Генезис классической школы политэкономии во Франции происходил в иных исторических условиях, чем в Англии. К концу XVIII в. Франция оставалась феодальным государством с кризисным состоянием сельского хозяйства и слабым развитием промышленности. Политика Ж. Б. Кольбера потерпела крах, Англия одержала победу над Францией в борьбе за внешние рынки сбыта, меркантилизм не получил дальнейшего развития. Особенности становления французского капитализма существенно повлияли на формирование экономических взглядов Пьера Буагильбера (1646-1714) и вызвали его враждебность к идеям меркантилизма.[3]
В учении П. Буагильбера является понятие естественных законов экономики, которые нельзя нарушать. Ученый отрицал нецелесообразно вмешательство государства в экономическую жизнь и требовал свободы торговли, которая обеспечит гармонию интересов: «... только Природе под силу... поддерживать мир, вмешательство другого авторитета все портит, с какими бы благими намерениями оно не осуществлялось». Экономические закономерности П. Буагильбер искал в сфере материального производства, а основой последнего считал сельское хозяйство. Богатством он провозглашал не деньги, а производимые товары, целью товарного производства считал потребление. Французский экономист фанатично боролся против денег, которые, по его мнению, своим вторжением нарушают естественное равновесие и гармонию товарного производства. (Единую функцию денег, которую признавал П. Буагильбер, ‑ это средство обмена, причем ее могут выполнять не только металлические, но и бумажные деньги.
П. Буагильбер, как и В. Петти, был сторонником трудовой теории стоимости, «истинную стоимость» товара определял трудом, а мерой стоимости считал рабочее время. Ученый утверждал, что все предметы и товары должны постоянно находиться в равновесии и сохранять цену пропорционально отношений между ними и согласно затратами, которые необходимо осуществить для их производства. По теории П. Буагильбера, разделение труда между отраслями должно осуществляться путем свободной конкуренции.
Разный уровень развития капитализма в Англии и Франции вызвал и исвни различия в развитии классической политической экономии в этих странах. Контраст между английским и французским классическим школами наглядно демонстрируют труда В. Петти и П. Буагильбера. Расхождения взглядов двух ученых можно исследовать во многих направлениях:
‑ отношение к меркантилизму: В. Петти долгое время пропагандировал идеи меркантилизма, а П. Буагильбер главной целью считал обличение несостоятельности этой политики;
‑ Петти был сторонником развития промышленного производства, а П. Буагильбер защищал интересы сельского хозяйства;
‑ Петти понимай деньги как стимул экономического развития, П. Буагильбер - как зло, необходимое для товарного обмена;
‑ в центре исследования Петти была меновая стоимость товара, а у П. Буагильбера – потребительная.[4]
Школа физиократизма возникла и развивалась в период мануфактурного капитализма во Франции. Поскольку сельское хозяйство Франции являлось центром экономических противоречий, аграрный вопрос для физиократов стало важным. Политика меркантилизма, которую проводил Ж.Б. Кольбер, не только подрывала сельское хозяйство, но и препятствовала техническому прогрессу и свободной конкуренции в промышленности.
Основателем физиократизма стал Франсуа Кене (1694-1774), который заложил основы физиократической школы и сформулировал ее теоретическую и политическую программы. Продолжил его исследования выдающийся государственный деятель Франции второй половины XVIII в. Анн Тюрго (1727 – 1781). Идеи физиократизма пропагандировали много политических и государственных деятелей (В. Гурнэ, В. Мирабо, Дюпон де Немур). Расцвет школы физиократов пришелся на 60-70-е годы XVIII в. В основу теоретических изысканий физиократов было положена концепция «естественного порядка» Ф. Кенэ. Общественные законы признавались законами «естественного порядка», которые установлены Богом для воспроизведения и распределения материальных благ и выгодные человеческому обществу. Право собственности, согласно взглядам Ф. Кене, является основой естественного права.
В отличие от английской классической школы, которая сосредоточила свое внимание на проблемах разделения труда, стоимости, прибыли, заработной платы, в первую очередь, анализируя промышленное производство, Ф. Кенэ объектом своего исследования сделал земледелие, которое объявил единственной производительной отраслью, где создается новое богатство. Продуктивными признавались лишь расходы в сельском хозяйстве, промышленные же расходы объявлялись бесплодными. Физиократы выдвинули идею эквивалентности обмена и опровергли взгляды меркантилистов относительно создания богатства в процессе обмена. Представители физиократической школы считали, что эффективные методы обогащения страны связаны с материальным производством.
Одно из центральных мест в экономической теории физиократов занимает учение о «чистом», или дополнительном, продукте, происхождение которого связывалось со сферой материального производства. Под чистым продуктом физиократы понимали избыток продукции, полученный в земледелии, над издержками производства. Ф. Кенэ утверждал, что промышленность не создает чистого продукта, а лишь потребляет предоставленное земледелием. Ученый рассматривал чистый продукт, с одной стороны, как продукт самой земли, дар природы, с другой – как результат дополнительного труда наемного работника. Продуктивной признавалась лишь та работа, которая создает добавленную стоимость, чистый продукт, т.е. труд в земледелии. В связи с этим физиократы отождествляли добавленную стоимость с рентой, игнорируя категорию прибыли.
Физиократической школе принадлежит первое разделение населения на большие социальные группы (классы) по экономическому признаку – участием в создании и распределении общественного богатства:
‑ к продуктивному классу относятся фермеры и сельскохозяйственные рабочие;
‑ к непродуктивного (бесплодному) – торговцы, ремесленники и промышленники;
‑ третий класс формируют земельные собственники.[5]
Крупнейшее научное значение имеет учение Ф. Кенэ о капитале. Исследование издержек производства позволило разграничить составляющие капитала на первоначальные и ежегодные авансы, что фактически соответствует деления капитала на основной и оборотный. К первоначальным затратам (капиталовложений, или инвестиций) были отнесены расходы на сельскохозяйственные здания, орудия труда, скот и т.п., к ежегодным (издержек производства) – расходы на закупку семян, содержания скота, наем рабочих. Разница между двумя составляющими капитала правильно связывалась с отличием способов их вхождения в стоимость произведенного продукта. Такое разделение Ф. Кенэ относил только к производительному капиталу, который функционировал в земледелии в виде запаса средств сельскохозяйственного производства. Ученый полностью игнорировал денежную форму капитала и промышленный капитал, и это не могло не вызвать ограниченности его взглядов.
Учение о составляющих капитала стало для Ф. Кенэ исходным пунктом анализа процесса воспроизводства и обращения всего общественного капитала, описание которого он привел в известной «Экономической таблице» (1758). Ф. Кене впервые в истории политической экономии предложил и использовал понятие «воспроизводство» как постоянное повторение процесса производства и сбыта. Большая экономическая таблица, опубликованная позже, и ее анализ с помощью математических расчетов показали, что созданный в земледелии валовой и чистый продукт Франции обращается в натуральной и денежной форме.[6] Главная проблема, которую решал Ф.Кенэ, ‑ отыскание главных народнохозяйственных пропорций, обеспечивающих развитие экономики страны. Экономическая таблица – это схема, показывающая, как проходит реализация ежегодного продукта общества и как формируются предпосылки воспроизводства. Ф. Кенэ сознательно абстрагировался от некоторых моментов: упрощал процесс реализации, делал предположение о неизменности цен, игнорировал обмен внутри классов и внешнюю торговлю, рассматривал простое воспроизводство. Гениальность «Экономической таблицы» ‑ в том, что она является первой удачной попыткой показать главные пропорции и линии реализации общественного продукта, объединив многочисленные акты купли-продажи и движение денег и товаров. Идеи, заложенные в произведениях Ф. Кене, стали первоосновой будущего экономического моделирования.
Физиократическая система А. Тюрго – не простая пропаганда взглядов Ф. Кене, а более глубокий анализ капиталистических отношений. Свою экономическую доктрину А. Тюрго изложил в работе «Размышления о создании и распределении богатств» (1776), которая состоит из 100 тезисов. Отказавшись от трудовой теории стоимости, А. Тюрго заложил основы теории полезности. Он различал субъективную и объективную ценность товара: первая является оценкой вещи ее владельцем, вторая устанавливается на рынке в зависимости от спроса и предложения. Основой стоимости товара у А. Тюрго становится потребительная стоимость, или полезность вещи, субъективно оценивается продавцами и покупателями. Эта концепция значительно повлияла на дальнейшее формирование субъективистской теории полезности, которая занимает ведущее место в современной экономической науке, в частности микроэкономике. Исследуя категорию прибыли, А. Тюрго определил три ее составляющие: предпринимательский доход, оплату труда, риска и способностей предпринимателя и земельную ренту. Достижением ученого было раскрытие им сущности генезиса наемного труда, появление которого он объяснял отчуждением работника от средств производства. А. Тюрго поддержал трехуровневую классовую структуру общества, предложенную Ф. Кене, но выделил в классах фермеров и промышленников, с одной стороны, рабочих, с другой – капиталистов.[7]