Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Поэзия вагантов. Её место в истории средневековой литературы.




 

Особое место в латинской литературе средних веков занимает поэзия вагантов (от латинского слова: vagantes—«бродячие люди»), или голиардов, встречаемых в Германии, Франции, Англии и Северной Италии. Расцвет поэзии вагантов приходится па XII—XIII вв., когда в связи с подъемом городов в странах Западной Европы начали быстро развиваться школы и университеты. Это поэзия вольнодумная, подчас озорная, далекая от аскетических идеалов средневекового католицизма. Ее широкое распространение в ряде европейских стран свидетельствует о том, что даже в клерикальных кругах (из которых главным образом и выходили поэты-ваганты), начиная о периода раннего средневековья, неизменно жил протест против аскетического изуверства, против алчности, лицемерия, неправосудия и других пороков католической церкви, возглавляемой папской курией. Среди вагантов мы находим студентов (бурсаков), переходивших из одного университета в другой, представителей низшего духовенства, клириков без определенных занятий и др. Будучи тесно связаны с традициями ученой латинской поэзии так называемого каролингского Возрождения, ваганты в то же время гораздо смелее, чем каролингские поэты, идут по пути чисто светской литературы. В звучных стихах воспевают они простые радости земной жизни. Их идеал—беспечное веселье, несовместимое с постной моралью хмурых благочестивцев. Очень громко в поэзии вагантов звучат сатирические антиклерикальные ноты. Ваганты обрушиваются на многочисленные пороки папского Рима или же пародируют библейские и богослужебные тексты. Нередко в поэзии вагантов слышатся отзвуки античной, языческой поэзии, а также поэзии народной, особенно в песнях, восхваляющих весну, любовь и застольные радости. Вполне понятно, что церковь с глубокой неприязнью относилась к вагантам. Она не уставала всячески преследовать «вольнодумных» поэтов за то, что они посмели возвысить свой голос против пороков папская курии, а также в противовес аскетической догме восславить радости здешнего земного мира.
Интересно отметить, что из латинских застольных песен вагантов впоследствии сложились многочисленные студенческие песни, например «Gaudeamus igitur» и др.

Поэзия вагантов вообще воспитывала вольнодумцев, которым во все времена судилось расшатывать основания пересеченности и закостенелости. Переводчик А. Содомора, который был причастен к созданию антологии "Поэзия вагантов" вместе с М.Борецким, отмечает, например, в их поэзии высокое искусство владения словом, рифмой, обращает внимание на интересные формы, легкость звучания песен, чем самую сущность ("вагантов нужно не столько читать, сколько слушать: их поэзия насквозь песенная"). Если уже говорить о музыкальных отголосках поэзии вагантов в наше время, нужно вспомнить известную сценическую кантату немецкого композитора Карла Орфа "Carmina Burana" (1936), литературной основой для которой стал рукописный сборник XIII ст. поэзий вагантов и голиардов, какой автор нашел в каталоге антиквариата. Часть текстов этого сборника принадлежит известным поэтам Средневековье: Абеляру, Архипоэту Кельнскому, Вальтеру фон Фогельвейде, другие стихи создавались анонимно.

Карл Орф отобрал для построения своей кантаты 24 песни вагантов, среди которых застольные, сатирические, танцевальные, любовные, и т.п.

Интересно, что на первой странице этого давняя рукопись воспроизведена средневековую гравюру "Колесо фортуны": образ колеса, которое то возвышает человека, то опускает, стал не только основой композиции кантаты композитора, а и вообще эмблемой странствующих поэтов: "Буду царствовать - царствую - царствовал- утратил царство", а две ведущие темы К. Орфа "Фортуна хозяйка судьбы..." и "Я оплакиваю раны, причиненные мне судьбой..." является свидетельством оборотов этого неумолимого колеса, своеобразным воплощением философии вагантов.

 

№12. Городская литература и её жанры.

В XII—XIII вв. с развитием и укреплением городов зарождается литература, очень непохожая на рыцарскую и на героический эпос. Рожденная в трудовой среде, литература горожан связана с реальной жизнью и основана на мотивах народного творчества. Герои этой литературы — смышленый горожанин и лукавый крестьянин — своими хитрыми проделками оставляют в дураках чванливых сеньоров и жадных попов. Жанры городской, по преимуществу сатирической, литературы очень разнообразны. Это и песня, и рассказ, и драматические произведения.
Наибольшее распространение получили небольшие стихотворные рассказы с забавным сюжетом. Во Франции они назывались фаблио, в Германии — ш в а н к и.

Фаблио. Название «фаблио» (fabliaux) восходит к латинскому fabula — басня, рассказ. Жанр басни, сформировавшийся уже в античной литературе, был известен в средние века. Поэтому первоначально любую забавную историю отождествляли с басней. Сохранилось около ста шестидесяти фаблио, написанных с конца XII до середины XIV вв. По разрабатываемым сюжетам и общей тональности фаблио весьма разнообразны и представляют собой шутливые рассказы, фривольные истории, нравоучительные новеллы. Действие, как правило, происходит в городе. В фаблио господствует стихия повседневности. События разворачиваются стремительно. Излюбленный сюжет фаблио — адюльтер. Обычно персонажами фаблио являются горожанин, богатый торговец и его жена, клерк, священник. Иногда финал фаблио содержит нравоучение. Главная задача, которую решали авторы фаблио, — заставить читателя смеяться над смешными положениями, в которые попадали персонажи, раскрывая при этом свои отрицательные качества. В фаблио «Завещание осла» священник, обвиненный в том, что похоронил своего любимого осла на освященной земле, избегает наказания, вручив епископу двадцать ливров, якобы завещанных тому ослом.

К жанрам городской литературы относятся и драматургические жанры возродившегося в церкви, а затем вышедшего из ее пределов и перекочевавшего на торговые городские площади средневекового театра:

- литургическая драма (игралась в церкви, актуализируя отдельные библейские сцены по ходу литургии — церковного песнопения),

- полулитургическая драма, или драма на паперти (исполнялась за пределами церкви, на церковном крыльце, инсценируя различные эпизоды из Библии),

- миракль (пьеса о чудесах, например, «Чудо о Теофиле» французского горожанина Рютбёфа, XIII в., о спасении Богородицей Теофиля, продавшего за власть душу дьяволу),

- мистерия (инсценирующая библейскую историю грандиозная пьеса, представление которой длилось несколько дней),

- моралите (пьеса религиозно-дидактического характера, в которой

Персонажами выступали аллегорические фигуры, например, Вера, Надежда,

Любовь и т. д.).

Из комических вставок в мистерии возникли фарсы (например, фарсы об адвокате Патлене, игравшиеся во Франции в XV в.).

На фарс похож и жанр соти, только в нем, как и в моралите, действуют аллегорические фигуры. Светская драматургия, помимо фарса, представлена также жанром игры (яркий пример — пьесы французского горожанина XIII в. Адама де ла Аля «Игра под листвой», своей сатиричностью предвосхищавшая фарс и соти, и «Игра о Робене и Марион», предполагавшая музыкальное исполнение и напоминавшая инсценировку пасторали).

С возникновением драматургических жанров вся система жанров средневековой литературы обрела свою полноту и завершенность.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1684 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2358 - | 2221 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.028 с.