Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Человек, общество и история

Истоки средневековой философии

 

Существуют 2 важнейших основания философии средних веков:

→ христианская религия, в центре которой находится Библия;

→ античная философия.

Библия - священное писание, откровение, с греч. «книга». 2 части: ветхий и новый заветы. Книги ветхого завета восходят к древней устной традиции священных преданий. Ветхий завет сформировался в 1 тысячелетии н.э. и является собранием сочинений учеников Христа – апостолов.

В ранние века было значительное влияние античной философии на формирование христианства. Позже начинается ожесточенная борьба против язычества, к которому причисляют и античную философию. Затем, когда основные догматы церкви были сформированы, возникла необходимость в их разумном обосновании. В Библии отсутствует завершенное представление о картине Вселенной и требовали решения различные вопросы:

1) как Бог из ничего создал бесформенную материю, а из нее Вселенную;

2) как устроена Вселенная и что в ней есть еще кроме Бога;

3) как сочетается идея однократного божественного первоначала у Аристотеля с идеей многократного божественного управления у христиан;

4) как понимать идею триединства Бога;

5) как совместить идею совершенства Бога с несовершенством продуктов его творения.

Разработкой этих вопросов во 2-4 вв. н.э. занимались отцы церкви, которые назывались теософами или патерами. Раннюю философию средневековая называет патристикой.

 

 

Бог и природа

 

В центре средневековой философии и всей культуры находится Бог и его отношения с человеком. Эта особенность и это мировоззрение называется теоцентризм.

Представления о Боге и природе в христианской традиции принципиально отличаются от его понимания в античной философии:

1) на смену античному политеизму приходит монотеизм, или единобожие;

2) в древнегреческой философии формируется абстрактное, философское понимание общественного начала. В христианской философии Бога наделяют его личностными качествами;

3) для греков: Боги – природные существа. В христианстве: Бога выносят из природной среды, он существует как бы над ней, сам по себе и является несотворенным бытием; природа – его творение из ничего, без всяких промежуточных элементов и существует одно начало – Бог;

4) для греков: совершенным считалось бытие упорядоченное, организованное и ограниченное определенным пределом. В средневековье наоборот: Бог – беспредельное, неограниченное бытие и всемогущество воспринимается как высшее совершенство.

В средневековье существует 2 проблемы, исходящие из 2-х идей:

1) идея творения

2) идея откровения.

Идея творения исходит из креационизма – сотворения Богом из ничего. Идея откровения – Бог как высшее беспредельное бытие недоступен человеческому познанию, но он открывает себя людям в откровении, через которое посредствам веры и божественной благодати человек может приближаться к его познанию. Познание природы в определенной мере возможно и с помощью разума. Природа сама по себе христианских философов не волновала. Идея откровения находится в основе христианской теории познания.

 

 

Соотношение веры и разума

 

Можно выделить 3 важнейших вехи в средневековой философии:

1) веха, которая связана с приматом веры;

2) на 1 месте – примат разума;

3) гармония веры и разума.

Примат веры.

Августин Блаженный (354-430) – одна из великих фигур средневековья. Наиболее знаменитые работы – «Исповедь», «О граде божьем». В «Исповеди» Августин рассказал, что после безуспешных попыток достичь божественной истины с помощью лишь света – разума, он обнаружил, что ее можно открыть с помощью простого акта веры в чистом виде. Самый надежный путь достижения истины не тот, который идет от разума к вере, а тот, который идет от веры к разуму. Главный лозунг – «Верить, чтобы понимать!». Ввел в культурный оборот динамическую модель времени и объяснил с ее помощью природные и исторические изменения, т.е. Августин показал, что природные и исторические изменения протекают из прошлого через настоящее в будущее время. Сказал, что Бог управляет не только творением, но и регулирует развитие мира, истории, жизни человека, общества.

Примат разума.

Северин Боэций (480-526) был основателем средневековой схоластики. Боэций первый поколебал авторитет веры. Философия является наставницей богословия. В философии Боэций усматривал теоретическое знание о Боге, его отношении к человеку и миру. Считал, что философия призвана научить почитать Бога, а сам Бог наделяет мудрецов способностью философских рассуждений. Ставил вопросы о рациональных способностях доказательства бытия Божия, свободе воли, вопрос оправдания зла в мире. В книге «Утешения философии» приводит массу аргументов в доказательство преимущества добродетельной жизни губительности жизни порочной. Злые люди никогда не бывают благополучны. Злые всегда несчастны, проживают всю жизнь в себе, зло разъедает душу.

Иоанн Эриугена (800-877). Разум выше веры. Авторитет церковников принижал как мог. Открыто отстаивал мнение о том, что философия независима от откровения. Разум и вера – 2 источника истины, они не могут противоречить друг другу. Но, если они могут противоречить, то предпочтение должно отдаваться разуму. Бог не знает, что он есть. В каком – то смысле он непостижим для разума. Свобода совратила человека и, вместо того, чтобы обратиться к Богу, он обратился к самому себе. Только разум может возвратить человека вновь к Богу.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Попытался сочетать учение Эриугены и Августина Блаженного. Следовал завету Августина о том, что для того, чтобы понимать, надо верить, но его кредо было пропитано рациональной аргументацией. И поэтому он говорил, что вера не противоречит разуму, а потому все истины откровения доступны рациональному доказательству. Тезис: «Верую и понимаю».

Примат гармонии веры и разума.

Фома Аквинский (1225-1274). К 13 веку противостояние сторонников веры и разума достигает высшей точки. Богословы утверждают, что в откровении всё доступно пониманию. Философы-рационалисты говорят о недоступности откровения разуму. Аквинский считает, что не следует упускать из виду концепцию 2-х типов истин, т.е. разум и веру следует рассматривать в качестве 2-х разных типов понятия истины. Истины откровения находятся в недостигаемости философских размышлений, т.к. они получены нерациональным путем и разум не может доказать ни их истинности, ни их ложности. Раз вера и разум разошлись, то это верный признак того, что что-то не в порядке с философией, а не с верой. Вера не является философским понятием, она лишь указывает путь к истине, предостерегая тем самым от заблуждения. Человек не склонен верить в то, что может познать и никогда не пытается познать то, во что можно верить. Вера и знание имеют один общий источник происхождения, т.е. Бога, они находятся друг с другом в гармонии. Принцип гармонии воплощается в том, что вера является высшим критерием истинности, а недостаточность знаний о природе демонстрирует бессилие человеческого разума.

5 доказательств Бога:

1) основано на идее перводвигателя. Всё, что движется, приводится чем-то в движение и где-то должна быть та начальная точка отсчета, которую можно назвать перводвигателем.

2) понятие Бога как первопричины.

3) связано с утверждением Бога как неотвратимого фактора, рока, судьбы.

4) статус Бога как абсолютного совершенства.

5) определение Бога как конечной цели.

 

 

Дискуссия об универсалии

 

Суть спора об универсалии (общем понятии) состояло в вопросе о соотношении идеальных понятий и реального бытия вещей, или о соотношении общего и единичного, или мышления и действительности.

3 подхода к решению вопроса:

1) реализм

2) номинализм

3) концептуализм

Реалисты (Блаженный, Аквинский, Кентерберийский) считали, что общие понятия существуют и не зависят от человеческого сознания. Причем крайние реалисты считали, что универсалии существуют независимо от вещей и до них. Умеренные реалисты считали, что общие понятия реальны, но существуют в единичных вещах.

Аквинский утверждал, что универсалии существуют:
1) до единичных вещей как идеи о божественном разуме;

2) в самих вещах как их сущности;

3) после вещей как понятия о них в человеческом разуме.

Реалисты ставят разум выше воли.

Номиналисты считали, что универсалии существуют лишь в сознании человека как понятия о вещах или их наименовании (Оккам, Абеляр). Оккам: даже Бог сначала творит вещи, а потом в его разуме возникают идеи как представления или понятия об этих вещах.

Концептуалисты занимают промежуточное положение между крайними номиналистами и крайними реалистами. Считали, что универсалии пребывают и в человеческом разуме и самих вещах.

 

 

Человек, общество и история

 

 

Человек в средневековье – творение Бога по своему образу и подобию. Человек поставлен над всеми творениями земными и является царем природы, венцом творения. Подобно Богу возвышается над природным миром. Другой исходный тезис вытекает из учений античных философов. Здесь человек – «разумное животное».

Проблемы христианской антропологии:

1) что в человеке от Бога, а что от природы

2) как соотносятся в нем божественное (духовное) и природное (животное) начала.

Ориген дал первое определение человека в средневековье.

Человек имеет дух, душу и тело. Дух от Бога и он не в полном смысле принадлежит человеку. Тело – творное, природное начало, но источник зла не в нем. Душа – личное эго, «Я» человека, наделенное от Бога свободой выбора, различения добра и зла. Душа делает выбор между добром и злом. Если она следует духу – правильный выбор в сторону Бога, добра, если телу, то отворачивается от духа – выбор порока, зла. Следовательно, причина зла не в Боге и не в природе, а в человеке, который злоупотребляет своей свободой и часто делает неправильный выбор.

Теодицея – оправдание Бога.

Важнейший христианский догмат – догмат о воздаянии. Конечная цель духовного пути человека – спасение своей души. Важнейшее достижение средневековой философии – она первая открыла внутренний мир, или самосознание.

В древние века возникает интерес к человеческой истории и существенно изменяется ее понимание. Христианское представление об историческом процессе отличают 2 основных момента:

1) линейность истории, которая приходит на смену античной цикличности и природных общественных явлений. Вектор исторического понимания христианина устремлен в будущее к моменту 2 пришествия Христа и последнего суда человечества.

2) провиденциализм – понимание истории как промысла Бога, в котором от человек ничего не зависит, т.к. не человек, а Бог совершает план спасения человека.

Общественно-политическая жизнь в средневековье была основана на религиозных принципах. Социальная структура общества была строго иерархична. На вершине социальной лестницы стояли 2 правителя: светский (император) и религиозны (Папа Римский). По мнению Блаженного и Аквинского, государственная власть происходит от Бога и она должна стремиться к реализации его заповедей. Причина социальной напряженности в человеке, который нарушает божественную волю. Лучшая форма правления – монархия. Светская власть должна быть подчинена духовной. Если светская власть не исполняет волю Бога, то народ может игнорировать ее волю.

Августин выделяет 2 града:

- град земной – сообщество людей эгоистичных, злобных, алчных, эти люди – повелители, они обречены на вечное проклятие Бога.

- град Божий – град меньший, люди добродетельны, боголюбовы, они странники, будут спасены и получат вечную жизнь.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие, виды, порядок рассмотрения трудовых споров | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 621 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.