Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу (ответственность) за результат своего выбора.
Необходимо признать, что экзистенциализм как философское направление никогда не существовал и не существует. Противоречивость этого исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, непохожего ни на кого. Неким аналогом экзистенции можно считать душу человека.
Исходя из этой противоречивости, следует уточнять, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто четко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
История и представители.
В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 1914—1918:
Л. Шестов, Н. А. Бердяев
В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны: К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер
Нашел своих последователей в период Второй мировой войны 1939—1945 во Франции: Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар
В 1940—1950-е годы экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах:
Австрия: В. Франкл (логотерапия)
Италия: Э. Кастелли, Н. Аббаньяно, Э. Пачи
Испания: Х. Ортега-и-Гасет (относительно близок)
В США идеи экзистенциализма популяризировали: У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эдди, И. Ялом (экзистенциальная психология)
Великобритания: А. Мёрдок
К экзистенциализму близки религиозно-философские направления:
Французский персонализм: Э. Мунье, М. Недонсель, Ж. Лакруа
В немецком протестантизме — диалектическая теология: К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман
Своими предшественниками экзистенциалисты считают:
Блеза Паскаля,
Сёрена Кьеркегора
Франца Кафку
Мигеля де Унамуно
Ф. М. Достоевского
Фридриха Ницше.
1 5)Элейская школа: проблема бытия
Первая философская школа Элейская: В 5-6веков до н.э. Ксенофом – основоположник школы.
Зенон Элейский. Философские взгляды: критика взглядов на происхождение мира. У нас нет оснований считать, что боги похожи на людей нужно создать понятие о боги. Он сравнивал бога с миром – пантеизм. Заменили форму бога на шар. Бог вечен, материален и неизменен. Метафизики принципы: непротиворечивы и неизменны. Парменит вводит название, что вечно не уничтожимо, неизменно и едино, все остальное не бытье. Чувства часто обманывают. Бытье и не бытье противоположны друг другу. То что бытье познается с помощью чувств. Для доказательств создаётся апория. Чувство и разум даёт разные ответы. Апории: Пшеничное зерно, Охилес и черепаха, Стрела.
М. Хайдеггер.
Мартин Хайдеггер (нем. Martin Heidegger, 26 сентября 1889 — 26 мая 1976) — немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период). Известен также своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьёзных трудах.
Философия Хайдеггера заново ставит вопрос о смысле бытия. Опираясь на феноменологический метод (Гуссерль), Хайдеггер последовательно проводит различие сущего и бытия, онтического и онтологического способа подхода к миру. Как философ Хайдеггер сформировался под влиянием своего учителя Гуссерля. Разрабатывая его идеи, ранний Хайдеггер развил некоторые мысли, которые в дальнейшем вдохновили Сартра на создание экзистенциализма. Однако сам Хайдеггер к этому направлению не примкнул, а вместо этого, находясь целиком в «лаборатории» Гуссерля, приступил к созданию т. н. фундаментальной онтологии. Развитием её он занимался до конца своих дней.