Период вынашивания ребенка
Отношение к беременным женщинам было двояким. С одной стороны женщина несла добро и олицетворяла плодородие. Ее обливали водой при засухе, использовали во многих обрядовых действиях для увеличения плодовитости скота, увеличения урожая. С другой стороны
по суеверным представлениям, от женщины, ждущей ребенка, исходила
опасность. Считалось, что встреча с беременной приносит несчастье, неудачу. «С брюхом ходить – на вороту смерть носить». Поэтому сама женщина нуждалась в защите. Существовали обереги для защиты жен- щин: красные шерстяные нити, ленты, лоскуты, которые она обвязывала вокруг пальца, руки, пояса; пучки разноцветной пряжи, завязанные «мертвым узлом»; железные предметы- иголки, нож; а также щепки от разбитого молнией дерева, уголь, кусочки кирпича от печи, соль и т.д. Чтобы охранить женщин и ребёнка от несчастий существовали запреты контактов с определенными предметами, временные и пространственные ограничения, запреты в питье и еде, социальные запреты, запреты смотреть на все безобразное и неприятное (примеры).
До сих пор существуют суеверия, связанные с определением пола ребенка. Способов существовало много (например, окончив ткать, будущая мать выбегала на улицу и ждала первого встречного, считалось, что его полу и будет соответствовать пол ребенка) и др.
Период появления ребенка на свет
Главная задача в этот период – защита роженицы от нечистой силы. Для этого использовали:
- христианскую атрибутику (ладан, святую воду, молитву);
- заговоры (во время обхода вокруг стола с солью на каждом углу - для легких и быстрых родов);
- магические действия (зажигали освещенную свечу и держали её перед лицом роженицы, метлой стучали в потолок, обращаясь за помощью к «домашнему духу», покровителю семьи, размыкали и развязывали всё, что замкнуто и представляло собой какую-либо преграду, способную помешать быстроте родов: отпирали в доме все замки, сундуки, шкафы, раскрывали двери и печные заслонки, развязывали узлы, расплетали косы, развязывали пояс, платок на роженице, снимали с неё серьги, кольца);
Во все времена пытались угадать судьбу ребенка. Счастливым будет ребёнок, родившийся в «сорочке»,если мальчик похож на мать, а девочка на отца, если в день рождения в доме была прибыль, если ребёнок родился во вторник, четверг, субботу и воскресенье, «меж обедни и заутрени».
Большую роль в этот период играли:
- обряды, способствующие благотворно повлиять на судьбу ребенка (обрезание пуповины, первое купание, перепеченье, и др.)
-обряд «Кувада», способствующий быстрым и успешным родам.
Магическими действиями в этом обряде является имитация родов мужем роженицы, который часть болевых ощущений берёт на себя.
- обереги от сглаза и нечистой силы (в кровать новорожденного клали клок собачьей шерсти, осиновую кору, острые предметы – нож, вилку, сразу после рождения ребенка заворачивали в отцовскую рубаху и др.).
Крестины
Крестины – это таинство, которое происходит в церкви или в доме в присутствии церковнослужителей, если здоровье ребёнка не позволяет выносить его в церковь. Однако элементы народных традиций присутствуют и в этот период:
- суеверия (крестные родители не должны оборачиваться при выходе из дома, громко разговаривать, спотыкаться, когда ребенка опускали в купель, он должен плакать, тогда будет жить долго, если ребёнок вытягивался и молчал, такой ребёнок не жилец и др.)
- обряды (по возвращении из церкви ребёнка укладывали на вывороченную шубу перед образами, под шубу прятали предметы-обереги, дабы обеспечить ребенку богатую и благополучную жизнь, обряд одаривания матери и бабки-повитухи «на зубок», обряд угощения родственников и соседей «бабиной кашей», обряд наречения имени и др.);
- ритуальное блюдо «Бабина каша»- богатая каша, хорошо сдобренная маслом, сливками, для отца ребёнка сильно пересоленная, подается с приговорами.
- устойчивые фольклорные формы родильного цикла: величальные песни, песни-пожелания, колыбельные, пословицы, поговорки, приметы.
Русский народный свадебный обряд
Свадьба – праздничный обряд, сопутствующий заключению брака (БСЭ).
Свадебный обряд представляет собой совокупность элементов материальной (одежда, головные уборы, украшение жилища, свадебные повозки, ритуальная пища, атрибуты магических действий) и духовной (словесный, музыкальный, хореографический фольклор, театрализованные действа) культуры.
Свадебный обряд очень древний, его корни уходят в «седое язычество».
Языческий брак соединялся перед идолами богов, являющихся покровителями плодородия - Даждьбога, Светлояра, богини любви Лады. Брачующиеся поклонялись Солнцу-свету.
С принятием христианства на Руси на языческую свадебную обрядность наслоились церковные обряды, пришедшие из Византии. Церковь всемерно содействовала утверждению обряда венчания, но народ не собирался отказываться от традиций. Эти традиции – веселая разгульная пирушка – не уживались со строгим христианским обрядом.
Несмотря на многовековую борьбу с языческими предрассудками церковь так и не одержала полной победы. Таким образом. В свадебном обряде прослеживаются две контрастирующие части: церковный обряд венчания и непосредственно свадьба – веселый семейный праздник, уходящий корнями в далекое прошлое.
Свадебный обряд состоял из 3-х периодов: предсвадебный, свадьба, послесвадебный. Эти периоды включают в себя несколько эпизодов:
1. Сватовство (смотрины, лады).
2. Сговор (рукобитьё, договор, зарученье, пропой, пропивки). Сговор – это первое пированье в доме невесты. Здесь должен состояться договор о сроках, количестве гостей, приданом. В Тверской губернии такой договор составлялся на втором сиденье в доме жениха. Со сговора начиналась череда причитаний.
3. Девичник – прощальная вечеринка в доме невесты, накануне свадьбы, обряд прощания с девичеством.
4. Баня - наутро после девичника, могла быть символической, где должен состояться обряд прощания с девичьей косой.
5. Поезд жениха.
6. Торжественный выезд всех участников свадьбы к венцу.
7. Венчание.
8. Свадебный пир.