Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные ступени процесса познания. Единство чувственного, рационального и интуетивного в познании.

Познаваемость мира как философская проблема ее основные варианты решения

 

Теория познания(гносеология) — учение о сущности, цели, предпосылках и условиях познавательной деятельности человека, о критериях адекватности (соответствия) наших знаний реальному миру. Наряду с реальным процессом познания шло и осмысление самого процесса познания, формировались различные философские теории познания.

Гносеология — фундаментальная философская наука. Её предметом является совокупный процесс познания мира, включая научное, художественное, философское и др. виды познания, сопоставление и оценка философских точек зрения на процесс познания, разработка современной теории познания, учения об истине. Прежде гносеология должнадать представление о том, как идет движение человеческого познания от незнания к знанию, от неполного к более полному знанию, знание об оптимальной структуре (компонентах) и стратегиях познания, о реальном достижении истины конечного смысла всякого познания; дать убедительный ответ на вопрос о познаваемости мира.

 

Решение проблем теории познания связано с общим вопросом: познаваем ли мир?

Существуют различные философские подходы к пониманию этой истины.

Философы в решении этого вопроса разделились на две большие группы: агностики и оптимисты.

Агностицизм — учение о частичной или полной непознаваемости мира. Он отрицает возможность адекватного отражения вещей. Согласно философу-агностику Юму, наши знания — это знания о наших ощущениях, а не о реальном мире. Мы не можем судить о том, как соотносится наш опыт с реальностью, потому что не в силах выйти за его пределы. Кант утверждал о принципиальной непознаваемости "вещи в себе", т. е. объективного существующего мира. Современные экзистенциалисты М. Хайдеггер и К. Ясперс говорят об абсолютной непознаваемости бытия.

Важно отметить, что агностические концепции появляются не только из примитивного нигилизма в отношении к познанию, но из столкновений человека с противоречивой природой материальных систем и чрезвычайно сложным характером её отражения в сознании человека. Материальный объект и сознание человека постоянно изменяется.

Есть два аргумента, опровергающие агностицизм — практика и диалектика. Человеческая практика (сфера промышленности, научных технологий и экспериментов) постоянно опровергает агностицизм. По существу, в практике "вещи в себе" становятся " вещами для нас", т. е. познанными, освоенными вещами.

Познавательные возможности человека ограничены своеобразием исторической эпохи. Скептицизм, первоначально возникший как направление древнегреческой философии, по своей сути был обращен к тому, чтобы все подвергать сомнению и недоверию. Скептики не допускали возможности достоверного знания, отвергали причинность в мире, отвергали все нормы и законы, не верили в существование добра и зла. Они сомневались в возможности или продуктивности каких-либо конкретных познавательных процессов, но не отрицали способности человека к познанию. Возникновение скептицизма связывают с именем Пирона (4 в. до н.э.). Резкое противопоставление знания, основанного на доказательстве и субъективной чистой видимости является, начиная с Пирона, самой главной чертой скептицизма.

Несмотря на однотипность, между скептицизмом и антагонизмом существует разница. Антагонизм, отрицая познаваемость реальности, не отрицает возможности теоретического знания и возможности иметь суждения.

Мир познаваем феноменально (на уровне явлений) и сущностно (на уровне законов изакономерностей). Тезис о непознаваемости мира опровергает сам себя.

 

Основные ступени процесса познания. Единство чувственного, рационального и интуетивного в познании.

Процесс познания проходит две основные ступени: эмпирическую и рациональную. Эмпирическая ступень осуществляется на основе непосредственных данных органов чувств, непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром. Основными формами эмпирического познания являются: ощущение, восприятие, представление, воображение.
Ощущение – это результат непосредственного воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека (зрение, обоняние, вкус, слух, осязание). Но не всякое воздействие внешнего мира на органы чувств проявляется в ощущении (рентгеновские лучи, звуковые колебания ниже и выше воспринимаемых границ и др.) Поэтому ощущение представляет собой субъективный образ объективного мира. Особенность ощущений заключается в том, что они дают человеку знания об отдельных свойствах, особенностях предметов, явлений внешнего мира. Ощущения, взаимодополняя друг друга, создают интегрированные представления о предметах, явлениях.
Восприятие – представляет собой основанное на данных ощущений, целостное знание о предмете, в котором на первый план выступает значимость этого предмета для человека: его полезность или вредность, приемлемость или неприемлемость.
Представление – это способность человеческой психики воспроизводить образы предметов, явлений, ситуаций, с которыми человек сталкивался непосредственно или узнал о них от другого человека из литературы, средств массовой информации. В представляемом образе фиксируются те стороны предмета, которые имеют определенное значение для человека.
Воображение – это способность психики человека создавать образы предметов, явлений, ситуаций, с которыми человек не имел непосредственно контакта в действительности. Образы воображения создаются в голове человека на основе ощущений, восприятий, представлений. Но воображаемые образы - есть продукт человеческого мозга.
Рациональная ступень познания формируется на основе понятийного, логического мышления, закрепленного в языке. Если чувственное познание оперировало знанием конкретных свойств, связей, особенностей предметов, то рациональное познание – это познание, прежде всего, сущности предметов, явлений. Результаты рационального познания, выраженные в понятийной форме приобретают относительную самостоятельность по отношению к предметам, в них отраженным.
Основными формами рациональной ступени познания являются: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это выраженные в абстрактной форме и закрепленные в языке знания о сущности предметов, явлений, процессов. В понятии фиксируются только самые существенные стороны, особенности предметов, явлений, процессов.
Суждение – это система взаимосвязанных понятий, при помощи которой конкретизируется знание о предмете. Например, есть понятия “роза” и “красное”. Суждение будет – роза-есть-красная, что конкретизирует знание о розе.
Умозаключение – это система суждений, взаимосвязь которых ведет к получению нового знания.
На основе понятий, суждений и умозаключений формируются такие формы рационального познания, как идея, гипотеза, теория, концепция, принцип. Рациональное познание дает ключ к знанию сущности предметов, явлений и процессов, к знанию закономерностей развития природы, общества, мышления. При помощи рационального познания человек не только познает окружающий мир, но и преобразовывает его в соответствии, с одной стороны, со своими потребностями и интересами, а, с другой, с требованиями объективных закономерностей развития мира и человека.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема истины в научном познании. | Особенности преднаучного познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 376 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2317 - | 2225 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.