Проблема бытия в философии.
Одним из важнейших предметных уровней философии выступают такие взаимоотношения между человеком и миром, которые мы определили как онтологические. Человек всегда задумывался над проблемой, что такое мир, развивается ли он? Если развивается, то существуют ли закономерности такого развития? Является ли мир системой, чем-то целым, или нет? Что лежит в основе мира: возник ли он естественным путем или есть акт божественного творения, един ли он или множествен и т.д.?
Категория бытия является исходной категорией в философии. Эта категория фиксирует убеждение человека в существовании окружающего мира, а также самого человека с его сознанием. Вещи конечны, явления исчезают, а мир в целом бесконечен и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Она конкретизируется в сопоставлении с другими категориями философии, из чего складывается учение о бытии – онтология. Впервые термин «онтология» стал употреблять немецкий философ Х. Вольф (1679-1754). По его мнению, онтология есть метафизика бытия и вещей, являющаяся основой метафизики вообще.
ни один философ не обошел своим вниманием проблему бытия. Значительное внимание уделил ей Платон. Он отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Идеи – сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, чем она есть. Он вводит понятие «небытия» как отличного, что позволяло оправдать множественность интеллигибельного. Платон не ввел в сферу бытия чувственный мир, он назвал его промежуточным между бытием и небытием. Существенный вклад в учение о бытии внес Аристотель. Он выдвигает важнейшую идею о том, что бытие – это особое понятие, которое не является родовым. Это означает, что его нельзя подвести под более общее, так же как и под него все остальное. Это некая абстракция, как бы потенциальное, мыслимое бытие, а реально существует всегда бытие чего-то, то есть конкретные предметы, события, явления. Бытие имеет не одно, но много смыслов.
В средневековой христианской философии истинное бытие есть Бог, свободный и личный, который творит Своей волей и Своей премудростью. Бог есть по своей сути Бытие. Творение – это участие в бытии. Бог есть несотворенное бытие, но все сотворенное есть не само бытие, но лишь обладающее бытием, получившие бытие через участие в бытии. Бог творит свободно. Всему дается жизнь как бескорыстный дар.
В Новое время люди перестали признавать свою тотальную зависимость от Бога, присвоили себе право творить мир, самонадеянно уверовали в то, что человек сам создает и творит себя и свои способности. Они стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и, несомненно, подлинное бытие. Приписав деятельностную энергию и способность разумного постижения только самому себе, человек оправдал свое право переделывать природу и преобразовывать мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек как начало и причина всего, что случается с ним и миром.
Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями как «действительность», «реальность», «существование» и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Вместе с тем бытие – такая характеристика мира, в которой утверждается целостность мира через его существование.
ВОПРОС №32
Философское понимание материи.
Философское понимание материи проистекает из онтологического постулата: все то, что реально существует, обладает способностью материальных вещей, иных образований и духовных проявлений быть, иметь место, есть бытие.
Что лежит в основе всего сущего, каковы его первопричины, чем объяснить многообразие мира, един ли он? В разных странах и в разные эпохи постепенно складывается субстанциональный (лат. substantia – сущность) подход к решению этих фундаментальных мировоззренческих проблем. Материалисты полагали первосубстанцией сущего одну из земных стихий или всех их вместе (воду, землю, воздух, огонь), природные первочастицы («семена», атомы). Этой концепции противостояла точка зрения философского идеализма (например, Платона), согласно которой нечто материальное само по себе – ничто, оно реально существует лишь тогда, когда в нем воплощается та или иная идея. Следовательно, конкретная идея – первопричина, вещь – вторична.
Со временем оба философских направления в понимании субстанции эволюционировали в сторону все более значительных обобщений. Это привело к тому, что в итоге у материалистов субстанцией как основой бытия, всех его свойств и форм движения была признана материя. А у идеалистов причиной причин существующего, его многообразия, изменчивости и единства стало обобщенное идеальное начало: Бог, Разум, абсолютная идея, «Я».
Разрозненные, противоречащие друг другу взгляды на материю сохранились и поныне, так что единое целостное учение о ней отсутствует. Тем не менее, здесь есть немало важных общезначимых положений, содержание которых нуждается в анализе.
Прежде всего, следует иметь в виду, что существует естественно-научная и философские теории в этой области. Современная физика, химия, биология, астрономия, математика, другие науки обладают широкими возможностями познания и истолкования материи, форм ее существования. Достижения современного естествознания в открытии новых законов мироздания, проникновение в его извечные тайны позволяют философии не просто корректировать собственные позиции, но и по необходимости пересматривать их, поднимать уровень научных обобщений развития природы. Одновременно прогресс самого философского знания способствует более глубокому и всестороннему исследованию обще-теоретических проблем, касающихся материи. Это относится и к философскому вопросу о субстрате – основе единства и однородности различных предметов, их совокупности. Естествоиспытатели, смешивавшие философское учение о материи с физическими представлениями о ее строении, поспешили заявить, что «материя исчезла», поскольку атом как ее предельная неделимая частица оказался лишенным такого свойства.
В действительности со сменой одной научной картины мира другой, открытием законов ядерной энергетики не было поколеблено философское понимание материи. Стало еще более очевидным, что материя не исчезает. Она неуничтожима и неисчерпаема, беспредельна и бесконечна в своих проявлениях, сохраняя свое имманентное свойство быть объективной реальностью. Ее человек отражает в сознании, как существующую вне и независимо от него.
Атрибуты материи.
Существует важный вопрос в учении о материи – ее соотношение с основными свойствами (атрибутами) материи – пространством, временем и движением. Исторически сложились и получили развитие две основные концепции пространства и времени. Одна из них – субстанциальная, которой придерживались древнегреческие атомисты, их приверженцы, вплоть до Ньютона. Ее основное содержание сводилось к метафизическому суждению, что пространство и время – самостоятельные, не связанные друг с другом сущности. Пространство – вместилище для атомов; время – чистая длительность; материя – косна, инертна. Любое движение, независимо от его формы, философия трактует как способ существования бытия (материи и духа), как всякое изменение и взаимодействие объекта – субъекта. Движение проявляет себя как единство абсолютного и относительного, изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности.
В процессе движения тот или иной объект может оставаться более менее устойчивым. При этом качественная его природа сохраняется: происходящие количественные изменения не меняют качественной определенности предмета. Движение способно также приводить к перестройке, изменению внутренней структуры тела, явления, процесса, что приводит к появлению качественно новых объектов.
Данный тип природного, социального и духовного движения в философии идентифицируется с развитием. Оно характеризуется как восходящее, прогрессивное, если структура объекта в ходе движения оптимизируется, становится более сложной, его организация повышается. Напротив, движение в обратном направлении, вспять ведет к деградации объекта, снижению параметров его организации. Тогда развитие определяется как регрессивное, сопровождающееся распадом, упадком и т.п. Обобщающими концепциями развития выступают диалектическая и метафизическая.
ВОПРОС №33
Диалектика (греч. - искусство вести беседу)- теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин диалектика в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектика как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл диалектика логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину диалектика дурной оттенок, называя диалектика - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23), мегарцы диалектика называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). диалектика в философии Аристотеля - способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические, применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность (Тоника, II, 100 а 27). В средние века в философии термин диалектика употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл диалектику, особое учение о сущем, Абеляр - искусство различения истины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении "логика", а иногда под диалектика подразумевали искусство дискутирования.В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектика (И.Кант, Критика чистого разума, П., 1915, с. 66).По Гегелю, диалектика- своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен (Гегель, Соч., т. 1, М. - Л., 1929, с.70 - 71). Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. диалектика - метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектика у Гегеля - учение о самодвижении понятий; метод диалектика раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.Открытые Гегелем и мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что ":в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий:" (Ф.Энгельс, "Анти-Дюринг, М., 1957, ст. 11).В марксистской философии термин диалектика употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие - это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи - задача диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.
ВОПРОС№34
Категории диалектики.
Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:
сущность и явление;
форма и содержание;
причина и следствие;
единичное, особенное, всеобщее;
возможность и действительность;
необходимость и случайность.
Общее понятие законов диалектики.Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:охватывают все сферы окружающей действительности;раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.Выделяются три базовых закона диалектики:единства и борьбы противоположностей;переход количества в качество;отрицания отрицания;