Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ж.Делез (1925-1995), Ф.Гватарри (1930-1992)




“Rhizome”

Ж.Деррида (род. 1930)

«Психея: изобретение другого»

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Ризома (фр. корневище) – нелинейный способ организации целостности; открытая возможность для внутренней подвижности, а также интерпретаций. Ризома абсолютно нелинейна: мир потерял свой стержень. Эта полиморфность обеспечивается отсутствием единства семантического центра и центрирующего единства кода.

Симуляция – понятие фиксирует феномен тотальной семиотизации бытия вплоть до обретения знаковой сферой статуса единственной и самодостаточной реальности. Согласно Ж.Бодрийяру, «замена реального знаками реального» становится лозунгом современной культуры, эволюционирующей от парадигмы «отражения реальности» до маскировки её отсутствия и идущей дальше, когда означающее «вообще не соотносится с какой бы то ни было реальностью».

Смерть субъекта – отказ от перзумпции субъекта. Согласно постмодернизму, само использование термина «субъект» – не более, чем дань классической традиции. Реально имеет место не деятельность субъекта, но моменты самотолкования мысли. Не субъект, а сам язык действует, «перформирует». Мир и человек в постмодернизме есть текст. Текст – это не правда человека, а правда языка.

 

3.9. Религиозная философия в контексте современной культуры.

А. Католическая философия. В католической философии можно выделить две тенденции: католический спиритуализм, персонализм, экзистенциализм своими корнями восходящие к иррационализму и мистике Платона и Аврелия Августина, и неотомизм, тейярдизм – к рационалистической традиции Аристотеля и Фомы Аквинского.

А.1. Неотомизм (лат. neo – новый и thomismus – учение Ф. Аквинского) – наиболее влиятельное течение в философии католицизма. Классиками неотомизма стали Ж.Мартен, Э.Жильсон и др. Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума. Согласно неотомизму, существуют три формы постижения истины: наука, философия и теология. Низшая из них – наука; она фиксирует явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Но это лишь выявление непосредственных ближайших причин, дальше которых наука не идёт. Философия – более высокая ступень рационального знания. Главной её задачей должно быть познание Бога как первопричины и конечной цели всех вещей. Философия посредством своей аргументации и понятийного аппарата должна выполнять служебную роль по отношению к теологии. Рациональное знание ценно, потому что оно позволяет более полно понять истины Откровения. Истины веры не могут противоречить истинам разума, ибо Бог является творцом и Откровения, и разума. Противоречить же себе Бог не может. Основным разделом философии неотомизма является онтология. Акт бытия в мире определяется божественной первопричиной посредством иерархии причин: материальной, формальной, действующей и целевой. Первые две причины – вне их. Вещи, созданные Богом, рассматриваются как субстанции, о которых можно судить по их сущности и существованию. Все, кроме Бога, состоит из сущности, т.е. из того, чем данное бытие является по определению, и из существования, конкретного существования именно этого единичного предмета. Многообразие окружающего мира неотомисты объясняют с помощью идеи гилеморфизма (греч. «гиле» – материя и «морфе» - форма) или спецификой соотношения материи и формы. Бог и созданный им мир обладают не единой и не противоположной природой, они суть аналогии. В силу этого по свойствам всякого бытия можно составить определённое представление о свойствах Бога.

А.2. Неоавгустинизм. Включает в себя ряд школ («Философия духа», «Философия действия», «Католический экзистенциализм», «персонализм»), которые объединяют приверженность к следующим принципам: признание достаточности внутреннего человеческого опыта для постижения окружающего мира; учение о непосредственном отношении между Богом и человеком: выдвижение на первый план эмоционально-интуитивных средств познания действительности; сосредоточение внимания на проблемах отдельной личности.

Согласно неоавгустинизму, вера есть личностный, неповторимый опыт приобщения к религии и встречи с Богом. Здесь признаётся способность разума познавать действительность, создавать научную картину мира, но рациональными средствами невозможно познание внутреннего мира личности. Неоавгустинцы выступают за расширение рамок познания и признание в качестве адекватного способа постижения личности так называемого экзистенциального опыта. Специфика познания в экзистенциальном опыте раскрывается через понятия «таинство», «вовлечение», «вера». Погружение в недра собственного «Я» создаёт пропасть между личностью и миром, конкретным существованием человека и бытием в целом. Чтобы избежать этого дуализма, необходимо объединяющее начало, которым может быть только Бог.

Наиболее точно передаёт отношения человека и Бога понятие партиципации. Партиципация – внутреннее объединение, взаимопроникновение человека и Бога на мистической основе. Она имеет в своём основании творческий акт Бога, но действует Бог посредством человека. Успех познания зависит от того, какие отношения установит человек с Богом. Если человек противопоставляет себя Богу и ищет в индивидуальности основание своих действий, то он обречён на поражение. Только в гармонии с Богом человек избавится от недостатков.

А.3. Тейярдизм. Совершенно иные позиции занимает П.Тейяр де Шарден при решении религиозно-философских проблем. Он провозглашает центральным принципом современного мышления эволюционизм. Основными критическими точками процесса развития мира выступают у Тейяр де Шардена следующие этапы: неорганическая природа («преджизнь»), органическая материя («жизнь»), духовный мир («мысль», «ноосфера») и Бог («точка Омега»). Тейяр де Шарден также выделяет положение о всеобщей одушевлённости материи. Для объяснения возможности происхождения всего сущего из единой субстанции необходимо допустить, что атомы, электроны, элементарные частицы имеют некие «зачатки духа».

Развитие в мире имеет строгую направленность, за материальными причинами следует обнаруживать глубинное, целевое начало. В явной и активной форме цель выступает лишь на уровне человека. Человек – это сознательное существо, бытие, устремленное к Богу. Бог выступает в качестве конечной цели мирового развития.

Тейяр де Шарден верил, что неизбежно вступление людей в мир Божественного совершенства, именуемый им как «точка Омега».

«Точка Омега» оказывается прелюдией к сверхъестественному бытию мира, новому небу и новой земле. Вырастает «точка Омега» из ноосферы. Именно в ноосфере и призван осуществиться новый этап эволюции.

Одним из идеалов Тейяр де Шардена было создание «сверхнауки», способной координировать все отрасли знания. В этом контексте он трактовал особую значимость религии, ибо науке необходима убеждённость в том «что универсум имеет смысл и что он может и должен, если мы останемся верными, прийти какому-то необратимому совершенству.

В. Протестанская философия. Одним из ведущих направлений в европейской теологии протестантизма в 20-30-х годах ХХ века стала диалектическая теология, развивавшаяся в контакте с ранним немецким экзистенциализмом и близкая к нему по генезису и установкам.

Исходный пункт диалектической теологии – безнадёжность всех попыток определить содержание веры через какие-либо теологические или культовые манипуляции, вообще через религию. Религия порочна потому, что стремится связать несвязуемое: «не-наглядного» и «не-вещного» Бога с наглядным и вещным миром человеческого интеллекта и воображения.

При этом диалектическая теология утверждает веру в абсолютно трансцендентного по отношению ко всему человеческому Бога. Бог есть «критическое отрицание» всего, совершенно непосредственный источник кризиса всякой предметности, судия, небытия мира. Человек может обрести отношение к Богу лишь на пределе своего бытия.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 348 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.