Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX В.

 

Предваряя дальнейшее более подробное рассмотрение идей и на-

правлений, появившихся после того, как со смертью Гегеля (позднее -

Шеллинга) закончилась непосредственная история немецкой философ-

ской классики, обрисуем общие контуры и основные тенденции движе-

ния европейской философской мысли в 40-90 годах XIX в. и начале

XX в.

 

Некоторое время существовала и оказывала влияние гегелевская

школа. Но ей было суждено достаточно быстро сойти с философской

сцены. Произошло это отчасти в силу острых идейных разногласий

внутри самого гегельянства, появления внутри него новых философ-

ских направлений, из которых сначала примыкавший к гегелевской

школе, но позднее обретший самостоятельность марксизм оказался самым

мощным и длительным по продолжительности своего влияния социаль-

но-философским течением. Начав свой путь в XIX в., в видоизменен-

ной форме массовой идеологии сохранившись как одно из главных

течений XX в., он имеет шанс "перешагнуть" и в историю XXI столетия.

 

Что до распада гегелевской школы, то он был обусловлен не только

и даже не столько разногласиями внутри философского движения, ини-

циированного Гегелем. Еще большую роль играло то активное неприя-

тие гегелевской философии, а в известной степени и философской

классики как таковой, которое в XIX в., еще при жизни Гегеля, но в

особенности после его смерти продемонстрировали столь значительные

мыслители, как А. Шопенгауэр и С. Кьеркегор. Позднее, в последние

десятилетия XIX в., эстафету критики, коренного преобразования клас-

сической мысли, переоценки ценностей подхватил Ф. Ницше. Идеи этих

трех мыслителей в ходе анализа условно можно объединить в единый

блок, а самих философов (что сделано в одной из последующих глав)

назвать "возмутителями спокойствия" в философии XIX в. Они прола-

 

гали дорогу парадигмам будущего философствования, почему о них

придется не раз вспомнить и при рассмотрении ряда направлений фило-

софии XX в., возродивших и далее развивших их идеи.

 

Другой фронт критики классической философии еще в XIX в. от-

крыло позитивистское направление, которое отвергло не все наследие

прежней философской мысли, а главным образом выступило против ее

"метафизического", "спекулятивного" уклона. В XIX в. родился так

называемый первый позитивизм, который, как потом оказалось, стал

провозвестником будущих позитивистских, антиметафизических движе-

ний (второй позитивизм и третий позитивизм). Позитивизм оказал на

философию, на человеческую культуру немалое влияние. Особенно

мощные корни пустил он в естествознании и философии естественных

наук; на рубеже XIX и XX в. его прибежищем сделались и такие дис-

циплины, как физиология и психофизиология. Весьма характерно, од-

нако, что в этих же областях в 50-60-е годы крепло движение "в

поддержку" метафизики: целый ряд естествоиспытателей, мысливших

философски, или философов, занимавшихся естествознанием, способ-

ствовал оформлению антипозитивистских движений и возрождению

философских традиций древности и нового времени. Возврат к класси-

ке, вообще характерный для философии 70-90-х годов XIX в., не

означал, что совершается лишь "попятное" движение философии к ее

первоистокам. Осмысление философской мысли было глубоко нова-

торским. Перед нами - одна из коренных тенденций развития филосо-

фии не только в XIX, но и в XX в. Как правило, после очередного

наступления на классическую мысль рождалось довольно мощное дви-

жение, направленное на защиту и продолжение традиций философской

классики. Причина этого кроется прежде всего в самой философии, в

ее органической связи с историей философской мысли. Но немалую

роль играет и то, что как раз в периоды, когда одни философы отвер-

гают прежние ценности и традиции, другие философы горячо берут их

под защиту, ибо находят в них и способ сохранения самой философии,

и идейно-нравственную опору во времена кризиса. Вот почему во вто-

рой половине XIX - начале XX в., когда участились атаки на фило-

софскую классику, появились и стали развиваться философские на-

правления, открыто объявившие своей целью сохранение классическо-

го наследия. Идеи и концепции представителей этих направлений будут

более обстоятельно рассматриваться в соответствующих главах учебни-

ка. А сейчас обрисуем общую панораму развития западной философии

в той ее части, где возрождалась и обновлялась философская классика.

 

Под лозунгом "Назад к Канту" родилось неокантианство. Возник-

шее еще в 60-х годах XIX в., оно "перешло" в XX в. Неокантианство

представлено двумя основными философскими школами - марбург-

ской (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер) и фрейбургской (баденской)

(В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Несколько раньше под лозунгом "Назад

к Гегелю" начало формироваться неогегельянство. Наиболее видные

его представители - английские философы Д ж. Д. Стерлинг, Э. Кэрд;

немецкие философы Р. Кронер, Г. Лассон, итальянские философы

Б. Кроче, Дж. Джентиле, а позже - французские философы А. Ко-

жев, Ж. Валь, Ж. Ипполит и др. "Абсолютный идеализм" английского

философа Ф. Брэдли, американского - Дж. Ройса также был связан

с критическим возрождением гегельянства.

 

Стремлением сохранить классические корни философии отмечена

также эволюция влиятельного течения религиозной философии, воз-

никшего в 70-х годах XIX в. и получившего название неотомизма (от

лат. написания имени Фомы Аквинского - Томас). Это направление

существует и в наши дни. Оно поддерживается католической церковью.

Наиболее известные неотомисты XX в. - Ж. Маритен, Э. Жильсон.

Но еще более влиятельными в XX в. были мыслители, которые при-

держивались некоторых принципов близкой к католицизму религиоз-

ной мысли, но в философии шли своими путями, за что были осуждае-

мы официальными кругами католичества (Г. Марсель, П. Тейяр де

Шарденидр.).

 

Таким образом, во второй половине XIX в. в западной философ-

ской мысли велась борьба идейных движений, крайними полюсами ко-

торой стали "радикальный нигилизм" и догматический, консерватив-

ный традиционализм. Вместе с тем все яснее обнаруживалось, что сама

по себе дихотомия антитрадиционализма и традиционализма весьма ус-

ловна. Ведь даже за завесой "радикального нигилизма" подчас скрыва-

лось избирательное отношение к классике (например у Ф. Ницше -

культ особым образом истолкованной античности). В свою очередь,

философы противоположных (по форме традиционалистских) направ-

лений нередко использовали работу над философским наследием во

имя выработки новых, неклассических идей и подходов.

 

Необходимо учесть, что в философии на рубеже XIX-XX в.

и в первые десятилетия нашего столетия происходили осо-

бенно интенсивные процессы, связанные с поисками новых

форм и парадигм (образцов, типов) философствования. В

последние десятилетия XIX в. эти парадигмы рождались в разных точ-

ках "времени и пространства философии". Философские направления

и школы лишь постепенно группировались вокруг наиболее значитель-

ных фигур, достигших успеха в поиске этих новых парадигм. История

таких направлений, начавшись в XIX в., переходит в век XX, когда

некоторые из течений обретают еще больший вес в философии и куль-

туре, чем при своем зарождении. (Надо принять во внимание, что объе-

динение тех или иных мыслителей в направления и школы иногда соот-

ветствует их высказываниям и определениям своей работы; порой та-

кое объединение условно.) Новые для XIX и начала XX в. направле-

ния, о которых идет речь - философия жизни (В. Дильтей, А. Берг-

сон, О. Шпенглер), прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи), фено-

менология (Э. Гуссерль, Э. Финк, Л. Ландгребе, М. Мерло-Понти),

психоанализ (3. Фрейд,К.-Г. Юнг и др.).

 

В части 1, в основном посвященной философии XIX в. и отчасти

философии начала XX столетия, речь пойдет об упомянутых философ-

ских учениях и основных направлениях - за исключением тех, разви-

тие которых, как в случае неотомизма, феноменологии, психоанализа,

началось еще в XIX в., но протекало в основном в XX столетии. Они

будут рассмотрены в части II.

 

Необходимо сделать ряд уточнений и оговорок, касающихся подачи

материала в учебнике. Мы пошли по пути, проложенному авторами

ряда отечественных и зарубежных учебников, в которых поистине не-

обозримый конкретный материал для удобства изучения сгруппирован

в соответствии с ведущими направлениями и философскими течениями,

 

оформившимися и развившимися во второй половине XIX столетия и в

XX в. Такой способ изложения предпочтителен потому, что единство

различных учений внутри этих направлений существовало вполне ре-

ально. Выделяя главные направления и школы, мы одновременно про-

черчивали основные проблемные линии философии конца XIX и XX в.

Однако у избранного нами способа изложения есть и недостатки. Они

вряд ли преодолимы в учебнике, где непременно приходится прибегать

к классификаций, отбору материала, к созданию и применению типоло-

гии концепций, видов философствования. Вместе с тем при изучении

материала следует принимать в расчет определенную условность пред-

лагаемых в любом учебнике классификаций. Есть философы, которые

были родоначальниками или горячими сторонниками соответствующих

направлений, школ в философии. Другие философы, которые в целом

и по объективным соображениям могут быть отнесены к тем или иным

направлениям, возражали против того, чтобы их причисляли даже к

близким философским школам. А есть и такие мыслители, учения и

идеи которых вообще не вписываются в рамки существовавших и су-

ществующих философских направлений. Что касается новых философ-

ских идей, которые возникли в самые последние десятилетия, то их

объединение в некоторые направления, скорее всего, станет делом ис-

ториков философии следующего века. Учитывая эти трудности, авто-

ры учебника стремились к тому, чтобы отнесение определенного фило-

софа к тому или иному направлению не препятствовало анализу специ-

фики, оригинальности его идей и концепций. Например, выдающиеся

философы XIX в. А. Шопенгауер, С. Кьеркегор, Ф. Ницше столь ори-

гинальны, что объединение анализа их учений в одну главу может

считаться условным. Однако не менее условно бытующее в разных

учебниках причисление Ницше к философии жизни или Кьеркегора -

к экзистенциализму. И все же философов, о которых далее пойдет

речь, объективно объединяет то, что еще в XIX в., как было сказано,

они призывали к критике традиций и переоценке ценностей, искали и

находили новые парадигмы (образы, общие формы) философствования.

Глава I

 

А. ШОПЕНГАУЭР, С. КЬЕРКЕГОР,

Ф. НИЦШЕ - ВОЗМУТИТЕЛИ

СПОКОЙСТВИЯ В ФИЛОСОФИИ XIX в.

 

Философия нового времени основывалась на некоторых главных

для нее принципах и ценностях: на вере в разум и науку, в развитие

познания, господствующее положение метода, системы, в человека как

разумное и свободное существо, в социальный прогресс, в человече-

ство, в нравственно-гуманистические принципы, в обновляемую и при-

миряемую с разумом внутреннюю религиозность. Уже в XVIII в. неко-

торые философы подвергали отдельные принципы и ценности сомне-

нию, пытаясь вырваться за рамки рационализма, сциентизма, прогрес-

сизма, логицизма. Но сколько-нибудь существенного воздействия на

облик философии, на ее место в культуре они не оказали. Более замет-

ные изменения произошли в XIX в. Появились мыслители и соответ-

ственно формы философствования, которые, правда, еще не были спо-

собны разрушить традиционные рационалистические подходы, именно

в это время достигшие высочайшего признания и широкого распростра-

нения, но уже пробили брешь в привычных воззрениях. Современники

плохо понимали этих мыслителей, встречали их идеи враждебно. Но в

XX в. пробил их исторический час: современная мысль проявляет глу-

бокий и постоянный интерес к идеям, концепциям, произведениям "мя-

тежных" философов. Речь идет об А. Шопенгауэре, С. Кьеркегоре,

Ф. Нищие.

 

АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788-1860)

 

Немецкий философ Артур Шопенгауэр' родился 22 февраля 1788 г.

в городе Данциге (Гданьске) в семье богатого купца. Он учился в

школе в Гамбурге. Мальчик выказал столь блестящие способности, что

отец предложил ему пройти гимназический курс экстерном и вместо

обучения в школе провести время в путешествиях. Артур посетил Бель-

гию, Англию, Швейцарию, Австрию. В 1805 г. он возвратился на роди-

ну. Отец хотел, чтобы сын продолжил его дело. Артура отдали в обу-

чение в торговую фирму. Юноша, однако, сразу понял, что не испыты-

вает тяготения к деловой карьере. От несчастного случая погиб отец.

Теперь Артур должен был сам выбирать свой путь в жизни. В 1807 г.

он стал студентом Геттингенского университета - сначала медицинско-

го, потом философского факультета. Переход на философский факуль-

тет не означал для Шопенгауэра прекращения занятий медициной. 06

образовании, полученном Артуром в университетские годы, биографы

обычно говорят в приподнятых тонах: считается, и справедливо, что

 

оно было разносторонним и сделало молодого Шопенгауэра знатоком

медицины, астрономии, физики, химии, а одновременно и тогдашних

"наук о духе", включая прежде всего философию. В 1811 г. Шопенга-

уэр перевелся в Берлинский университет, где в то время преподавали

такие блестящие философы и лекторы, как Фр. Шлейермахер и

И. Г. Фихте и где весьма обстоятельные курсы читались по естествен-

ным и математическим наукам.

 

Диссертацию "О четверояком корне достаточного основания" Шо-

пенгауэр защитил в Иенском университете. К 1813 г. относится знаком-

ство с Гете, под влиянием которого молодой ученый написал трактат

"О зрении и цвете". Несколько последующих лет были заполнены

поисками оригинальной философской системы. Результатом стала дей-

ствительно новаторская работа "Мир как воля и представление" (1818 г.,

т. 1; второй том вышел лишь в 1844 г.). Впоследствии она прочно

вошла в перечень классических произведений философии. Однако при

жизни Шопенгауэра изложенные в ней взгляды не имели успеха и

почти не обрели последователей. С 1820 г. Шопенгауэр был доцентом

Берлинского университета. В те годы в философии царил Гегель: быст-

ро разрасталась и крепла его школа. Гегелевская система была для

Шопенгауэра воплощением всего, с чем он собирался бороться в фило-

софии. (Подобную вражду к учению Гегеля станет проявлять и Кьерке-

гор.) И вот Шопенгауэр, движимый скорее ненавистью, чем трезвым

расчетом, объявил свои курсы в те же часы, в которые читал свои

лекции прославленный Гегель. Результат предсказать было нетрудно:

аудитории, в которых читал лекции Гегель, ломились от слушателей, к

Шопенгауэру же на лекции почти никто не ходил. Это укрепило его в

ненависти к Гегелю и его системе.

 

В 1831 г. Шопенгауэр покинул Берлин из-за эпидемии холеры (Ге-

гель тогда, как известно, умер от этой болезни.) В 1833 г. Шопенгауэр

поселился во Франкфурте-на-Майне. В 1836 г. им была написана рабо-

та "О воле в природе'; в дополнение к первому тому книги появилось

сочинение "О свободе человеческой воли", которое имело успех, прав-

да, недолгий и не на родине, а в Норвегии, где Шопенгауэру за него

была присуждена премия. Но затем снова наступили годы отчуждения,

неуспеха, забвения. Тем не менее выходили из печати новые произведения

Шопенгауэра: "06 основании морали" (1841), "Две основные пробле-

мы этики" (1841), "Парерга и паралипомена (Примечания и дополне-

ния)" (1851), частью этой книги были ставшие потом знаменитыми

"Афоризмы житейской мудрости". В 50-е годы Шопенгауэр начал при-

обретать известность. Но многим современникам и ближайшим потом-

кам он казался чудаком, эксцентриком, чьи экстравагантные идеи обре-

чены на забвение. История, однако, показала, что различные философ-

ские течения и направления впоследствии стали возводить свои идеи к

концепции Шопенгауэра, и в особенности к его критике, направленной

в адрес традиционной философии.

 

Ф. Ницше, в начале творческого пути (пусть лишь на время) испы-

тавший огромное влияние Шопенгауэра, заметил: с помощью Шопенга-

уэра мы можем проникнуться враждебностью к нашему времени, но тем

самым это время сумеем глубоко постигнуть^. И сам Шопенгауэр с

грустью и одновременно с гордостью отмечал, что он несовместим со

своей эпохой. О непримиримости к эпохе, в которую им довелось жить,

 

станут потом твердить и Кьеркегор, и Ницше, причем последний про-

возгласит нигилизм, отрицание и пересмотр ценностей своего времени

живым нервом, исходным принципом философии. Время не принимало

этих мыслителей, а они резко критиковали его как эпоху небывалого

кризиса и распада. Однако в целом ситуация оказалась более сложной и

парадоксальной. Ибо есть немало обоснованного и в заключениях тех

исследователей, которые доказывали, в какой сильной мере интересую-

щие нас здесь философы были духовными сыновьями своей эпохи и

получили толчок от тех или иных идей-ценностей, выработанных имен-

но в новое время.

 

И в самом деле, Шопенгауэр, который считал неприемлемыми и

даже враждебными гегелевские конструкции, одновременно в "Мире

как воле и представлении" сделал основанием своих воззрений филосо-

фию Канта. Главные произведения Канта он оценивал как самое важ-

ное явление, которое знала философия на протяжении своего двухты-

сячелетнего развития. Однако то, что началось после Канта, вызывает

суровое осуждение Шопенгауэра: Кант, по его мнению, сделал великие

открытия в философии, вернул ей утраченное уважение, а потом нача-

лись "всеобщие хлопоты", писание речений и сочинений людьми, кото-

рые меньше всего думали об истине, а заботились о своих "материаль-

ных" или "партийных" интересах. Периоды философской "сутолоки",

согласно Шопенгауэру, - самое неблагоприятное время для философ-

ских размышлений. Он едко высмеивал "профессорскую философию".

Вместе с тем отношение Шопенгауэра к функциям и задачам филосо-

фии всегда оставалось ответственным и серьезным.

 

Шопенгауэр был одним из первых в XIX в., кто в философском

синтезе, позволяющем обрести оригинальное и созвучное будущему еди-

ное воззрение, наряду с некоторыми центральными идеями Канта и

Платона почетное место отвел восточным философским учениям, преж-

де всего санскритской литературе; он предсказал и предвосхитил воз-

росшее в нашем веке влияние Вед (Упанишад) и буддизма. Более того,

он был убежден в том, что скорректировать ошибки великих мыслите-

лей европейской философии поможет как раз знание и глубокое внут-

реннее переживание восточного духовного опыта.

 

Философия А. Шопенгауэра - яркое, оригинальное, но глубоко

противоречивое явление. Парадоксы подстерегают читателя его произ-

ведений на каждом шагу.

 

С одной стороны, из-за идей кризиса, отрицания, мрачных предска-

заний и предчувствий учение Шопенгауэра всегда считали не только

антипрогрессистским, но и пессимистическим, чуть ли не апокалипта-

ческим. Сам Шопенгауэр признавал, что разделяет установки "песси-

мизма". Он исходил из того, что в мире царят зло и несчастье. С

другой стороны, читатель обнаружит в его сочинениях стремление мыс-

лителя обрести прочные - отнюдь не ложные, иллюзорные - духов-

ные принципы и опоры. Философию Шопенгауэра называли, и не без

оснований, " этикой жизнеотрицания". Но ее же причисляли - и опять-

таки обоснованно - к историческим первоистокам так называемой фи-

лософии жизни, которая поместила в центр целостное понятие "жиз-

ни", противопоставляемое абстрактным философским схемам и спеку-

ляциям прошлого.

С одной стороны, мир, как его изображает Шопенгауэр, предстает

 

перед нами в разорванном, полным противоречий опыте. С другой сто-

роны, его философия направлена на поиски глубинного смысла мира и

опыта, живого "пульсирующего" единства, как бы произрастающего из

одного корня.

 

С одной стороны, Шопенгауэр считает, что мир социума и культуры

в современную ему эпоху и в философии этой эпохи стал обесчелове-

ченным и обезбоженным. С другой стороны, он берет на себя поистине

титаническую задачу средствами философии и этики "очеловечить" мир

природы и культуры, понять его как "проекцию" человеческого, при

этом решительно размежевываясь с традиционными рационалистически-

ми способами проецирования разумного в мир действительного.

 

Основные идеи философии Шопенгауэра

Мир как представление и воля

 

Исходные идеи учения Шопенгауэра фиксируются названием его

главной книги: мир как воля и представление. Шопенгауэр пишет:

"Мир есть мое представление: вот истина, которая имеет силу для

каждого живого и познающего существа, хотя только человек может

возводить ее до рефлексивно-абстрактного сознания, и если он дей-

ствительно это делает, то у него зарождается философский взгляд на

вещи. Для него становится тогда ясным и несомненным, что он не

знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце,

руку, которая осязает землю; что окружающий мир существует лишь

как представление, т. е. исключительно по отношению к другому, пред-

ставляющему, каковым является сам человек... Итак, нет истины более

несомненной, более независимой от всех других, менее нуждающейся в

доказательстве, чем та, что все существующее для познания, т. е. весь

этот мир, является только объектом по отношению к субъекту, созер-

цанием для созерцающего, короче говоря, представлением... Все, что

принадлежит и может принадлежать миру, неизбежно отмечено печатью

этой обусловленности субъектом и существует только для субъекта.

Мир есть представление". И тут же добавляет: "Новизной эта истина

не отличается"^. В самом деле, изображение мира как данного через

мое сознание (здесь: представление), имеет глубокие корни в предше-

ствующей философии нового времени, так или иначе укладывающейся

в русло трансцендентализма.

 

От Декарта через Канта и Беркли тянется традиция, в соответствии

с которой при исследовании человеческого познания мир толкуется как

являющийся нам через наши представления. Концепция Шопенгауэра

четко и однозначно перемещает такие идеи в центр философии. Соглас-

но Шопенгауэру, Кант сделал неверные дуалистические выводы из

энергично введенного и хорошо доказанного им трансценденталистско-

го тезиса. Между тем требуется лишь последовательное продвижение

по пути трансцендентального познавательного и жизненного опыта.

Исходный трансценденталистский тезис определяет как

теоретико-познавательную, так и смысложизненную пози-

цию Шопенгауэра.

 

Шопенгауэр подчеркивает, что "тезис о мире как моем представле-

нии и о его данности через мое переживание, который с таким трудом и

 

посредством сложных интеллектуальных выкладок обретает европейс-

кая философия, в восточных системах мудрости, например в Ведах,

дан как простая, изначальная позиция. Европейскому же духу еще сле-

дует научиться такой простоте и изначальности жизненно верных фило-

софских предпосылок и подходов.

 

Сложнее обстоит дело с истолкование мира как воли. Здесь поле-

мика против классического подхода вступает в решающую стадию. Клас-

сическую философию никак нельзя было упрекнуть в недооценке про-

блемы воли. Вопрос о воле, ее отношении к разуму и ее свободе считал

себя обязанным ставить и так или иначе решать почти каждый крупный

философ, начиная со стародавних времен. Однако Шопенгауэр утверж-

дал, что история философии вообще - история новоевропейской фи-

лософии в частности и в особенности - все же не смогла воздать

должное категории воли.

 

Отталкиваясь от кантонской идеи о примате практического разума,

важнейшим компонентом которой и была свободная, "автономная" воля,

Шопенгауэр стал отстаивать примат воли над разумом, т. е. начал дви-

гаться скорее в антикантовском, антиклассическом направлении.

 

На этом пути Шопенгауэр развил немало интересных и здравых

идей о специфике волютивных (связанных с волей) и эмотивных (свя-

занных с эмоциями) сторон человеческого духа, их роли в жизни лю-

дей. Например, он критиковал классический рационализм за противоре-

чащее реальной жизни превращение воли в простой придаток разума.

На деле же, рассуждал А. Шопенгауэр, воля, т. е. мотивы, желания,

побуждения к действию и сами процессы совершения его, устремления

человека специфичны, относительно самостоятельны и в значительной

степени определяют направленность, результаты разумного познания.

Правильно подчеркивая специфику, значимость воли и эмоций челове-

ка, Шопенгауэр, однако, использовал свои изыскания для того, чтобы

существенно скорректировать идеи классической философии относи-

тельно разума. "Разум" классической философии он объявил всего

лишь фикцией. Традиционный рационализм в целом был отвергнут им

как придуманная профессорами и ставшая им необходимой басня о

непосредственно и абсолютно познающем, созерцающем или восприни-

мающем разуме. На место разума и должна быть, по Шопенгауэру,

поставлена воля. Но чтобы воля могла "померяться силами" с "всемо-

гущим" разумом, каким его сделали философы-классики, Шопенгау-

эр, во-первых, представил волю независимой от контроля

разума, превратил ее в "абсолютно свободное хотение",

которое якобы не имеет ни причин, ни оснований. Во-вторых,

воля была им как бы опрокинута на мир, вселенную: Шопенгауэр объя-

вил, что человеческая воля родственна "неисповедимым силам" вселен-

ной, неким ее "волевым порывам". Итак, воля была превращена в

первоначало и абсолют, в онтологический, гносеологический и

этический принцип, что и означает: мир в изображении Шопенгауэра

стал "волей и представлением". Идеализм рационализма, "мифология

разума" классической философии уступили место идеалистической "ми-

фологии воли". Эта тенденция затем нашла продолжение в философии

Ницше.

 

В философии Шопенгауэра нас подстерегает еще один неожидан-

ный парадокс. Если мир есть и представление, и воля, то логично

 

предположить согласованность этих двух аспектов в шопенгауэровском

учении. Между тем дело обстоит иначе. Тезис о мире как воле Шопен-

гауэр мыслит обосновать, сначала показав всю шаткость, антиномичность

утверждения о мире как представлении. (Здесь Шопенгауэр, кстати,

готов был использовать термин "антиномия", хотя к кантовскому уче-

нию об антиномиях относился критически.)

 

Мир как представление, рассуждает Шопенгауэр, как бы рассекает-

ся на две части, что служит источником многих противоречий и раздо-

ров в классической философии. На одной стороне - представления об

объектах с их пространственно-временными формами; на другой - пред-

ставления о субъекте. Обе "половинки", ограничивая друг друга и

конкурируя друг с другом, тем не менее уживаются в каждом отдель-

ном человеческом существе. Открытие и исследование этой двойствен-

ности Шопенгауэр считал главной теоретической заслугой Канта. Не

менее важным достижением Канта объявляется то, что он открыл раз-

двоенность мира созерцаний и мира понятий. Но Канту не удалось,

настаивает Шопенгауэр, по-настоящему почувствовать, какая драма свя-

зана для человека с превращением мира в мое представление, превраще-

нием, однако, неминуемым, неизбежным. Хотя Кант и кантианцы вся-

чески пытались избавиться от (вытекающего из трансцендентализма

представлений) превращения мира в сновидения и иллюзию, их реше-

ния не были правильными. Кант то и дело возвращался к материализ-

му, а последний, согласно Шопенгауэру, просто "нелеп" для тех, кто

уже встал на путь трансцендентализма. (Правда, Шопенгауэр призна-

вал определенные преимущества материализма, который предоставляет

естествознанию удобную, хотя и неверную позицию, когда простран-

ство и время объявляются действительными сущностями.)

 

Кант не понял, заявляет Шопенгауэр, что не вымышленные антино-

мии, а одна главная и реальная антиномия сковывает все человеческое

познание, как, впрочем, и бытие человека в мире. В чем суть этой

изначальной антиномии? С одной стороны, бытие мира оказывается

зависимым от первого познающего существа, каким бы несовершенным

оно ни было. С другой стороны, это первое существо само зависит от

целой цепи событий в мире, предшествующих его жизни. Значит, уже

над первым представлением, с которого и начинается бытие мира, тяго-

теет коренное и притом неразрешимое противоречие. Оно неразрешимо

ни для эмпиризма, ставящего во главу угла представление, ни для

рационализма, опирающегося на лишенный наглядности мир абстракт-

ных понятий. Антиномия вела бы к настоящей утрате мира, когда бы на

помощь не пришло "слово-разгадка". Это слово - воля. Шопенгауэр

собирает в истории философии (опираясь на Августина, Спинозу и др.)

все утверждения или оговорки, где природе приписывается сходное с

волей "устремление". Он опирается и на высказывания естествоиспы-

тателей, которые, подобно Эйлеру, предполагали "склонность и стрем-

ление" существующими в самой природе.

 

В "жизненных силах" природы Шопенгауэр усматривает "низшую

ступень объективации воли", тогда как "непосредственные проявления

воли" в живых существах он представляет в виде своеобразной лестни-

цы всеобщего развития волевых начал и импульсов, увенчиваемых

высшей, т. е. человеческой волей с ее объективациями. "То, что явля-

ется в облаках, ручье и кристалле, это - слабый отзвук воли, которая

 

полнее выступает в растении, еще полнее в животном и наиболее полно

в человеке", - пишет Шопенгауэр в "Мире как воле и представле-

нии"". В мире, согласно Шопенгауэру, "объективируется" не только

воля, но и "соперничество", которое можно наблюдать и в мире живот-

ных, и в неживой природе. "Высшее", которое возникает из "низших"

проявлений природы, поглощает собою все низшие ступени и в то же

время "объективирует" их "стремления". При этом Шопенгауэр предо-

стерегает против подмены пустыми ссылками на волю конкретных при-

чинных исследований вполне определенных явлений природы и челове-

ческой жизни. Воля, "разлитая" в природе и культуре, нужна филосо-

фу больше, чем естествоиспытателю. Однако Шопенгауэр предсказы-

вает, что и естествознание будет то и дело изобретать свои способы

"оживления", одухотворения природы. Несмотря на передержки во-

люнтаризма эта тенденция философии Шопенгауэра весьма актуальна.

У Шопенгауэра сегодня есть немало последователей среди тех, кто

стремится установить новые -"доверительные", "родственные" - от-

ношения человека и природы. Именно за такие отношения ратовал и их

всегда философски обосновывал Шопенгауэр. В его рукописном насле-

дии есть такая запись: "Когда я вижу гору, то я и есть не что иное, как

эта гора, это небо, эти лучи: объект выступает, является, в его чистом

схватывании, в бесконечной красоте"^. Так рождается шопенгауэровс-

кая "метафизика природы", где понятие воли соседствует, переклика-

ется с понятием красоты.

 

Этика Шопенгауэра

 

Центральное значение категории воли характерно и для

этики Шопенгауэра. Но и тут дело не обошлось без парадокса. С

одной стороны, концепцию морали Шопенгауэр строит так: воля, про-

двигаясь по "лестнице" устремлений и импульсов, обращается на саму

себя и отчасти против самой себя. Ведь от воли исходит "тотальное

себялюбие". Но воля же, толкая к осознанию себя как свободы, спо-

собствует особому человеческому познанию и самопознанию: появляет-

ся универсальное осознание человеком собственной вины и греховнос-

ти; умеряется и смягчается себялюбие. Воля, в конечном счете, ведет к

новой мудрости, к простоте и достоинству человека.

 

С другой стороны, в концепции мудрости Шопенгауэр редко прибегает

к манипуляциям с вездесущей, универсально значимой категорией воли.

"Житейская мудрость" оказывается знакомой, близкой и дорогой мыс-

лящему и страдающему человеку. Книгами Шопенгауэра зачитывались и

до сих пор зачитываются люди, которые ценят в авторе собеседника,

передающего им, как эстафету, вековую мудрость человечества, ее жиз-

ненные правила - простые и одновременно бесконечно ценные, как сама

жизнь. Мыслитель так начинает свои "Афоризмы житейской мудрости":

"Аристотель (Eth. Nicom., 1, 8) разделил блага человеческой жизни на

три группы: блага внешние, духовные и телесные. Сохраняя лишь трой-

ное деление, я утверждаю, что все, чем обусловливается различие в

судьбе людей, может быть сведено к трем основным категориям.

 

1. Что такое человек; т. е. личность его в самом широком смысле

слова. Сюда следует отнести здоровье, силу, красоту, темперамент,

нравственность, ум и степень его развития.

 

2. Что человек имеет; т. е. имущество, находящееся в его собствен-

ности или владении.

 

3. Что представляет собою человек; под этими словами подразуме-

вается то, каким человек является в представлении других; как они его

себе представляют - словом, это мнение остальных о нем, выражаю-

щееся вовне в его почете, положении и славе" (Афоризм 18). Самым

ценным для счастья, рассуждает Шопенгауэр, является наша личность.

В отличие от других благ она не может быть отнята у нас, и в этом

смысле ее ценность абсолютна, тогда как ценность других благ только

относительна. Рассуждая о таких ценностях, как здоровье, обеспечен-

ность и т. д., Шопенгауэр далек от моралистичности и назидательности.

Он признает, что от здоровья зависит девять десятых всех благ и

возможностей нашей жизни. А потому забота о здоровье понятна, есте-

ственна, целесообразна, если это не перерастает в маниакальную заботу

о самосохранении.

 

Шопенгауэр принимает Эпикурово деление потребностей на естест-

венные и необходимые, естественные, но не необходимые, и неестест-

венные и не необходимые. "Не думаю, что опозорю мое перо, если

посоветую о сохранении заработанного и унаследованного состояния...

Состояние - это иммунитет, гарантия против присущей человеческой

жизни нужды и горестей, избавление от кабалы, составляющей удел

всех сынов земли" (Афоризм 43). Опираясь на традиции этики, Шо-

пенгауэр формулирует простые и здравые поучения и

правила поведения. Так, он согласен с древними, что мудрец должен

искать не наслаждений, а избавления от страданий. Человеку лучше не

быть чувствительным к мелочам. Не стоит предъявлять к жизни слиш-

ком высокие требования. Надо идти трудным, но доступным человеку

путем самопознания. Ориентации на настоящее и будущее следует

сохранять в разумном балансе. Необходимо извлекать уроки из про-

шлого. Следует помнить, стремясь к счастью, о благотворности самоог-

раничений. Общение с другими людьми полезно, если общительность

умеренна и необременительна. Зависть к другим людям естественна и

вряд ли устранима, но следует помнить, что она - порок. Необходимо

стойко переносить несчастья, если они обрушатся на вас. Воздержан-

ность, концентрированность и сосредоточенность в труде и выполнении

благородных жизненных целей - другие заповеди этики Шопенгауэра.

 

Эти правила - афоризмы спокойной, взвешенно-рассудительной и

даже светлой "житейской мудрости" - резко контрастируют и, однако

же, парадоксальным образом уживаются в учении Шопенгауэра с пес-

симистическими основаниями его философской метафизики, о которых

уже шла речь. Согласно Шопенгауэру, пессимизм зиждется на

глубоких и достаточных основаниях. Философ отстаивает идею

о предопределенности, жесткой детерминированности всего, что имеет-

ся в являющемся нам ("феноменальном") мире. Что же касается воли

(которая трактуется как вещь сама по себе, т. е. как "ноуменальная

реальность"), то она, не имея сознательной цели и во многих своих

формах оставаясь слепой, темной волей, делает мир вечным становле-

нием, бесконечным потоком.

 

Мир как поток, становление наделен у Шопенгауэра такими антро-

поморфными свойствами, как бесконечный поиск, тоска, внутреннее

противоборство, страдание. Пессимизм в шопенгауэровском учении

 

становится неизбежным следствием не зависящего от человека устрой-

ства самой вселенной. Человек же мыслится как воплощение особенно-

го глубокого противоречия. В своей жизни он детерминирован проти-

воречивым взаимодействием причин - следствий, стимулов - реак-

ций, мотивов - действий. "Свобода воли", о которой так много спори-

ли философы, для Шопенгауэра не более, чем иллюзия невежд, плод

их воображения.

 

Из фаталистического детерминизма как будто бы должен был выте-

кать безраздельный пессимизм в оценке жизни и возможностей человека.

Между тем и здесь мы опять сталкиваемся с характерным шопенгауэров-

ским парадоксом. Шопенгауэр смотрит на человеческое существование

как на неизбывную и неотвратимую трагедию. Она коренится и в об-

щем характере бытия мира, и в особенностях человеческого существо-

вания, в специфике общества. Человек, как всякое животное, по при-

роде своей одержим желаниями и стремлениями. А это значит, что он

обречен на страдания уже из-за детерминированности своими потребностя-

ми. Но Шопенгауэр вынужден признать, что человек все же располага-

ет определенной мерой свободы. Она проявляется прежде всего в том,

что человек способен к познанию, к "возвышению сознания". Однако

отсюда проистекает еще более глубокое страдание. Итак, человеческая

жизнь "уже по самому своему характеру неспособна к истинному бла-

женству, а является по существу многообразным страданием и состоя-

нием вполне несчастным..."^. В человеческом мире "все лучшее с тру-

дом пролагает себе путь, благородное и мудрое очень редко проявляет

себя и воздействует, ему редко внемлют, все же абсурдное и преврат-

ное в сфере мысли, плоское и безвкусное в сфере искусства, злое и

коварное в сфере поступков действительно утверждают свое господ-

ство, прерываемое лишь изредка и ненадолго"^. Если самого закорене-

лого оптимиста "провести по больницам, тюрьмам, застенкам, через

поля битв и места казни", если "открыть перед ним все темные обители

нищеты", то от его оптимизма, скорее всего, не останется и следа*.

 

И все же это не последнее слово метафизики и этики Шопенгауэра.

Парадоксальным образом одним из следствий пессимизма, доводимого

до крайней степени, оказывается призыв мыслителя к поистине титани-

ческим усилиям человека, все-таки способного к "спасению", "избавле-

нию" (Eriosung) среди юдоли зла и страданий. Чем меньше человек

поддается напору потребностей, страстей и желаний, чем аскетичнее и

праведнее его жизнь, чем сдержаннее воля, чем больше сострадание к

другим людям, тем больше надежд на спасение.

Таковы основные идеи и парадоксы философии Шопенгауэра.

Воздействие Шопенгауэра на последующую мысль является доволь-

но значительным. (Нередко влияние Шопенгауэра опосредовалось вос-

приятием его философии такими мыслителями, как Ф. Ницше.) Необ-

ходимо отметить, что философ оказал глубокое воздействие на культу-

ру и философию в России. Через увлечение философией Шопенгауэра

прошли, в частности, Л. Толстой и Вл. Соловьев. Правда, оба они

были критиками шопенгауэровского пессимизма.

 

Философия А. Шопенгауэра актуальна и в наши дни: о ней пишут

книги, ей посвящают конференции и симпозиумы; существует Между-

народное Шопенгауэровское общество, которое издает свой Ежегодник^

 

СЕРЕН КЬЕРКЕГОР (1813-1855)

 

Датский философ Серен Кьеркегор (иногда пишут: Киркегор -

Kierkegaard) в нашем веке стал одним из наиболее издаваемых авторов.

Многотомные собрания его сочинений выходят в ряде стран. Изучение

его философии входит в учебные курсы большинства философских

факультетов. Между тем при жизни он еще более, чем Шопенгауэр,

испытал все тяготы отчуждения от своей эпохи, от соотечественников

и современников.

 

Родился Серен Кьеркегор в Копенгагене'". Отец Серена, Михаэль

Кьеркегор считал, что над его семьей тяготеет рок -в детстве, отдан-

ный родителями в пастухи, он как-то в порыве отчаяния проклял Бога.

И действительно, из семерых его детей пятеро умерли, что ставший

богобоязненным М. Кьеркегор воспринял как Божье наказание. И

хотя дела в семье коммерсанта М. Кьеркегора шли неплохо, духовно-

психологическая атмосфера всегда оставалась тяжелой, с чем некото-

рые комментаторы учения С. Кьеркегора связывали особенности его

личности и характер его философии. Серен рос болезненным, впечат-

лительным, но исключительно одаренным ребенком. В 1830 г., с успе-

хом окончив школу, он поступил на теологический факультет Копенга-

генского университета. В выборе факультета, вероятно, прежде всего

сказалось влияние семьи. Занимаясь в университете теологией, Кьерке-

гор приобрел незаурядные познания также и в философии. Будучи

художественно одаренной натурой, он увлекался эстетикой, театром,

литературой. Получив в 1838 г. диплом теологического факультета,

Кьеркегор мог стать пастором или теологом. Но церковная карьера не

привлекала его, хотя вопрос о Боге, критическое отношение к ортодок-

сальным религиозным верованиям, институтам на всю жизнь стали пред-

метом его глубоких и болезненных переживаний.

 

В 1839 г. Серен познакомился с Региной Ольсен; состоялась помол-

вка, но через год Кьеркегор отказался от женитьбы, что усилило чув-

ство вины, тревоги, разлада с миром. (Этой личной трагедии, ее причи-

нам и последствиям в литературе о Кьеркегоре - например, у Льва

Шестова - также уделено немалое влияние.) Кьеркегор уехал, а ско-

рее, убежал из Копенгагена в Берлин, где в университете он посещал

лекции по философии, в особенности знаменитые лекции старого Шел-

линга (которые в начале 40-х годов слушали и горячо обсуждали,

разумеется, с разных позиций, Фридрих Энгельс, Иван Киреевский и

другие впоследствии знаменитые философы). Не лишено основания

предположение, что враждебность к философии Гегеля - в ту эпоху,

еще отмеченную высоким авторитетом великого философа и его шко-

лы, - Кьеркегор перенял у Шеллинга. Большое влияние на формиро-

вание взглядов Кьеркегора оказали немецкие романтики. Вслед за ними

Кьеркегор поставил в центр философствования метод иронии. Ей была

посвящена его магистерская диссертация "О понятии и иронии" (1841).

 

В 1842 г. Серен возвратился в Копенгаген. Этот город в то время

был своего рода большой деревней, где все знали друг друга, где

глубокое влияние имела религиозная община и устанавливаемые ею

жизненные правила и ценности. Молодой Кьеркегор, привлекший вни-

мание уже разрывом с Региной Ольсен, оказался объектом постоянных

осуждений, насмешек. Он вел замкнутый образ жизни, много и, как

 

потом оказалось, плодотворно работал: произведения, созданные им

менее чем за десятилетие короткой и поистине трагической жизни,

прославили Данию, вошли в золотой фонд мировой культуры. Но ко-

пенгагенцы, за редчайшими исключениями, вряд ли догадывались об

одаренности и о будущей славе своего соотечественника. Газета "Кор-

сар ', падкая до сенсаций, постоянно издевалась над Кьеркегором. А он

вступил в открытый спор и с газетой и с религиозной общиной Копен-

гагена, стал издавать журнал "Мгновение". Самый большой скандал

разгорелся, когда умер епископ Мюнстер и когда скорбь о его кончине

переросла в печати в неумеренные прославления покойного. Кьеркегор

возразил против этого и был прямо-таки оплеван копенгагенцами. 11 но-

ября 1855 г. Серен упал на улице и скоропостижно скончался от полно-

го истощения всех физических и духовных сил.

 

Начав как автор в 1843 г. - книгами, теперь знаменитыми: "Entwe-

der - Oder" (у нас переводят: "Или - или"), "Страх и трепет" -

Кьеркегор каждый год писал одно, а то и два-три сочинения (1844 г. -

"Философские крохи", "Понятие страха", 1845 г. - "Этапы жизненно-

го пути", "Заключительное ненаучное послесловие к философским кро-

хам', 1843-1847гг.- "Назидательные речи", 1847 г. - "Жизнь и власть

любви", 1848 г. - "Христианские речи', 1849 г. - "Болезнь к смерти",

1850 г. - "Упражнение в христианстве", 1851 г. - "Рекомендовано для

самопроверки современности"). Кьеркегор также всю жизнь вел дневни-

ковые записи, которые оказались столь интересными с литературной,

философской и экзистенциальной точек зрения, что были впоследствии

изданы, составив половину из многотомного собрания сочинений выдаю-

щегося мыслителя и писателя".

 

Чтобы понять непопулярность Кьеркегора при жизни и его славу в

XX в., надо прежде всего принять в расчет специфику его произведе-

ний. Они мало чем напоминают типичные для нового времени абстрак-

тные и построенные по меркам научности философские трактаты. В их

центре - не некоторое заботливо отвлекаемое от личности и пережива-

ний философа "объективное содержание". Напротив, Кьеркегор кон-

центрировал внимание на том, что происходит в недрах человеческой

личности, причем личностный мир самого философа, его наполненная

страданиями жизнь оказалась призмой, сквозь которую он стремился

рассматривать все происходящее в окружающем мире. Экзистенциалист

Лев Шестов в работе "Умозрение и откровение" напоминал, что свою

философию Кьеркегор называл экзистенциальной, - что значило: он

мыслил, чтобы жить, а не жил, чтобы мыслить. Это название - "экзи-

стенциальная философия" - потом привилось и стало прилагаться к

учениям мыслителей, которые часто упоминали Кьеркегора среди сво-

их предшественников. Категории жизни, страха, смерти, вы-

бора, вины, которые как бы стояли на обочине классической филосо-

фии, Кьеркегор одним из первых расположил в самом центре

философствования, чем также предвосхитил некоторые

экзистенциалистско-персоналистские учения XX в. Он про-

ложил им путь и тем, что снова привлек интерес и внимание к сложно-

му художественно-философскому жанру, в каком написано большин-

ство его произведений. Но, может быть, самый большой вклад Кьерке-

гора в развитие философии, в преобразование культуры состоял в

 

необычном для 40-х годов XIX в. решительном размежевании с класси-

ческими философскими традициями нового времени.

 

Критика времени, эпохи сближает Кьеркегора с Шопенгауэром и

предвосхищает критику Ницше в том отношении, что становится пер-

вой из идейных форм, по существу задавшей критерии типичной для

конца XIX в. и для XX в. "философии кризиса". Кьеркегор недоволен

и консервативным традиционализмом, и революционизмом, и рефор-

мизмом за то, что они всё превратили в политику, а политику сделали

поприщем политиканов и их сделок. Революцию 1848 г. он расценил

как "катастрофу", "историческую конвульсию", правильно определив

тогдашнее революционное потрясение не как единичный акт, а как со-

стояние, грозящее стать перманентным. История, предостерегал Кьер-

кегор, начинает погружаться в кровавую тьму. Единственный выход -

обратиться к вечности, к духовно-нравственному и его проблемам. Но,

казалось бы, философия во все времена, а особенно в эпоху, современ-

ную Кьеркегору, постоянно твердила о бесконечном и вечном, об абсо-

лютах и духовности. С еще большим рвением это делала религия. Но в

том-то и состояло основное обвинение Кьеркегора в адрес своей эпохи,

что, с его точки зрения, эти традиционные "абсолютистские" воззрения

в наибольшей степени ответственны за кризисное, распадающееся вре-

мя, за катастрофы истории.

 

Каждое время, рассуждал Кьеркегор, обладает какой-то внутренней

безнравственностью. Главную безнравственность своей эпохи Кьерке-

гор видел в том, что индивидууму рекомендовалось отрешиться от себя,

отдаться во власть чего-то внешнего (общества, класса, церкви, духа и

т. д.) и делать это с энтузиазмом и радостью. Духовным феноменом,

концентрированно воплотившим эту безнравственность эпохи, Кьерке-

гор считал как раз абсолютистскую философию Гегеля и его верных

последователей. В философско-теоретическом отношении он отверг как

бы возведенные Гегелем в степень типичные болезни философии. Это

прежде всего "панфилософизм", согласно которому философия счита-

ется венцом, высшей мудростью культуры, выражением объективного

разума и разумности истории. Между тем обычному человеку с его

тревогами и бедами нечего ждать от философии, которая "внимает

гармонии примирения"^. И никто иной как Гегель создал почти религи-

озный культ философии в культуре.

 

С панфилософизмом, продолжает свою критику Кьеркегор, тесно

связан "панрационализм", в том числе и в форме "панлогизма". С

позиций этих воззрений главное в философии и, соответственно, в

культуре есть отстаивание универсальных прав, полномочий и возмож-

ностей разума и тех философских дисциплин (например, логики), кото-

рые занимаются проецированием разума в действительность, самопозна-

нием разума и доведением его до разума практического, т. е. законода-

тельствующего в социально-нравственной области. И опять-таки Гегель

объявлен главным пророком пагубной "религии разума". Не менее

резкая критика достается на долю восхваления науки и научности, иде-

алов объективизма, системности и т. д. Кьеркегоровская критика соби-

рается в главном пункте обвинения: тяготея к якобы абсолютному,

объективному, превращая реального человека в познающую логичес-

кую машину, философия становится не просто бесполезной, но сугубо

вредной для человека со всеми его жизненными тревогами и страстями.

 

А ведь в "повороте к человеку" классическая мысль нового времени

как будто бы усматривала свою главную заслугу и функцию. Но мно-

гословная философия обычно молчалива, когда к ней повернуто чело-

веческое сердце. "...Я предъявляю к философии вполне законные тре-

бования - что делать человеку? Как жить?...Молчание философии

является в данном случае уничтожающим доводом против нее самой"".

 

Правда, философия прошлого много рассуждала о человеческом Я

и подчас ставила его в центр мира и философствования. Однако корен-

ной недостаток субъективизма, индивидуализма, трансцендентализма

философии прошлого Кьеркегор усматривал в том, что в них всегда

шла речь о "неподлинном" - сконструированном, далеком от жизни

философском Я. Между тем новая философия, о начале которой воз-

вещает Кьеркегор, обязана так поставить и решить проблемы Я и мира,

чтобы самоопределение человека не ограничивалось областью рацио-

нально познанного и познаваемого, укладываемого в формулы науки и

логики. Я как центр философии - это живой реальный чело-

век и то, что для него в жизни главное: страх, преодоление

страха и греховности, бытие, выбор, смерть. Если речь и

пойдет об истине, то это должна быть такая истина, ради которой

человек готов жить и умереть.

 

Экзистенция, выбор, Бог как темы

философии Кьеркегора

 

В философии Кьеркегора появляется понятие "экзистенция", став-

шее принципиально важным для экзистенциальной философии XX в.

Вот образчик стиля размышления, характерного для кьеркегоровской

философии экзистенции: <Где я? Кто я? Как я пришел сюда? Что это

за вещь, которую называют миром? Что это слово значит? Кто тот, кто

заманил меня в бытие и теперь покидает меня? Как я оказался в этом

мире? Почему со мной не посоветовались, почему не познакомили с его

обычаями, а просто сунули в один ряд с другими, как будто я был

куплен у некоего "продавца душ"? Как я обрел интерес к этому боль-

шому предприятию, которое называется реальностью? И почему я во-

обще должен иметь интерес к нему? Что это, моя добровольная забота?

И если я вынужден принять в нем участие, где директор? Я хотел бы

сделать ему мои замечания. Никакого директора нет? Но к кому я

тогда обращусь с моей жалобой? Существование (экзистенция), безус-

ловно, есть полемика - и могу ли я просить, чтобы и моя точка зрения

была принята к рассмотрению? Если нужно принять мир таким, каков

он есть, не лучше ли было бы вовсе не узнавать, каков он?>^. Такова

типичная для Кьеркегора стилистика описания состояния "растрево-

женной экзистенции". Она была чужда характеристикам самоуверен-

ного Я в классической философии, но зато стала общим местом в

философии нашего столетия.

 

Трагизм человеческого Я порождается, согласно Кьеркегору, в силу

разных причин: из-за неисчерпаемости, отчужденности мира от хрупко-

го и конечного Я, из-за стремления увидеть Я через Ты, вообще через

других людей и их абстрактную сущность, из-за "безумия мира", кото-

рое заражает и человеческую личность. Выбор человеком самого себя,

своего уникального и неповторимого Я - процесс, исполненный вели-

 

чия и ответственности, - тоже связан с поистине трагическими пере-

живаниями. Выбор - процесс неотлагаемый, срочный, можно сказать,

мгновенный. "Внутреннее движение личности не оставляет времени на

эксперименты мысли... Наступит, наконец, минута, когда более и речи

не может быть о выборе... за человека выбрала сама жизнь, и он

потерял себя самого, свое Я"". Но если выбор состоялся, если человек

осознал свое назначение, то это величайший по смыслу и содержанию

этап его жизни: человек сам чувствует важность, серьезность и беспо-

воротность свершившегося.

 

Отличительная особенность философии Кьеркегора - сплав экзи-

стенциального, этического, религиозного и художественно-эстетичес-

кого аспектов. Кьеркегоровскую философию можно было бы назвать

"трагическим эстетизмом". (Отечественный исследователь П. П. Гай-

денко точно озаглавила свою книгу о Кьеркегоре, одну из лучших в

мировой литературе, "Трагедия эстетизма'.) Обычный для сочинений

датского мыслителя прием: на первый план выдвигаются некоторые

персонажи - рассказчики, "авторы" дневников, драм и т. д. Действи-

тельный автор - Кьеркегор как бы скрывается за этими персонажами.

(Отсюда обилие псевдонимов: Виктор Эремита, Николай Нотабенек,

Иоханнес де Силенцио.) Это позволяет Кьеркегору сохранять ирони-

ческую, критическую дистанцию между жизненными позициями, выво-

димыми им на сцену своего рода экзистенциальной драмы, и собствен-

ными суждениями. Так построено, скажем, одно из лучших произведе-

ний Кьеркегора "Entweder - Oder" ("Или - или"). Читателю сооб-

щается, что найдены две рукописи, обе анонимные. Одна представляет

собой собрание статей, эссе, написанных легко, изящно. Она содержит

статьи о "Дон Жуане" Моцарта, о продолжении сходной темы через

образы Фауста, Гретхен и т. д. Вторая рукопись (принадлежащая неко-

ему судебному заседателю), напротив, тяжеловесна по стилю, но она

носит исповедальный характер. В центре всего произведения - тема

любви к женщине, которая рассматривается и через литературу, извес-

тные художественные образы, и через тонкий анализ переживаний лич-

ности. Любовь к женщине предстает как путь самопознания, самораск-

рытия личности, о чем - доводя свои исповедания до признания в

крайнем эгоизме - без стеснения повествуют персонажи Кьеркегора.

Вместе с тем на первый план снова выходит тема расколотости личнос-

ти; и то, что идет "от жизни", резко сталкивается с тем, что отталкива-

ется от искусства, культуры, а особенно от философии, коей снова

достается изрядное количество негативных оценок.

 

Заметное место в наследии Кьеркегора занимает тема Бога, рели-

гии, греха. Он пытается дать свое толкование религиозности человека,

интерпретацию библейских текстов. Так, "Страх и трепет" является

подробнейшим экзистенциальным исследованием библейской легенды о

жертвоприношении Авраама. Авраам предстает у Кьеркегора как "ры-

царь веры". Мыслитель подробно разбирает психологические, этичес-

кие, экзистенциальные оттенки поступка Авраама. Прежде всего, Кьер-

кегор мастерски описывает "весь страх, всю нужду и муку отцовских

мучений, чтобы суметь показать, что выстрадал Авраам, в то время как

при все том он верил" ^. Но повесть об Аврааме Кьеркегор использует

и для того чтобы подчеркнуть, "каким парадоксом является вера, пара-

доксом, который способен превратить убийство в священное и бого-

 

угодное деяние, парадоксом, который вновь возвращает Исаака Авраа-

му, парадоксом, который неподвластен никакому мышлению, ибо вера

начинается как раз там, где прекращается мышление"^. Кьеркегор, од-

нако, признается: "...хотя Авраам и вызывает мое восхищение, он так-

же ужасает меня"^.

 

В работе "Болезнь к см



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тайна и парадоксы смерти. Дискуссии об эвтаназии | Требования к структуре и оформлению контрольной работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 546 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.024 с.