Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон. Диалектика в философии Гераклита.

Диалектика в философии Гераклита.

Диалектика у Гераклита – это констатация и фиксирование вечности, происходящих в мире изменений. Мысль об изменениях у Гераклита приобретает форму всеобщей мысли, то есть философской идеи. Все изменяется и изменяется постоянно, нет предела изменениям, они есть всегда, везде, во всём. Его известная формула: «Всё течёт, все изменяется». Он был символистом. Символ – вода, течение реки. Следовательно, что он хотел сказать: у Гераклита река – это символ изменчивости, непостоянности «В одну и ту же реку нельзя войти дважды, потому что на входящих в одни и те же самые реки притекают один раз одни, в другой раз – другие воды». Следующий символ солнце – это новое ежедневно и всегда непрерывно новое. То, что мы видим каждый день, как данность – не может быть постоянно стабильным, так как каждый день оно может перетекать. Специфика диалектики Гераклита состоит в том, что мысль об изменениях объединяется здесь с идеей единства и борьбы противоположностей. Идея единого соседствует с идеей раздвоения единого, выделение из него противоположностей. Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, но и их всеобщности. Противоположности существуют везде. Наличие противоположностей для Гераклита – это основа существования и гармонии мира. Противоречивость сближает – это гераклитовский парадокс. Ещё одна идея – это борьба противоположностей (В изображении Гераклита борьба выглядит так: например, война. Война имеет глубинное отношение к рождению, возникновению, расцвету, то есть к самой жизни). Указанные основополагающие диалектические идеи внутренне связаны друг с другом, друг в друга переливаются, в чём уже проявляется диалектика – в виде диалектики философских идей. Таким образом, идея всеобщей изменчивости становится тезисом о единстве противоположностей. Изменение – это совмещение крайностей, прежде всего существования и не существования, а также уничтожения и возникновения, потому что уничтожение одного – это есть возникновение другого. Противоположности едины, не отрывны друг от друга.

 

Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон.

Основательно – Ксенофан (около 570 – 478 до н.э.) Ксенофан был самый первый, кто осуществил попытку дать рациональные объяснения возникновения религии, придя при этом к выводу, что боги созданы воображением людей, наделивших их не только чисто человеческими внешними чертами, но и соответствующим моральным обликом. Критиковал очеловечивание религии. Выступая против мифологического мышления, Ксенофан создал собственную картину мира. Он строит собственную теорию возникновения природы и жизни, где земля, уходя своими корнями в бесконечность, рассматривается как субстанция, породившая вместе с водой всё многообразие мира, включая, как небесные светила, так и души людей.

Парменид (540 – 470 годы до н.э.): ученик Ксенофана. Он разработал понятие единого, неделимого, неизменного бытия и поставил вопрос о соотношении бытия и мышления. Он выделил термин есть (to have). С этого термина он начал своё размышление о бытии. Самый главный вопрос для Парменида был: что значит для философии слово «есть»? Этот вопрос привёл к философскому размышлению о бытии, который постепенно сформировался в понятии онтология. На первый взгляд ответить на вопрос что значит «есть» очень просто. У того, что есть, то есть у существующего сейчас наверняка имеется своё «было», своё «становление» и обязательно, так как оно точно есть, в нём заложен краткий момент будущего, его «потом». Это относится к наличным в данный момент вещам, состояниям мира, человеческим существам. Время обозначается: было à естьàпотом, но дать подобный ответ – это значит не понять более сложного смысла вопроса. Парменид задается вопросом не о «есть» какой-то вещи или вещей вообще, не о «есть» какого-то человека или мыслимых поколений людей. Он задает вопрос о самом «есть», о сущем сейчас как таковом, обо всей беспредельной совокупности, целостности: вот->сейчас->существующего-> Философские проблемы сконцентрированы вокруг всеобщих понятий философии, существования и бытия. Философия использует такого рода высказывания и напоминает о сферах, к которым высказывания относятся, чтобы выяснить, что общего между ними и что их объединяет в единую целостность. Общее усматривается в следующем: всё, что есть (значит, существует, наличествует) находится в некоем более широком, целостном есть. С точки зрения философии важно, что мысль движется от констатации существования, наличия каждой отдельной единичности и каждой из сфер существования к фиксированию их единства и различия. Каждое сущее и каждая сфера существования есть вместе с другими сущими объединенными в универсальную целостность, но они существуют, наличествуют, опознаются как сущие всякий раз совершенно особыми способами. (круг, а в нём куча хаотичных точек) бытие – оно единично, целостность и в рамках этой целостности находится много единичностей и каждая из них – это «есть». Акцент на единство и различие в «есть» в существовании получает оформление через категорию бытие, т.е бытие – это философская категория, выражающая всеобщую связь всех сущих и всех сфер сущего.

 

Зенон Элейский (60е годы 5 века до н.э.): Зенон – это ученик Парменида. Его главные философские утверждения – это: сущее одно, едино, а потому оно непрерывно и неделимо, не имеет частей, неподвижно и бесконечно. Отсюда следует, что есть только единое, и нет многого. Есть только неделимое, и нет деления; есть только неподвижное, и нет движения. Показывает дискуссию об обычных вещах и состояниях. В ходе дискуссий формулируются ОПОРИИ «Ахиллес и черепаха» и «Стрела». Ахиллес никогда не догонит черепаху, потому что необходимо, чтобы догоняющий прежде чем он догонит, сначала достиг черты, с которой стартовал убегающий, но за то время, пока догоняющий приходит к ней, убегающий продвинется на какое-то расстояние, хоть и меньшее, чем пройденное за то же время догоняющим. Более общего характера аргумент (дихотомия) устанавливает: чтобы пройти некоторое расстояние надо пройти половину, потом половину половины и так до бесконечности, значит, в погоне Ахилесса за черепахой надо заключить следующее: «И так как в силу бесконечной делимости величин можно брать всё меньшее и меньшее расстояние до бесконечности, то Ахиллес никогда не догонит черепаху».

 

Атомистическая концепция Левкиппа и Демокрита:

Демокрит (около 470/460 до н.э. – дата смерти неизвестна). Демокрит создатель атомистической теории. Согласно его учению бытие состоит из атомов, а не бытие – из пустоты. Атомы – это мельчайшие тела, не имеющие качеств. Атомы – не делимы и различаются по форме, порядку и положению. Они находятся в непрестанном движении в пустоте. Атомистическую концепцию Демокрит распространяет не только на природу, но и на душу живых существ. Душу образуют особые атомы: шарообразные, огненные, весьма подвижные. Жизнь и смерть живых организмов зависело от соединения и разъединения атомов. Душа является смертной: когда тело умирает, атомы души покидают его, рассеиваясь в пространстве. Атом был превращён в первоначало, он понимается и как материальная причина вещей, причина их существования, как сущность, невидимая простым глазом, но постигаемая умом. Первое, что объяснялось атомистами- это материальность Вселенной, её вещей, материальность движения. Второе, что объяснялось, множественность вещей и состояний: благодаря бесконечному числу различных сочетаний атомов образуется множество многообразных вещей. Одновременно объяснялось единство материального мира. Атомы – это абсолютно единое первоначало, такова внутренняя диалектика в атоме.

Атомы и пустота: атомы - это бытие, пустота – не бытие. Для Демокрита было важно различие между телами и не телами. Есть тела более проницаемые и менее проницаемые, но они такие, сквозь которые невозможно пройти, не разрушив их, тогда, как между телами пройти можно. В чём здесь разница? Ответ: в одном случае – это атомы, в другом случае – их отсутствие, то есть пустота. Благодаря атомам образуются тела и телесновещественные состояния. Благодаря пустоте существует нечто такое, во что помещаются тела. Тела и вещи – вещественные состояния, составленные из атомов называются бытие, а пустота – это не бытие. В пустоте нет никаких качеств, пустота – это материальное небытие, это нейтральное вместилище для атомов. Пустоту и атом невозможно ощутить.

 

СОКРАТ:(469 – 399 год до н.э.) Его философия – это нравственная философия. Философия Сократа основана на том, что нравственное можно познать и устроить, а из знания нравственности следуют всегда действия в соответствии с ней. В этом смысле Сократ старался на примере каждого отдельного случая образовать у человека ясное понятие об истинно нравственном, но таковым является только действие, которое даёт истинную пользу, поэтому предпосылкой практической приспособленности является самопознание. Если я знаю, что именно я есть, тот я также знаю, чем я должен быть. Наибольшей добродетелью является умеренность:чем меньшим довольствуешься, тем ближе находишься к Богу, но только тот, кто научился управлять собой и во всех без исключения случаях придерживается правильного понимания, может повелевать другими и быть государственным деятелем. (Нравственность, самопознание и умеренность).

КЛАСИЧЕССКАЯ ФИЛОСОФИЯ:

Платон и Аристотель. Платон (427 – 347 до н.э.). Центром его учения была теория идей. Идея для Платона – это не есть понятие человеческого ума. Идея – это истинно сущий род бытия. Идея объективна, безотносительна, независимо от времени пространства, бестелесна, вечна, недоступна чувственным восприятиям и постигаема только разумом. Идея - это источник бытия вещей, это идеальный образец, это цель, к которой устремляются все чувственные вещи. Идея - это не только порождающая модель, но и смысловой предел вещи, заключающий в себе всё многообразие чувственных отношений. Идеи составляют особое царство идеальных сущностей. На вершине пирамиды находится идея блага. Платон приставляет мир в виде пирамиды (смотри рисунок). Платон излагает учение об идеальном государстве. Все граждане делятся на 3 разряда – ремесленники, войны и правители философы. В разделении труда – основа общественного и государственного строя. Высший принцип государственного устройства – это справедливость. Под справедливостью понимается преданность своему делу и четкое выполнение обязанностей каждым сословием. Главная цель идеального государства – это достижение благой жизни. Воспитание отдельной души и построение истинного государственного устройства совпадают по существу, так как правильно установив способности и потребности людей, распределив всё население государства по сословиям, дав представителю каждого сословия соответствующее воспитание и приобщив к соответствующему образу жизни мы получаем идеальное государство. Высшими типами государственного устройства оказываются монархия и аристократия, а низшими – олигархия, то есть власть немногих богатых, и демократия, власть народа, которая легко превращается в охлократию (власть толпы, которая неизбежно скатывается к террании).



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Научное познание, его специфические признаки и основные методы. | Концепции пространства и времени
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 784 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2205 - | 2093 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.