Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Антропоцентризм и другие типы экологического созна­ния




 

Поведение людей по отношению к окружающей природной среде, основанное на парадигме «человеческой исключитель­ности», по мнению многих исследователей, и есть одна из глав­ных причин экологического кризиса на нашей планете.

Широко распространенный тип экологического сознания, базирующийся на представлениях о «человеческой исключи­тельности», получил название антропоцентрического. Основ­ные особенности антропоцентризма:

1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он само­
ценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, по­-
скольку оно может быть полезно человеку. Природа объяв­-
ляется собственностью человечества.

2.Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит
человек, несколько ниже — вещи, созданные человеком и
для человека, еще ниже располагаются различные объекты
природы.

3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворе­-
ние тех или иных прагматических потребностей,
т.е. по­
лучение определенного «полезного продукта». Сущность его
выражается словом «использование».

4. Характер взаимодействия с природой определяется своего
рода «прагматическим императивом»:
правильно и разре­-
шено то, что полезно человеку и человечеству.

5. Этические нормы и правила действуют только в мире лю­-
дей и не распространяются на взаимодействие с миром
природы.

6. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, ко­-
торый должен быть подчинен процессу развития человека.
Действительно, в начальную эпоху бурного роста промышленности широкое распространение в научных кругах имели теории, которые объективно способствовали намечавшемуся разрыву человека с природой, неправильно истолковывали ход эволюционного развития биосферы. Среди этих представлений можно отметить настойчивые призывы сделаться властелина-

ми природы, главенствовать над ней, различные теории незыб­лемости и предопределенности гармонии общества и природы, по существу отрицавшие реальность угрозы экологического кри­зиса. В разное время эти и близкие к ним взгляды высказыва­ли Г. Гегель, Б. Спиноза, Ф. Ницше, Р. Декарт и другие уче­ные.

Наряду с антропоцентризмом в обществе существовали и принципиально иные представления, согласно которым чело­век и природа едины и неотделимы друг от друга, а следова­тельно, противопоставлять их друг другу в корне неверно и бес­смысленно. Крупные шаги в этом направлении были сделаны на рубеже XIX и XX вв. К. Марксом и Ф. Энгельсом в трудах «Капитал», «Диалектика природы» и др. С позиции диалекти­ческого материализма в них подчеркивалось, что человек не в состоянии отменить или изменить законы природы — они объ­ективны и действуют помимо его воли. Человек не может гос­подствовать над природой, он принадлежит ей и находится внут­ри нее. Господство человека над природой есть не что иное, как деятельность, основанная на использовании ее законов.

Необходимость новых моральных принципов взаимодей­ствия человека и природы, основанных на признании цивили­зации восстанавливающей, а не эксплуатирующей, была обос­нована во второй половине XIX в. русскими учеными А.Л. Чижовым, Н.Ф.Федоровым, В.С.Соловьевым, Н.Г. Умновым, И.В.Киреевским и др. Главная идея их религиозно-философ­ских воззрений: Человек и все, что его окружает, — это части­цы единого, Космоса. Отсюда это течение получило название русского космизма.

Промежуточным этапом на пути формирования нового эко­логического сознания следует считать и такие известные фи­лософские течения, как «универсальная этика» (А. Швейцер, М. Ганди и др.) и биоцентризм. В их основе — «благоговение перед жизнью», равенство в своей самоценности всех живых существ, признание совершенства и духовности Природы, от­каз от прагматического подхода и отношения к ней и др.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 588 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2351 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.