Дел 2. Основные этапы истории философии
3.1. Философия Древней Индии. Брахмаизм (Веды, «Упанишады»), учение Чарвака.
Буддизм («Палийский канон»). Индуизм («Артхашастра»)
3.2. Философия Древнего Китая. Конфуций. Лао-Цзы. Шан Ян.
3.3. Становление философии в Древней Греции ( Фалес, Гераклит,
Парменид, Пифагор, Анаксагор, Сократ, софисты киренаики, киники)
3.4. Классическая греческая философия. (Платон - основоположник объективного
идеализма; философская система Аристотеля; учение эпикурейцев и стоиков)
3.5. Философия Древнего Рима (Лукреций Кар, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий)
3.1. Философия Древней Индии. Брахмаизм, Буддизм, Индуизм. Упанишады, Артхашастра.
Главным источником древнеиндийской философии считаются ВЕДЫ- священные книги, написанные приблизительно 15-6 в. до н.э. (Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа) + философские комментарии к ведам- Упанишады.
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №21
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №22
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №23
3.2. Философия Древнего Китая. Конфуций. Лао-Цзы. Шан Ян
|
| ||||
| ||||
| |||||||
|
|
|
Бл-Сх. №24 (В.Недобитюк)
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №25
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №26
|
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №27
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №28
| |||||||||||
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №29
Дополнение к Бл-Сх № 29
* Сократ ( 469-399) и его диалектический метод. Свой метод Сократ назвал диалектикой (искусством спора). Диалектик- это тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. «Я знаю, что ничего не знаю». «Познай самого себя». «Мысль изменчива и непостоянна, она является лишь мнением. Бытие обозначает некую универсальную целостность, присущую всем вещам».
В центре философии Сократа проблемы справедливости, свободы, истины, счастья, добродетелей,блага. Благо- это особый вид ценностей, служащих человеку. К ним Сократ относил здоровье физическое и духовное, дружбу согласие в семье, благоустройство государства. Поэтому философия Сократа- рационалистический морализм.
*** Сократ считал, что познать космос невозможно, ибо человек в таком случае запутается в безвыходных противоречиях. Познать человек может только то, что в его власти, т.е. свою душу. Отсюда – «познай самого себя».
В центре его философии – этические и гносеологические проблемы, причем последние – как дополняющие этику. Сократ впервые указал на значение понятий, на роль индукции в их формировании.
Главным средством общения считал живую беседу и спор. Книгам нельзя задавать вопросы; живой разговорный диалог превыше того, что написано.
Сократ противопоставлял свою позицию софистам, считавшим себя мудрецами, многознающими. Он принял образ ничего не ведающего человека: «Я знаю, что ничего не знаю». Прежде чем заниматься познанием природы, нужно познать самого человека: «Познай самого себя». Избранный метод философствования Сократ сравнивал с майевтикой (майевтика (гр.) – повивальное искусство).
М айевтика - путём следующих друг за другом вопросов заставить собеседника сначала испытать чувство замешательства (ощутить проблемность), отойти от первоначального неверного или одностороннего понимания и прийти затем к истине. Иначе говоря, майевтика – это диалогический способ рождения нового знания.
Диалектика для Сократа - философское искусство вести рассуждения. Диалектик – тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. В центре философствования Сократа – человек познающий, но при этом нравственный. Философ должен размышлять не о природе, а о человеке и разрабатывать учение о том, как следует жить и поступать целесообразно и нравственно.
Нравственный, лучший человек – тот, кто знает, что такое добродетель, поскольку знающий, что такое добро поступает в соответствии с этим знанием. В этом смысле добродетель практически тождественна мудрости. Наличие зла в мире Сократ объясняет рассогласованием благих целей с неадекватными средствами их реализации.
Государство, по Сократу, выступает инструментом и залогом реализации на практике общего понятия о справедливости.
Душа, по мнению Сократа, является «антиподом» тела: если тело природно и состоит из природных частиц, то душа своим содержанием имеет понятие. Высшие понятия – Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познаёт вещи, их место в мире, а главное – отношение человека к человеку, к самому себе. Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы.
. Бл-Сх. №30 (В.Недобитюк)
Соотношение трех миров можно представить
в виде схемы:
| |||
| |||
|
|
. Бл-Сх. №31 (В.Недобитюк)
Философская система Аристотеля (384-322 до н.э.).
Осн. труды - «Метафизика», «О философии», «Политика» и др.
. Бл-Сх. №32 (В.Недобитюк)
| ||||||
** Философская мысль античности после Аристотеля. Проблема исследования нравственного и безнравственного в учении Эпикура и эпикурейцев; учение стоиков о душе и аффектах. Философско-психологические воззрения скептиков (Пиррон), гностиков (Плотин).
Дополнение к Бл.Сх № 30 и 31
3.4.Классическая греческая философия (V – IV в. до н. э.) = Платон, Аристотель
* Платон (427-347)- автор более 30 сочинений,основоположник системы субъективного идеализма. Учение Платона о душе как созерцательнице идей и саморазвивающейся программе («человеческая душа до своего вселения в тело обитала в высшем мире идей… В земной жизни душа «припоминает» то, что было «там»); о внутреннем конфликте души; об этапах в процессе познания; о роли внутренней речи и активности мышления; о роли памяти.
Особое место в учении Платона занимает идея идеального справедливого государства, где нет частной собственности и все обобществлено. «Источник всех конфликтов – частная собственность, она должна быть упразднена». Его работу «Государство» называют «коммунистическим трактатом».
Человеческой душе свойственны три начала: разумное, яростное и вожделенное, которым в государстве соответствуют совещательное, защитительное и деловое начала. Государство должно выражать интересы всего общества. В нем три сословия: правители-философы, стражи(воины), земледельцы и ремесленники.
Три формы управления государством: монархия, аристократия, демократия. Лучшая форма – монархия, но не наследственная, а законная. Платон рассматривает и формы отклонение от идеала: тимократия, олигархия, охлократия, тирания. Важное место в учении Платона занимают работы «Законы» и «Политика». Единство государства «подрывается, если есть крайности между бедностью и богатством».
*** По Платону, бытие разграничивается на несколько сфер, между которыми довольно сложные отношения – это мир идей, вечный и подлинный; мир материи, такой же вечный и самостоятельный, как и первый мир; мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов – это мир временных явлений (а потому он ненастоящий по сравнению с вечными идеями); наконец, существует Бог, космический Разум (Ум-Демиург).
Взаимоотношение первых трёх миров можно представить такой схемой:
Мир идей
Мир вещей
Материя
Человек, с точки зрения Платона, имеет непосредственное отношение ко всем сферам бытия: физическое его тело - от материи, душа же способна вбирать в себя идеи (благодаря «припоминанию идей», которые врожденны, но были забыты) и устремляться к Уму-Демиургу. Душа же сотворена Богом лишь однажды, она бессмертна, вечна, способна переселяться из тела в тело (отсюда – воспоминание под воздействием предметов и ситуаций того, что когда-то она созерцала мир идей и что было в прежней душе).
Душа имеет такую структуру: разум, волю (страсть) и вожделение (прежде всего благородные желания, влечение к добру, но имеются также и негативные желания).
У разных людей преобладают разные слои души, в результате чего имеются типы людей: вожделенный, стремящийся к материальным, чувственным наслаждениям; мужественный, в котором преобладают воля, сила, мужество; и тип души разумной, ставящей целью высшие ценности, благо людей и справедливость.
В обществе этим типам души соответствуют сословия:
1) производителей: ремесленники, крестьяне, торговцы;
2) охраняющие закон и государство: стражники (полиция), и воины;
3) управляющие государством.
Одной из основ государства и является разделение труда, а в идеальном государстве – согласованность, гармония интересов всех сословий.
Платон впервые разработал идеал государства. Социальная справедливость, как он полагал, будет в обществе тогда, когда она будет внутри души каждого человека, каждого сословия. Для этого нужно осознать своё природное предназначение; «заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие, - отмечал Платон, - это и есть справедливость».
В совершенном государстве представители всех сословий должны служить Абсолютному Благу. В идеальном государстве управлять должны философы. У воинов и правителей не может быть даже семьи, поскольку семья отвлекает от общего государственного интереса (никакой личный интерес не должен иметь место, если он выходит за пределы общего интереса; индивидуальный интерес должен полностью подчиняться интересу «целого»). Нет у представителей тех же сословий частной собственности, утверждается лишь общая собственность. В идеальном государстве будет введена жесткая цензура на все литературные произведения, на произведения искусства. За «безбожие», отступления от общей «идеи» положено наказание вплоть до смертной казни.
**Философская система Аристотеля (384-322). Осн. труды - «Метафизика», «О философии», «Политика» и др.
Предметом философии является «сущее как таковое», которое представляется в аспекте четырех измерений: материи, формы, начала движения (первопричины) и цели.
Форма и материя - основные сущности, из них рождается все. Отношение материи и формы Аристотель уподобляет отношению мрамора и статуи. Материя имеет тот же корень, что и слово «мать».
В качестве основы мироздания Аристотеля выделяет первоматерию. Она наделена двумя парами противоположных качеств: теплое и холодное, сухое и влажное. Их комбинации дают четыре стихии: огонь, воздух, вода и земля. Каждое тело образуется из этих стихий. Главное - определить причины движения, познать природу. Природа находится в вечном движении и изменении, она всегда существовала и будет существовать. Источником движения и развития является «космический Ум»…
Аристотель - ввел термин «этика», написал первые научные работы по этике («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»), разработал основные ее положения. Он утверждал, что все нравственные добродетели: дружба, любовь, справедливость – это социальные добродетели
Аристотель - является основоположником психологии. В трактате «О Душе» он излагает учение о психике, ее процессах и свойствах, о познании, видах памяти и роли ассоциаций, об интуитивном и творческом мышлении, о закономерности развития (биогенетический закон), о способностях и их иерархии. Аристотель рассматривает Душу как форму реализации тела, характеризует виды души. Нус (всеобщий разум) как хранилище души человека после его смерти. Исследует проблемы двойной регуляции поведения - эмоциями и разумом, чувства и аффекты, роль катарсиса.
Критикует теорию идей Платона («Платон мне друг, но истина дороже»). В работах «Политика», «Афинская полития» излагает взгляды на развитие общества и государства, на законы, право и политику. Он описал со своими учениками 158 конституций греческих и варварских государств. Некоторые его положения актуальны и сегодня: «Право – это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения»,Человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех людей», «Закон- это уравновешенный разум»,«Большинство людей повинуется скорее необходимости, чем рассудку, и страху перед наказанием более, чем чести..»
*** Аристотель считается основателем логики как науки, а также первым историком философии.
Аристотеля не устраивали платоновские эйдосы. Он предложил в качестве первоначал материю (как возможность, потенцию) и форму (которая является сущностью конкретной вещи). Никаких самостоятельных идей не существует. Есть ещё первоматерия – некое бесформенное вещество, пассивный исходный материал, и первоформа - перводвигатель, первопричина, цель всего сущего и одновременно Мировой разум.
Благодаря похожести форм бытия и мышления человек способен познавать мир. Познание – процесс, включающий
а)чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств;
б) опыт – воспоминания о познанной вещи;
в)искусство – знание сущности многих вещей;
г)философия – знание первопричин, форм и цели всего сущего.
Человека Аристотель считал «политическим животным», высшее благо которого – счастье, которое возможно лишь при добродетельной жизни (этика).
. Бл-Сх. №33 (В.Недобитюк)
| |||||||
| |||||||
Тема 4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения
4.1.Общая характеристика философии эпохи Средневековья. Патристика и схоластика.
4.2. Философия Аврелия Августина (Блаженного)
4.3 Философия Фомы Аквинского
4.4. Реалисты и номиналисты. Скептицизм.
4.5. Мусульманская философия. Аль-Фараби(840-950), Авицена (980-1037), суфизм.
4.6. Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
4.7. Литературно-эстетическое направление эпохи Возрождения: Ф.Петрарка,
Дж.Боккаччо, Данте Алигьери, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
4.8. Гуманизм: Эразм Роттердамский, Лоренцо Валла, М.Монтень.
4.9. Социальная философия: Н. Макиавелли, Ж. Боден, Т.Мор, Т.Кампанелла.
4.10. Натурфилософия эпохи Возрождения: Н.Кузанский, Дж. Бруно, Г. Галилей.
Бл-Сх. №34 (В.Недобитюк)
|
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
|
Бл-Сх. №35 (В.Недобитюк)
Источники философии Средних веков
| |||||
Бл-Сх. №36 (В.Недобитюк)
Бл-Сх. №36-А (В.Недобитюк)
Бл-Сх. №37 (В.Недобитюк)
| ||
Бл-Сх. №37-А (В.Недобитюк)
| |||||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
Бл-Сх. №38 (В.Недобитюк)
Условия формирования философии эпохи Возрождения
Бл-Сх. №39 (В.Недобитюк)
| |||
Бл-Сх. №40 (В.Недобитюк)