Работа в университете
Деятельность в Академии наук
Рижский этап
Работа по усовершенствованию Физического кабинета
Достижения на педагогическом поприще
Альпинизм
Участие в кругосветном путешествии О. Е. Коцебу
Примечания
Ссылки
Работа в университете
Г. Ф. Паррот окончил высшую школу в Штутгарте в 1786 году. До своего приезда в Россию занимался преподавательской деятельностью в Германии и Франции. Провел большую и кропотливую работу по возобновлению деятельности Дерптского университета, который после более чем девяностолетнего перерыва (с 1710 года, когда прекратила свою деятельность Академия Густавиана, которая считалась старейшим высшим учебным заведением в Шведском королевстве, была основана королем Густавом II Адольфом в 1632 году, в год его смерти) открылся для студентов в 1802 году. Между прочим, ещё в 1800 году Александр I планировал открыть Митавский университет на базе передового учебного заведения того времени, которое было основано последним герцогом Курляндским Петром Бироном и в честь него получило название Академия Петрина. Однако кандидатура Дерпта на звание одного из ведущих университетских городов Российской империи оказалось более предпочтительной, а упомянутая выше Академия Петрина в результате всероссийской реформы образования в 1805 году была реорганизована и превратилась в трехклассную гимназию, хотя в масштабах современной Латвии на тот момент это было первое высшее учебное заведение.
Деятельность в Академии наук
Паррот стал фактически первым ректором этого университета и работал на этом посту с перерывами до 1813 года. На протяжении 24 лет Паррот занимал должность профессора физики Дерптского университета (с 1802 по 1826). В 1826 году его избрали академиком Петербургской академии наук. Одновременно Георг Фридрих руководил деятельностью лаборатории физики при Петербургской АН в общей сложности 16 лет (1824—1840). Благодаря тому, что у Егора Ивановича со временем наладились тесные контакты с правительственными кругами, в частности, с высокопоставленными чиновниками, которые ведали образовательной системой России в первой четверти XIX века, он своевременно получал финансовую помощь для организации деятельности физической лаборатории сперва в Дерпте, а затем в Санкт-Петербурге. Следует отметить, что часто о Парроте говорят как о «личном друге» Александра Первого, таким образом, недостатка в поддержки со стороны высшего эшелона власти изобретатель не испытывал. В
ФОНТЕНЕЛЬ (Fontenelle) Бернар Ле Бовье (Le Bovier) де (1657–1757), французский писатель, философ, популяризатор науки, предшественник просветителей. Богатое и разнообразное в содержательном и жанровом отношениях творческое наследие Ф. включало художественные произведения (идиллии, трагедии и пр.), литературно-критические труды и научно-популярные сочинения; из числа последних, отличавшихся простым, общедоступным изложением сложных научных предметов изящным языком салонной беседы, самым известным, принесшим Ф. славу, были «Беседы о множественности миров» («Entretiens sur la pluralité des mondes», 1686).Перечень вопросов
1. Культурная ситуация рубежа веков.
2. «Философия жизни» как творческая программа программа.
3. Казус Ницше.
4. Морфолгия культур О. Шпенглера.
5. Позитивим и натурализм. Эстетическая программа.
6. Творчество Гонкуров: очерк, эстетика, типология.
7. Особенности натуралистической эстетики Э.Золя. «Экспериментальный роман».
8. Эпопея Э.Золя «Ругон-Маккары»: состав, творческая история, поэтика.
9. Э.Золя. «Западня»: история Жервезы. Особенности композиции и способы детерминированности характера.
10.«Жерминаль» Э.Золя: место в цикле. Проблема личности, стихии, власти и путей развития.
11.Эстетика и поэтика Г. де Мопассана.
12.Художественная типология новеллистического творчества Г. де Мопассана. Анализ одной из новелл.
13.Натурфилософия, философия истории и судьба личности в романе Г. де Мопассана «Жизнь».
14.«Герой времени» в романе Г. де Мопассана «Милый друг». Символизм и трагизм мировосприятия (герои и автор).
15.Просветительский реализм конца века. Творчество А.Франса.
16.«Преступление Сильвестра Боннара». Композиция как выражение авторской концепции личности. Способ повествования.
17.«Боги жаждут» А.Франса. Художественная концепция Великой Французской революции и ее метафизический смысл.
18.Р.Роллан: творческий путь. Особенности философии жизни и человека. Творческие программы.
19.«Жан Кристоф» Р.Роллана как героичекая эпопея нового времени. Время и пространство.
20.«Кола Брюньон» Р.Роллана. Герой и способ повествования.
21.Эстетика и поэтика «новой драмы». «Театральная реформация»
22.Творческий путь Г.Ибсена. Театр Ибсена.
23.Пер Гюнт» Г.Ибсена как образец неомифологической драмы. Тип героя. Особенности символики. Ибсен и Э.Григ.
24. Семейная драма Ибсена как культурная модель. Конфликт и символика. «Кукольный дом», «Призраки», «Дикая утка», «Доктор Стокман». Ибсен и русский драматический театр.
25. Особенности символизма позднего Г.Ибсена. «Строитель Сольнес».
26. Эстетический и художественный синтетизм Г.Гауптмана.
27. Драматургия Г.Гауптмана. «Одинокие». Гауптман и Чехов.
28. Неомифологический конфликт и символизм «Потонувшего колокола» Г.Гауптмана.
29. «Перед восходом солнца» и «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана. Герой и время.
30. Театр М.Метерлинка. Ранняя драматургия. «Непрошеная». «Слепые».
31. М.Метерлинк. «Пеллеас и Мелисанда». Драма и опера.
32. «Синяя птица». Эволюция символистской драмы М.Метерлинка.
33. Драматургия А.Стриндберга. «Фрекен Юлия». «Соната призраков»
34. Творческий путь Б.Шоу.
35. «Цезарь и Клеопатра». Драма-аллюзия
36. Комедиография Б.Шоу. «Пигмалион». «Миллионерша».
37. Модернистская драма и чеховские мотивы в пьесе Б.Шоу «Дом, где разбиваюится сердца». Поэтика.
38. Творчество О.Уайльда. Эстетизм как позиция и поза.
39. Драматургия О.Уайльда. «Саломея» (О.Уайльд, О.Бердслей, Р.Штраус). «Идеальный муж». «Как важно быть серьезным».
40. О.Уайльд. Сказки как символистский текст.
41. «Портрет Дориана Грея» О.Уайльда. Манифест эстетизма.
42. О.Уайльд. «Исповедь». «Баллада Рэдингской тюрьмы».
43. Поэзия французского символизма. С.Малларме.
44. Творчество П.Верлена. Эволюция и поэтика. Импрессионизм и символизм.
45. Анализ одной из поэтических книг П.Верлена. Русские переводчики Верлена.
46. А.Рембо. Творческий путь. Лирический герой. Экспрессионизм. «Пьяный корабль»
47. Сборники «Бестиарий, или Кортеж Орфея», «Алкоголи», «Каллиграммы».Особенности поэтики.
48. Поэзия Р.М. Рильке. Рильке и Россия. «Часослов».
49. Р.М. Рильке. «Новые стихотворения». Композиция и концепция книги.
Основная литература:
Э. Золя. Западня. Жерминаль.
Г. де Мопассан. Новеллы. Жизнь. Милый друг.
А.Франс. Преступление Сильвестра Бонара. Остров пингвинов. Боги жаждут.
Р.Роллан. Жан Кристоф. Кола Брюньон.
О.Уайльд. Саломея. Как важно быть серьезным. Портрет Дориана Грея.
Г.Ибсен. Пер Гюнт. Кукольный дом. Привидения. Строитель Сольнес.
Г.Гауптман. Одинокие. Перед восходом солнца. Потонувший колокол. Перед заходом солнца.
М.Метерлинк. Непрошеная. Слепые. Пелеас и Мелисанда. Синяя птица.
А.Стриндберг. Фрёкен Юлия. Соната призраков.
Б.Шоу. Цезарь и Клеопатра. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.
С.Малларме. Стихотворения.
П.Верлен. Сатурнические стихотворения. Галантные празднества.Романсы без слов.
А.Рембо. Стихотворения. Пьяный корабль.
Г.Аполлинер. Бестиарий, или Кортеж Орфея. Алкоголи. Каллиграммы.
Р.М.Рильке. Часослов. Новые стихотворения. Дуинские элегии. Сонеты к Орфею.
Рекомендуемая литература (дополнительная)
Э. и Ж. де Гонкуры. Жермини Ласерте.
Т.Манн. Будденброки. Марио и волшебник. Смерть в Венеции.
Т.Манн. Верноподданный.
Э.Золя. Тереза Ракен.Дамское счастье. Творчество. Нана.
К.Гамсун. Голод.
Б.Шоу. Святая Иоанна. Назад к Мафусаилу.
Рекомендуемая литература для написания эссе
Ф. Ницше. Рождение трагедии из духа музыки. К генеалогии морали. Антихрист.
О. Шпенглер. Закат Европы.
Учебники
История зарубежной литературы. Х1Х век. Англия. М., 2004. (СПб. ун-т. Фил. ф-т).
История зарубежной литературы. Х1Х век.Германия. Австрия. Швейцария. М., 2005. (СПб. ун-т. Фил. ф-т).
История зарубежной литературы. Х1Х век. Франция. Италия. Испания. Бельгия. М., 2003. (СПб. ун-т. Фил. ф-т).
История всемирной литературы. Т. 6. М., 1989.
История всемирной литературы. Т. 7. М., 1991.
История зарубежной литературы. Х1Х век. 2-е изд. / Под. Ред. Н.А. Соловьевой. М., 1999.
История зарубежной литературы (вторая половина Х1Х – начало ХХ веков). Минск, 1997.
История зарубежной литературы конца Х1Х – начала ХХ веков. М., 1978.
Зарубежная литература ХХ в. (1871 – 1917). М., 1979.
Затонский Д.В. Европейский реализм Х1Х века. Киев, 1984.
Батракова С.П. Художник переходной эпохи (Сезанн, Рильке) // Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве 20 века. М., 1984.
Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994.
Михайлов А.В. Поворачивая взгляд нашего слуха // Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997.
Клеман М.К. Эмиль Золя. М., 1934.
Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 2- в. М., 1979.
Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине 19 века. М., 1988.
Обломиевский Д. Французский символизм. М., 1973.
Андреев Л. Г. Импрессионизм. М., 1980.
Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии. Ереван, 1970.
Тодоров Ц. Теории символа. М., 1998.
Энциклопедия символизма. М., 1999.
Минц З.Г. Поэтика символизма. СПб., 2000.
Французский символизм: Драматургия и театр. СПб., 2000.
Урнов Д.В. Оскар Уайльд и его творчество // Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. М., 1979. Т. 1.
Эллман Р. Оскар Уальд: Биография. М., 2000.
Свасьян К. А. Райнер Мария Рильке // Голоса безмолвия. Ереван, 1984.