коренной удел великих ханов. Потомки сыновей Чингисхана (Чингизиды) имели свои улусы. Так, владения старшего сына, Джучи, лежали к западу от Иртыша и включали Поволжье, Северный Кавказ, Крым, Хорезм, низовья Сыр-Дарьи и Иртыша. Это кыпчакское ханство или Золотая Орда, как называют это государственное объединение русские летописи, оформилось в 1243 году, в 60-е годы XIII в. оно получило значительную самостоятельность от великих ханов. Именно в состав Золотой Орды и вошли завоеванные войсками Батыя русские земли.
Католицизм (всеобщий, главный, вселенский) - одно из трех основных направлений христианства, оформившееся после разделения его в 1054 г. на западную (католическую) и восточную (православную) церкви.
Церковный раскол единой Христианской церкви отразил как особенности развития общества в Западной и Восточных частях бывшей Римской империи, так и догматические, культовые и организационные разногласия.
Католики отошли от православных по следующим догматам и традициям: внесли догматы о главенстве римского первосвященника (в православии главой Христианской церкви является Иисус Христос, в католичестве - Папа римский) и о непогрешимости Папы (в делах веры и нравственности), к символу веры об исхождении Святого Духа от Бога - Отца (в православии) внесли и "от Бога- Сына", кроме ада и рая (в православии) признают существование чистилища, признают догмат о непорочном зачатии Девы Марии (т.е. она освобождается от скверны и вины первородного греха ввиду будущих заслуг ее Сына), для католиков характерно экзальтированное почитание Девы Марии; католики считают, что освободиться от загробных мук можно при помощи индульгенции.
Источником вероучения католики признают Священное писание (Библию) и Священное предание. Последнее в католичестве включает в себя постановления Вселенских соборов (не только первых семи, как в православии), и суждения пап. Изменения коснулись и обрядовой стороны. Так, таинство крещения производится не только путем погружения в воду (в православии), но и путем обливания; крестное знамение совершается не справа налево (в православии), а слева направо и др. Церковный раскол отразился и на организационном строении католической церкви. Она строго централизована, имеет единый всемирный центр - Ватикан, единого главу - папу римского. Духовенство в католичестве дает обет безбрачия. На протяжении многих столетий богослужение в католичестве совершалось на латинском языке, лишь II Ватиканский собор (1962 - 1965 гг.) разрешил богослужение на национальных языках.
Ливонский Орден - католическая духовно-рыцарскаяорганизация Тевтонского Ордена, создавшая в 13—16 вв. феодальное государство в Восточной Прибалтике. Образован в 1237 г. после разгрома Ордена меченосцев в битве при Сауле (1236 г.) и его объединения с Тевтонским орденом. Территория Ливонского ордена включала почти 2/3 латышских и эстонских земель, захваченных германскими рыцарями в Восточной Прибалтике.
В 13 в. Ливонский орден являлся главной военной силой немецких феодалов и католической церкви в Восточной Прибалтике, подчинившей по указанию римских пап и ливонских епископов власти немецких феодалов латышский и эстонский народы, и начавшей католическую экспансию в русские земли. Поражение в Ледовом побоище в 1242 г. остановило продвижение Ливонского ордена и католическую экспансию на Русь.
Ледовое побоище – битва, в которой русское войско под предводительством Александра Невского сражалось с немецкими рыцарями, состоялась 5 апреля 1242 года на Чудском озере.
В XIII в. наибольшую опасность для северо-западных рубежей Руси стали представлять немецкие духовно - рыцарские ордена. Они устремились в Прибалтику в результате объявленного Ватиканом крестового похода против "последних язычников в Европе", которыми были некоторые народы Прибалтики и русские племена на северо–западе
В 1237 г. Ливонский Орден начал наступление на русские земли, захватив Псков, Изборск и Капорье и вторглись в пределы новгородских земель.
К походу на рыцарей Александр Невский долго и тщательно готовился. Русское войско состояло из отрядов владимирского княжества, новгородского ополчения и личной дружины князя. В начале весны 1242 г. объединенное русское войско освободило Псков. Затем, преследуя немецких рыцарей, русское войско вышло к Чудскому озеру. Александру Невскому удалось сорвать попытку немецких рыцарей разъединить русское войско и разбить его отряды поодиночке.
Главная битва состоялась на Чудском озере. План врага состоял в том, чтобы ударом мощного бронированного "клина" раздробить и разгромить русские полки.
Силы русского войска были расставлены так, чтобы охватывать фланги рыцарского войска, выстроившегося "свиньей". Конная дружина князя Александра была оставлена в засаде. Немецкое войско попало в подготовленную для него ловушку. После того, как рыцари вклинились в русские полки, пытаясь разъединить их, с флангов появились основные русские силы, и в тыл врагу ударила находившаяся в засаде дружина.
"И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью". (Карамзин)
В результате кровавой битвы немецкие рыцари были разбиты. Около 500 рыцарей были убиты, около 50 лучших немецких воевод взяты в плен, многие рыцари утонули, провалившись из-за тяжелого снаряжения под лед. Оставшихся в живых рыцарей более семи километров преследовали русские отряды. Победа на Чудском озере предотвратила дальнейшую агрессию немецких и шведских рыцарей на Русь с северо-запада.
Натуральное хозяйство - тип хозяйства, при котором производство направлено на удовлетворение собственных потребностей производителя, и не ориентированно на рынок.