Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема сознания в философии.




Текст лекции по теме №11

 

Тема занятия: Сознание

Вопросы занятия:

1. Проблема сознания в философии.

2. Сознание, подсознательное, бессознательное.

3. Сознание, самосознание, личность.

4. Сознание и информация.

Проблема сознания в философии.

Понятие сознания определяется через соотношение с другими категориями, обладающими всеобщностью и указывающими на противоположные свойства и связи объективного мира. Это соотношение сознания и материи.

Сознание возникло в процессе длительной эволюции и становления человека современного типа. То есть его становление связано с антропогенезом и социогенезом.

Антропогенез характеризуется развитием мозга, прямохождением, подвижности опорно-двигательного аппарата, органов чувств, условных рефлексов и других биологических качеств.

Социогенез - это становление человека как обществен­ного существа, развитие его трудовых навыков, связей с другими людьми, речи, абстрактно­го мышления. Антропогенез и социогенез, биологическое и со­циальное развитие человека шли одновременно, влияя друг на друга. Главным является то, что на основе развития мозга, раз­вития труда и речи совершенствовалась психика человека, скла­дывалось его сознание, т.е. способность отражения объективных, существенных свойств, связей и процессов окружающего мира.

Сознание можно определить как свойство высоорганизованной материимозга – отражать объективный мир.

История вопроса определения понятия «сознание» выявляет четыре основных проблемы: гносеологическую, онтологическую, аксиологическую, праксиологическую. Онтологический аспект предпологает решение вопроса о происхождении сознания, его структуре, соотношении с самосознанием и бессознательным, прояснением связи сознания и материи. Гносеологический – связан с изучением познавательных способностей человека. Аксиологический подход определяет сознание с точки зрения его ценностной природы. Праксиологический – выводит на неразрывную связь сознания с действием человека.

В различные исторические эпохи выделялись важнейшие аспекты сознания. В древности оно рассматривалось как безличное космическое начало, Логос, Дао, Брахман. В античности появляется понятие мировой души и человеческой души. В Средние века появляются новые понятия, характеризуюшие сознание - это дух и душа. Душа связана с конкретным телом, несет на себе отпечаток ограниченности. Дух свободен от телесности, он вечен и не сотворен, несет в себе творческое начало. Душа должна быть «оплодотворена» духом. В Новое время содержание сознания обедняется, сводится к знанию. Сознание считается основной отличительной чертой человека, роднящей его с Богом и являющегося основой его земного могущества.

В 18 – 19 веках возникает новый аспект проблемы сознания – проблема соотношения сознания и мозга, сознания и бессознательного. Немецкая классическая философия раскрывает социально-историческую природу сознания.

Современная философия поднимает вопросы, связанные с онтологическим аспектом, с соотношением сознания и языка.

Материализм исходит из того, что материя противоположна сознанию: она существует вне сознания и независимо от него, тогда как сознание не может существовать без материи. Материя первична и исторически и гносеологически по отношению к сознанию: она есть и носитель и причина его возникновения. Сознание – нечто производное от материи: как свойство мозга и как отражение мира.

Материя обладает такими свойствами, которых нет, и не может быть у сознания. Сознание связано не со всей материей, а только с его частью, при этом мыслит не мозг, а человек при помощи мозга.

Психика и сознание не могут существовать ни в виде отдаленных от мозга идей, мыслей, ни в виде, какого то вещественного «выделения» мозга. Это означает, что между сознанием и материей существуют и различие, и связь, и единство.

Различие в том, что сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств, возникающее на определенной ступени ее развития. Образы сознания отличны по форме от самих объектов и представляют из себя идеальные копии последних.

Единство и связь между сознанием и материей в том, что психические явления и мозг тесно связаны между собой как свойство и материальный субстрат, которому это свойство принадлежит, и оно без него не может существовать.

Идеальность сознания есть не что иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, воли, видов и способов практической деятельности человека.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру через формы созданные предшествующими поколениями. Оно закреплено в материальных формах языка, знаков и т.п. И может быть представлено посредством деятельности в реальные предметы.

Понятие «идеальное» позволяет осмыслить вторичность высшей формы отражения. Идеальное есть не что иное, как материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование производит мозг.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 274 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.