Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Декламационная, которая, в свою очередь, состояла из элегической и ямбической, и песенная (мелос), которая делилась на сольную и хоровую.




Элегическая декламационная лирика метрически и содержательно была наиболее близкой к эпосу и представляет собой значительную часть дошедшей до нас античной поэзии. По тематике она делилась на несколько видов.

Славное дело - в передних рядах со врагами сражаясь, Храброму мужу в бою смерть за отчизну принять.

· Гражданская элегия (Тиртей, Солон)

Наша страна не погибнет вовеки по воле Зевеса И по решенью других присно-блаженных богов… Но, уступая корысти, объятые силой безумья, Граждане сами не прочь город великий сгубить… Благозаконье же всюду являет порядок и стройность, В силах оно наложить цепь на неправых людей.

Тема защиты родины звучит в элегиях Тиртея, спартанского поэта второй половины VII в. до н.э. Тиртей призывает граждан Спарты беречь родину, так как с ее благосостоянием связаны свобода и счастье всех спартанцев. Гарантия безопасности - твердость воина в бою. Тиртей внушает согражданам идею массового героизма во имя отечества и народа. Среди сохранившихся отрывков Тиртея есть изложение основ спартанского "благозакония". Ему приписывали маршевые песни, с которыми спартанцы шли в бой даже в позднейшие времена.

Солону, который был законодателем афинского государства, стихи служили прежде всего средством воздействия на сограждан. Солон стремится все понять и объяснить. Как и его современники, он противопоставляет ограниченным возможностям человека беспредельное могущество божественных сил. Но мировоззрение его оптимистично, и основным мировым законом он утверждает Справедливость, отождествляемую им с образом Зевса. Стр 23

Час роковой настает, - и являются черныеКеры К людям: у первой в руках - старости тяжкий удел, Смерти удел - у другой. Сохраняется очень недолго Сладостный юности плод: солнце взошло, - и увял. После ж того, как пленительный этот окончится возраст, Стоит ли жить? Для чего? Лучше тотчас умереть!

· Любовная элегия

Мимнерм - его греки называли создателем любовной элегии. По рассказам, в честь своей возлюбленной он сочинил сборник элегий, озаглавленный ее именем - "Нанно". Но фрагменты этого сборника указывают на повествовательно-мифологический характер его элегий, в них нет даже намека на какие-то субъективные чувства. Другие известные отрывки элегий Мимнерма посвящены рассуждениям о быстротечности жизни. Лучший удел человека, по мнению Мимнерма, не переступать порога старости.

· Объединение гражданской и личной лирики ( Феогнид Мегарский )

Его стихи в основном сочинены в годы изгнания и проникнуты лютой ненавистью к демократам, ко всем тем, кто не отмечен печатью "благородного" происхождения. Поэзия является для Феогнида лучшим средством увековечить свою ненависть и завещать ее новым поколениям.

Стр 24

 

Наличие мелодии кладется в основу классификации поэзии. Всю поэзию делили на собственно мелос (сольный (монодийный) и хоровой) и декламационную лирику

Лирика (Мелика):

1) Декламация:

1 Элегия (Каллин Эфесский, Тиртей, Мимнерм, Солон)

2 Ямб (Архилох, Гиппонакт, Семонид Аморгский)

2) Собственно мелика

1 Хоровая мелика

2 Сольная мелика (монодийная) (Алкей, Сапфо, Анакреонт)

Лирика – сольные или хоровые песни, под аккомпанемент лиры. Элегич. и ямб. поэзию в античное время не относили к лирике, т.к. она под флейту, но с современной точки зрения это лирика. Эпос не мог регламентировать новую жизнь, не мог выразить чувства. Поэтому появляется лирика, которая направлена на внутренний мир. Это всегда песенная поэзия.

Элегия:

Элегия различается как военная, гражданская, философская, дидактическая. И только на последнем месте стоит любовная элегия

Главный признак элегии – размер – элегический дистих. Небольшой объём.

Каллин Эфесский (1/2 VII до н.э.)

 

дошло только 4 отрывка, где он призывает молодежь спасти Эфес от нашествия врагов → наставление (слава лучше позора, лучшая гибель – в бою и т.п.)

Тиртей (2/2 VII до н.э.)

Жил в Спарте. Тема защиты родины. Главное – твердость воина. Идея героизма во имя родины. С этическими указаниями переплетаются практические советы. Поучение строится на конкретных примерах. Основатель: Эмбатерий – маршевая песня.

Мимнерм (~600)

Создатель любовной элегии. Сборник к Наннó → говорил о любви к героиням древних сказаний.

Восхваляет прелести юности. Предвосхитил современную элегию

Солон 638-558 гг. до н.э

Политич деятель и поэт. Запрет долгового рабства. В поэзии затрагивает общественную тематику. Предсказал расцвет драмы. Всем свойственно стремление к богатству (родовое проклятье)

Ямбографы:

Ямбы писали и врагам. Первый автор и первое дошедшее стихотворение – 6 апреля 648 года – Архилох

Архилох (сер VII до н.э. – по затмению)

Родился на о. Парос, отец – аристократ, мать – рабыня → не мог претендовать на наследство. Был воином-наёмником и поэтом, героизирован после смерти.

Особенности:

стихотворения дидактичны, выступает как наставник и руководитель

новое понимание человека – человек изменяется, на него влияют события

против войны

гомеровская лексика приобретает ироническое звучание (щит «безупречный»)

взлеты и падения в своей личной жизни делает типическими, показывает образцы поведения

жизнь человека для него – череда удач и неудач, так преодолевается высказанная им же идея человеческой беспомощности

сделал поэзию средством раскрытия личных чувств; сближение героя и слушателя

Семонид (Аморгский)

Особенности:

четкая назидательность, учит, что несчастье – удел всех людей и в этом должно быть утешение

его мир мелок и приземлен, человек ≈ овца, не знает, для чего живет

взгляды на жизнь ≈ Гесиода (труженик)

Поэма - порицание женщин

Гиппонакт (2/2 VI до н.э.)

Родился в г. Эффесе, за насмешки над правителями был выслан и стал странствующим певцом.

 

его герой – озлобленный попрошайка, издевающийся над врагами и богачами

 

есть пародии на «высокую» эпическую поэзию.

 

обилие бытовых подробностей; комизм достигался помещением эпических героев в несвойственную им обстановку

 

любимый размер – хромой ямб (последняя стопа 6-тистопного ямба заменяется хореем)

 

 

3. Античная комедия

 

Античная комедия (продолжаю выкладывать свои заказные работы)

Особенности и происхождение античной комедии.

Древнегреческая комедия возникла в VI ст. до нашей эры из четырех основных элементов: 1) из дорических бытовых сценок карикатурного характера, 2) драматизированных песен обличительного характера, которые пелись на Дионисийских празднествах, 3) оргиастическо-жертвенного культа Диониса и 4) песен в честь богов плодородия на Дионисийских празднествах. Сначала из слияния этих элементов возниклки веселые праздничные ходы и сцены карнавального типа, наполненные юмором, шутовством, даже непотребством, песнями, танцами, переодеваниями в животных. Слово «комедия» происходит от «комос», что значит «праздничная толпа». Есть версия про происхождение слова от «коме» - село, и «оде» - песня, то есть от сельской песни.

Безусловно, комедия имеет народное, демократическое происхождение, она шла от народных гуляний, от народного культа Диониса. Древняя комедия была острым политическим памфлетом против аристократии, богатых торговцев, проповедью старинных крестьянских идеалов. Классическая комедия развивалась, ощущая сильное влияние антагонизма между свободными крестьянами и городской торгово-промышленной и военной демократией, окрепшей в середине V ст. до нашей эры после греко-персидских войн.

Древнегреческая комедия имеет ряд особенных черт благодаря происхождению от старинных религиозных ритуалов. От культа Диониса в пародийной форме в комедию вошли существенные черты: 1) хор, который когда-то был важным элементном ритуала; 2) агон (спор) двух полухоров, который в комедии приобрел новое содержание и смысл (например, борьба старых и новых обычаев в комедии Аристофана «Облака») вместо религиозного; 3) парабаса – движение хора в сторону зрителей и обращение к ним от имени поэта, как остаток неотрывности искусства театра от жизненного содержания старинного религиозного ритуала; 4) богатство масок;) 5) бомолох, «шут у алтаря», и осмеиваемая им толпа «болтунов» - аналогия жреца и народа; 6) банкет, любовные приключения, свадьба и заключительная процессия с факелами – аналогия старинной оргии.

В трагедии важна причастность зрителя к переживаниям героев, страх и сочувствие к ним, а также катарсис (очищение через страдания), который возникает в причастности к суровым законам бытия. Комедия веселит безболезненным смехом, герои страдают фиктивно, об их гибели не может быть и речи.

Комедия, как и трагедия, очень рано утратила свой религиозный смысл, а постепенно – и начальные черты, упростившиеся уже в следующем столетии.

На Сицилии развился так называемый «мим», то есть небольшая юмористическая сценка-диалог, шуточное отображение будничной жизни с кривляньями и жестикуляцией. Сицилийский автор Эпихарм позаимствовал некоторые черты из мимов и ввел в комедию фабулу, превратив ее, таким образом, в развитое драматическое действие. Он пользовался фабулами как бытового характера, так и мифологического.

Комедия получила новое развитие в творчестве аттических авторов, позаимствовав структуру из трагедии

http://estellgreydaw.livejournal.com/983527.html

 

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОМЕДИИ ДО АРИСТОФАНА

Лосев А.Ф., Античная литература - М: ЧеРо, 2005.

Под редакцией проф. Тахо-Годи.

Издание седьмое.

 

http://library.greekroman.ru/crit/antlit01/06.htm#razdel13

1. Истоки комедии.

Греческая комедия возникает в VI в. до н.э. из следующих четырех элементов: а) шумные и веселые бытовые сценки пародийного и карикатурного характера (особенно распространенные среди дорийцев); б)драматизированные песни обличительного характера у селян, ходивших в праздники Диониса в город высмеивать тамошних жителей; в) оргиастически-жертвеннный культ Диониса; г) песни в честь богов плодородия на Дионисовых празднествах.

 

В результате объединения этих четырех элементов возникают веселые, буйные праздничные шествия и сцены карнавального типа, наполненные балаганным шутовством, остротами и даже непристойностями, с песнями, плясками, ряжением в разных животных (козлов, коней, медведей, птиц, петухов), любовными приключениями и пирушкой. Самое слово комедия происходит от комос, то есть празднично-веселая толпа, гулянка (или, по-другому, от соте - "деревня" и ос1е~ - "песня").

 

2. Социально-историческое значение комедии.

Эти необузданные игры переряженных свободных землевладельцев получили весьма острое социально-политическое значение в борьбе против богатевших городских предпринимателей, тянувших страну к новым завоеваниям, к морской экспансии и разорявших мелкого свободного производителя. Древняя аттическая комедия была острейшим драматическим памфлетом против заправил демократии и софистов и проповедью старинных землевладельческих и земледельческих идеалов.

 

Классическая комедия развивалась под сильнейшим воздействием растущего антагонизма между свободными частными мелкими землевладельцами (как крестьянством, так и консервативной аристократией), с одной стороны, а с другой - городской торгово-промышленной и воинственной демократией, возросшей в середине V в., после греко-персидских войн.

 

3. Отношение комедии к старинному жертвенному ритуалу и к трагедии.

 

От культа Диониса - в карикатурной и пародийной форме - в комедию перешли весьма многие существенные черты: а) хор, бывший когда-то неотъемлемым элементом ритуала; б) агон (спор) двух полухориев (по 12 человек), получивший теперь новое содержание (например, борьба старых и новых нравов в "Облаках" Аристофана, военных и антивоенных взглядов в его "Ахарнянах") вместо исконно дионисовской темы о борьбе старого и нового божества; в) парабаса (движение хора в сторону зрителей и обращение к ним от имени поэта, как остаток неполной отчлененности искусства и театральной иллюзии от чисто жизненного значения старинного ритуала); г) богатая маскировка ("облака", "осы", "птицы"), заменившая старые ритуальные маски; д) бомолох, "шут около алтаря" (обычно простак, крестьянин) и высмеиваемая им толпа "болтунов", всяких торговцев, лекарей, шарлатанов, которых он даже бьет,- аналогия жреца и народа; е) пир, любовные приключения (с большой свободой действий и слов), свадьба и заключительное шествие с факелами - аналогия старого жертвенного оргиазма.

 

В трагическом переживании основную роль играют, по Аристотелю, страх и сострадание к героям, а также то очищение, которое испытывается зрителем, отрешившимся от мелочей быта, после приобщения к суровым и возвышенным законам жизни. Комедия же утешает безболезненным смехом по поводу фиктивно страдающих героев, о гибели которых не ставится никакого вопроса. Но оба жанра все же связаны в основном с культом Диониса. Трагедия и комедия очень рано стали терять свой религиозный и ритуальный смысл и превращаться в художественное изображение самых актуальных идей рабовладельческого полиса, так что от прежнего ритуала в них оставалась едва заметная схема, о которой уже забыли и сами греки V в. до н.э. Зародившаяся в деревне комедия с самого начала находилась в резком антагонизме с городской культурой, так что ее демократичность была связана с деревенскими работниками и собственниками, и она ничего не имела общего с промышленной и торговой демократией города.

4. Мегары.

Имеются неясные сведения о Мегарах, где как будто бы уже в начале VI в. до н.э. была в ходу примитивная комедия, состоявшая, вероятно, из небольших шуточных сценок. Этот мегарский фарс был перенесен Сусарионом около 580-570 гг. в Аттику.

5. Сицилия.

В Сицилии развился так называемый мим, то есть шуточное воспроизведение в народных сценках обыденной жизни, с кривляньем и дурашливой жестикуляцией, который, по-видимому, и лег в основание сицилийской комедии.

 

Этот народный мим послужил почвой для позднейшего литературного мима, представителями которого были в V в. до н.э. в Сицилии Софрон и Ксенарх, создававшие, вероятно, небольшие остроумные сценки-диалоги в прозе, еще без развития драматической ситуации. О характере мимов Софрона (у него были "мужские" и "женские" мимы) можно судить по сохранившимся отрывкам и названиям бытового характера ("Рыбак", "Старики", "Штопальщицы", "Женщины, притягивающие луну", "Колдуньи" и т. д.), по идиллии Феокрита "Сиракузянки", явившейся подражанием одному из мимов Софрона, и по восторженным отзывам Платона, который сам подражал Софрону в своих диалогах.

 

Знаменитый сицилийский комик Э п и х а р м (род. 520-500) ввел в комедию фабулу, то есть превратил ее в развитое драматическое построение, причем он пользовался фабулами как бытовыми (например, "Надежда" с сохранившимся фрагментом о парасите), так и мифологическими ("Свадьба Гебы", "Бусирис" с карикатурой на Геракла):

"Прежде всего, если бы ты увидел, как он ест, ты б умер: глотка у него гудит, челюсти скрипят, зубы стучат, коренные зубы трещат, носом он шипит, а уши ходят ходуном".

Имеются сведения о пифагорейской философии Эпихарма, которую, впрочем, чрезвычайно трудно объединить с его практикой комедиографа.

 

http://ruslit.info/antique/2010-03-07-21-32-11.html

Людям свойственно смеяться. Аристотель эту присущую людям черту возводил даже в достоинство, отличающее человека от животного. Люди смеются над всем, даже над самым дорогим и близким. Но в одном случае это добрый и мягкий смех над милыми слабостями наших друзей или литературных героев. В другом - смех может ниспровергать, разоблачать, даже убивать противников. Но средства достижения этих целей гуманны.

 

Само происхождение комедии восходит к древним праздникам плодородия, любимым народом и носившим карнавальный характер. Они сопровождались распеванием так называемых “фаллических песен” в честь Диониса, бога виноградарства и покровителя сельского хозяйства. Во время празднеств по улицам ходила ватага веселых гуляк, облаченных в разноцветные одеяния, распевающих песни. Они получили название “комос”, а само слово “комедия” - результат сочетания двух слов - “комос” и “ода”, что в буквальном переводе означает “песнь толпы”. Шествие комоса, мимические игры, распевание песен, нередко грубоватых или шутливых, - все это и стало основой комедии, такого вида драмы, в которой ситуации, действия, персонажи представлялись в смешных, гротескных, иногда карикатурных формах. Первые образцы комедии возникли на Сицилии, откуда она перекочевала в Афины, где обрела классическую форму. Древнегреческая комедия стала важным этапом становления мировой драмы. Она имела ряд особенностей, надолго определивших ее значимость. Это была политическая тенденциозная комедия. Конечно, авторы не избегали и быта, но тематику древнегреческой комедии определяла прежде всего политическая злободневность. Комедия обличала недостатки и пороки общества, будь то суды, политические партии, наука, литература. Объектом осмеяния легко могли стать известные политические деятели, философы, полководцы. Свобода критики предопределялась самой природой демократического общества, поэтому свое развитие комедия получила именно в Афинах - самом свободном и демократическом полисе древней Эллады.

 

В основе античной комедии лежал сатирический способ отражения жизни. Ее герои не отличались психологизмом и индивидуальностью, как, например, у Еврипида. Она представали как бы в кривом зеркале, в гротескном, карикатерном виде, когда определенный порок или недостаток гиперболизировался, становился доминирующим. По данным ученых, античная комедия была представлена примерно 40 авторами. До нас дошло лишь несколько имен.

 

Условно античную комедию можно разделить на древнеаттическую и новоаттическую. Древнеаттическая комедия, представленная творчеством Аристофана, носила ярко выраженный социальный, политический, тенденциозный характер. Новоаттическая комедия, представителем которой является Менандр, - бытовая, любовная, семейная. В ней нет бесшабашного веселья и буффонады, столь характерных для комедий Аристофана. Акцент сделан на психологической характеристике персонажей, испольховании традиционных сюжетов и мотивов: Судьба подкинутого ребенка, отношения родителей и детей, ревность, соперничество и т.п.

 

Аристофан

 

(446 - 388 гг. до н.э.)

 

* Последний великий драматург классического периода греческой литературы, названный “отцом комедии”. Из 44 приписываемых ему комедий до нас дошло 11. Биография Аристофана пестрит “белыми пятнами”. Известно, что он был сыном земледельца, хорошо знал сельский быт и жизнь крестьян.

 

* Расцвет творчества Аристофана приходится на время долгой и мучительной Пелопонесской войны. Ее тяготы разоряли народ, тяжким бременем ложились на Аттику. Поэтому тема осуждения войны с такой силой зазвучала в творчестве Аристофана (“Мир”, “Ахарняне”, “Лисистрата”). Аристофан был одним из первых писателей вмировой литературе, творчество которого пронизано страстным призывом к миру. Объктом сатиры пьес Аристофана стала и политическая демагогия, научное шарлатанство, литературные споры того времени (“Всадники”, “Облака”, “Лягушки”). Комедия Аристофана далека от безобидной шутки. Она зла, ядовита. От веселых прзднеств она заимствовала разве что приемы пародирования, переодеваний, карикатурного шаржирования. Смех Аристофана подчеркнуто тенденциозен и целенаправлен.

 

* Аристофан сыграл значительную роль в развитии не только драматургии, но и всей сатиры в целом, заложив ее основные приемы, широко используя гротеск, карикатуру, фантастику. Традиции Аристофана получили развитие в творчестве таких мастеров сатиры, как Рабле, Свифт, Салтыков-Щедрин, Гейне.

 

 

Вопрос

К богатейшему культурному наследию Греции первыми обратились римляне. Идейное богатство и художественное мастерство греческой литературы оказали огромное влияние на складывающуюся литературу Рима и во многом определили ее развитие.

Цицерон - римский оратор, писатель и политический деятель, идейный и литературный противник Цезаря. Учился в Риме и Греции. Начал политическую карьеру, совмещая ее с работой адвокатом. В 63 раскрыл и ликвидировал заговор Катилины, за что первым из римских граждан получил титул “отца отечества”. В годы гражданской войны поддерживал республиканцев. Был убит наемными убийцами. Литературное наследие Цицерона охватывает речи, письма, риторические и философские сочинения. Речи Цицерона после их произнесения подвергались литературной обработке и затем публиковались отдельными изданиями. Полностью сохранилось 58 речей, из них наиболее известны 4 речи против Верреса (70) и 4 речи против Катилины (63). До нас дошло более 900 писем Цицерона, адресованных 95 корреспондентам и написанных между 67 и 43. Из риторических произведений наибольший интерес представляют трактаты “Об ораторе” (55), “Брут” (46) и “Оратор” (46), из философских - трактаты “О республике” (52), “Тускуланские беседы” (44), “О природе богов” (44), “Об обязанностях” (44). Произведения Цицерона положили начало развитию латинской классической прозы, а его яркий и образный стиль, созданный в традициях азианизма, стал образцом для последующих поколений писателей. Пользовался большой популярностью как в античности, так и в последующие века.

Стр 56 митюковой





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 486 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2443 - | 2199 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.