1. Онтология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о бытии как таковом;
в) о духовной культуре общества и человека.
г) о сущности человеческой истории.
2.Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые
и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания.
а) Термины;
б) Категории;
в) Законы;
г) Универсалии.
3. Способом существования материи является:
а) пространство;
б) время;
в) система.
г) движение;
4. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем
а) время;
б) пространство;
в) движение;
г) взаимодействие;
5. Форма бытия материи, характеризующее ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах
а) время; г) развитие;
б) пространство;
в) движение;
6. Универсальной формой существования материи является
а) неподвижность; г) определенный набор форм;
б) сознание;
в) движение;
7. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это
а) явление;
б) закон;
б) диалектика.
д) детерминизм;
8. Материалисты утверждают, что материя – это
а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;
б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;
в) абсолютное Единое;
г) абстрактное понятие.
9. Объективный идеализм признает следующие положения:
а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;
б) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;
в) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;
г) мир видимых вещей — это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.
10. Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева
а) тождества материи и сознания;
б) перехода количественных изменений в качественные;
в) сохранения материи;
г) отрицания отрицания.
Тема 2.3. Этика и социальная философия.
1. Общество является предметом исследования такой философской
науки, как:
а) культурология; б) социальная философия;
в) гносеология; г) политология.
2. Понятие «общество» используется чрезвычайно широко. Из приведенных толкований выберите философское:
а) группа людей одной профессии, которые создают организацию, основанную на общих для них интересах;
б) формально неорганизованная группа людей, но имеющая общие интересы и ценности (имеющая общий «стиль жизни);
в) географическое образование, связанное воедино правовой системой и имеющее определенное «национальное лицо»;
г) совокупность людей и их взаимоотношений.
3. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из:
а) жизни людей согласно их речевым актам;
б) истолкования смысла социальных действий людей;
в) формы материального производства;
г) соответствующего общественного договора.
4. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество – это:
а) воплощение совершенной идеи справедливости;
б) открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»;
в) продолжение природы и космических закономерностей;
г) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего».
5. В марксизме процесс развития общества описывался в виде:
а) циклов;
б) стрелы;
в) спирали;
г) маятника.
6. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:
а) К. Сен-Симон и Г. Спенсер;
б) Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров;
в) К. Маркс и Ф. Энгельс;
г) Ф. Ницше и А. Камю.
7. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление:
а) герменевтики; в) постмодернизма;
б) структурализма; г) синергетики.
8. Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется:
а) семья; в) собственность;
б) государство; г) власть.
9. На современном этапе мощных социальных потрясений важную
роль играют гуманистические концепции, отражающие общечеловеческие
идеалы и цели общественного развития. А. Швейцеру принадлежит концепция:
а) «заслужи любовь ближнего»;
б) «путь ненасилия»;
в) «благоговение перед жизнью»;
г) «цель для человечества».
10. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:
а) государству;
б) нации;
в) экономике;
г) науке.
Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение.
1. Укажите верное положение:
а) человек и его поведение определяются биологическими законами;
б) человек – это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение;
в) решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты;
г) человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы;
2. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, – это:
а) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) субъект.
3. С точки зрения гедонизма смысл жизни состоит в том, что:
а) жизнь – это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов;
б) жизнь – это стремление к счастью как подлинному назначению
человека;
в) жизнь – это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас;
г) жить – значит из всего извлекать пользу.
4. Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, превращающую субъекта в объект, в философии понимается как:
а) произвол; б) фатум (рок); в) предопределение; г) отчуждение.
5. Ответственность человека за свои поступки возможно только
при наличии:
а) выбора; б) вины; в) непреодолимой силы; г) необходимости.
6. Что означает понятие «антропогенез»:
а) возникновение человека; б) совокупность генетических признаков человека;
в) соответствует термину «человеческий ген»; г) общечеловеческая история;
7. Что такое свобода:
а) свобода – это способность самоопределения;
б) свобода – это способность самоосуществления;
в) свобода – это познанная и учитываемая в деятельности необходимость;
г) все перечисленное?
8. Утверждение, что существование человека предшествует его
сущности характерно для:
а) персонализма; б) философской антропологии;
в) экзистенциализма; г) марксизма.
9. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:
а) античности; в) Возрождения; б) средних веков; г) Нового времени.
10. Согласие с каким утверждением означает географический детерминизм:
а) законы развития общества отличны от законов природы;
б) географическая среда определяет политический строй, экономику, культуру и мораль живущего в ней народа;
в) географическая среда может ускорить или замедлить ход исторического развития;
г) природная среда – необходимое условие существования людей.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
№ тестового задания № темы | ||||||||||
1.1 | В | В | Г | А | Г | Г | А | Г | Г | В |
1.2 | Г | Г | В | Б | В | Б | Б | В | В | В |
1.3 | Г | В | Б | В | Г | В | Б | Г | А | Б |
1.4 | В | Б | В | Г | Б | Г | Б | Д | Б | В |
2.1 | В | В | А | А | Б | В | Г | Б | В | Г |
2.2 | Б | В | Г | А | Б | В | Б | Б | Г | Б |
2.3 | Б | Г | В | В | В | Г | Г | В | В | Г |
2.4 | Г | Б | В | Г | А | А | В | В | Г | Б |
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер изме-нения | Обозначение документа | Номер листа | Всего листов в документе | Подпись ответственного за внесение изменения | Дата внесения изменения | Дата введения изменения | |||
измененного | замененного | нового | изъятого | ||||||