Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Для доказательства (обоснования тезиса) используются только факты и истины (достоверные суждения




Только соблюдение всех основных законов логики одновременно может гарантировать правильность наших рассуждений.

 

63. Проблема техники в философии. Инженерная деятельность и философия техники.

Техника - исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, механизмов и т.п.), которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей. Техника и техническая деятельность уже в древности стали предметом философского анализа. Философия техники как новая область философского знания появилась как результат научно-технической революции во второй половине ХХ века. Словосочетание «философия техники» впервые появилось в работе Эрнста Каппа «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения», кт. вышла в свет в 1877 г..

К этому времени техника совместно с наукой заняла определяющее место, как в общественной, так и духовной жизни практически всех народов мира. Они фактически изменили облик земного шара. Стали ясны многие фундаментальные характеристики техники. Техника сегодня оказывает определяющее влияние на важнейшие экономические, экологические, социальные, научные и политические решения. Техника стала широким полем междисциплинарных исследований Техника является уникальным средством преобразования природы, человеческой деятельности. В этом её культурное и цивилизационное призвание.

Философы отмечают, что для современного европейца техника стала не только физической, но и ментальной (духовной) основой.

ФТ предполагает глубокий онтологический анализ феномена техники с помощью таких категорий: природа, культура, человек, мир.

В связи с этим принято рассматривать четыре сферы развертывания проблематики этой дисциплины:

1) методология технических наук, технические науки и естествознание;

2) проблема соотношения техники и культуры;

3) техника и общество: истоки прогресса и его последствия;

4) этические аспекты инженерной деятельности.

ФТ исследует феномен техники в целом, ее имманентное (базовое) развитие и место в общ. развитии в целом, а также принимает во внимание историческую перспективу.

Современная философия изучает технику в целом ряде взаимосвязанных аспектов:

- Техника представляет собой искусственное образование. Другими словами, техническое устройство есть известная практическая деятельность или средство деятельности, с другой – в нем реализуются определенные природные процессы.

- Техника является «инструментом», т.е. всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите».

- Техника – это самостоятельный мир, особая реальность. В этом смысле техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, человеку. С развитием техники связывается определенный способ существования человека, а в наше время – и судьба цивилизации.

- Техника представляет собой специфический способ использования сил и энергий природы

 

Два направления ФТ: 1) инженерная ФТ, 2) гуманитарная ФТ. 1 - анализирует природу тех. творчества, сущность техники, тенденции развития,Ин­же­нер­ная фи­ло­со­фия тех­ни­ки да­ет ана­лиз тех­ни­ки как бы из­нут­ри, ин­тер­пре­та­цию тех­ни­че­ско­го бы­тия че­ло­ве­ка в праг­ма­ти­че­ском ми­ре. Вни­кая во раз­лич­ные де­та­ли тех­ни­ки и тех­ни­че­ские про­цес­сы ин­же­нер­ная фи­ло­со­фия тех­ни­ки воль­но или не­воль­но ото­дви­га­ет на вто­рой план изу­че­ние свя­зей тех­ни­ки с дру­ги­ми ас­пек­та­ми че­ло­ве­че­ско­го бы­тия.2е направление – анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние её на состояние общества, чел-ка, культуры. Современная ФТ рассматривает развитие тех. познания как социокультурный феномен, исследует исторически меняющиеся способы формирования нового тех. познания и механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс

64. Периоды развития в философии техники.
В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Наука древнего мира была еще не только неспециализированной и недисциплинарной, но и неотделимой от практики и техники. Важнейшим шагом на пути развития западной цивилизации была античная революция в науке, которая выделила теоретическую форму познания и освоения мира в самостоятельную сферу человеческой деятельности.

В античности понятие «тэхнэ» обнимает и технику, и техническое знание, и искусство. Но оно не включает теорию. Поэтому у древнегреческих философов, например, Аристотеля, нет специальных трудов о «тэхнэ». Более того, в античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности. В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменялось лишь незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте – например, какой стиль в архитектуре является более предпочтительным с божественной точки зрения.

В эпоху Возрождения ситуация меняется. Именно инженеры, художники и практические математики Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения наметившаяся уже в раннем Средневековье тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета выразилась, в частности, в формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего – в самых различных областях науки и техники.

В науке Нового времени можно наблюдать иную тенденцию – стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Одновременно выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники.

В Новое время научное мышление перестает выполнять служебную функцию по отношению к религии. Но зато тут же попадает в еще более тесные объятия: научное мышление начинает обслуживать инженерию. Именно в конце Средних веков, начале Возрождения формируется новое понятие природы как бесконечного источника сил и энергий (сначала божественных, потом естественных), а также замысел использования этих сил и энергий на основе научного познания устройства и законов природы.

Настоящими пионерами в области инженерии были Галилео Галилей (1564-1642) и Христиан Гюйгенс (1629-1695).

Галилей показал, что для использования науки в целях описания естественных процессов природы годятся не любые научные объяснения и знания. Еестественнонаучная теория должна описывать (моделировать) поведение идеальных объектов, но таких, которым соответствуют определенные реальные объекты.

Какая же идеализация интересовала Галилея? Та, которая обеспечивала овладение природными процессами, то есть: во-первых, хорошо их описывала (в научной теории) и, во-вторых, позволяла ими управлять. Последнее предполагает способность предсказывать характер описываемых явлений, создавать необходимые условия, запускать практически.

На творчество Галилея целиком опирается Гюйгенс, но интересует его другая задача – как научные знания использовать при решении технических задач. Фактически он сформировал образец принципиально новой деятельности – инженерной, опирающейся, с одной стороны, на специально построенные научные знания, а с другой – на отношения параметров реального объекта, рассчитанных с помощью этих знаний. Если Галилей показал, как приводить реальный объект в соответствие с идеальным, то Гюйгенс продемонстрировал, каким образом полученное в теории и эксперименте соответствие идеального и реального объектов использовать в технических целях.

Новоевропейское понятие существования неотделимо от естественнонаучного идеала познания и задает реальность, получившую название физической. Начиная с работ Галилея, Х. Гюйгенса, Ф. Бэкона устанавливается взгляд на существование как на то, что «существует в природе» и, с одной стороны, может быть изучено в естественной науке, с другой – создано человеком в соответствии с законами природы.

Таким образом, новое понимание существования неотделимо от творческой, инженерной деятельности человека, точнее, оно расположено на границе двух сфер – естественнонаучного познания и инженерной деятельности. Именно этот идеал привел в конечном итоге к дисциплинарной организации науки и техники. В социальном плане это было связано со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса в обществе.

Сначала наука многое взяла у мастеров-инженеров эпохи Возрождения, затем в XIX-XX веках профессиональная организация инженерной деятельности стала строиться по образцам действия научного сообщества. Специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин, сложившихся в XIX-XX веках в более или менее стройное здание дисциплинарно организованных науки и техники. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования.

 

Итак, можно видеть, что в ходе исторического развития техническое действие и техническое знание постепенно отделяются от мифа и магического действия, но первоначально опираются еще не на научное, а лишь на обыденное сознание и практику.

 

 

65. Основные тенденции в развитии философии техники.
В со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии тех­ни­ки мож­но вы­де­лить че­ты­ре круп­ных на­прав­ле­ния: сци­ен­ти­ст­ское. со­цио­ло­ги­че­ское, ан­тро­по­ло­ги­че­ское и ре­ли­ги­оз­ное. Они ана­ли­зи­ру­ют взаи­мо­связь тех­ни­ки с нау­кой, об­ще­ст­вом. че­ло­ве­ком и ве­рой.

Пер­вое на­прав­ле­ние - сци­ен­ти­ст­ское (от англ. science - нау­ка) воз­ни­ка­ет еще в 70-х го­дах Х1Х ве­ка. Тех­ни­ка рас­смат­ри­ва­ет­ся как прак­ти­че­ская реа­ли­за­ция на­уч­ных зна­ний. Де­ла­ет­ся фи­ло­соф­ский ана­лиз сис­те­мы " нау­ка-тех­ни­ка", про­во­дит­ся гно­сео­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние про­блем тех­ни­ки, тех­ни­че­ско­го твор­че­ст­ва и тех­ни­че­ско­го зна­ния. Тех­ни­ка на­чи­на­ет рас­смат­ри­вать­ся как вся­кий спо­соб че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, при­ме­няю­щий ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния.

Вто­рое на­прав­ле­ние - со­цио­ло­ги­че­ское. Оно ана­ли­зи­ру­ет взаи­мо­от­но­ше­ния тех­ни­ки и об­ще­ст­ва. Это на­прав­ле­ние де­лит­ся на две вет­ви. Пер­вая - тех­ни­цизм ут­вер­жда­ет все­мо­гу­ще­ст­во "на­уч­но-тех­ни­че­ской ра­цио­наль­но­сти", со­вер­шен­ст­во­ва­ние ко­то­рой са­мо по се­бе долж­но раз­ре­шить со­ци­аль­ные и по­ли­ти­че­ские про­бле­мы со­вре­мен­но­го об­ще­ст­ва. Вто­рая- ан­ти­тех­ни­цизм, воз­ник­ший еще в 20-х го­дах ХХ ве­ка. Тех­ни­ка пред­ста­ет как злой ге­ний че­ло­ве­че­ст­ва, ис­точ­ник всех его бед.

Третье на­прав­ле­ние - ан­тро­по­ло­ги­че­ское (от гр.anthropos- че­ло­век). Свою про­бле­ма­ти­ку это на­прав­ле­ние сфор­му­ли­ро­ва­ло еще в 30-е го­ды на­ше­го сто­ле­тия. Тех­ни­че­ская сре­да рас­смат­ри­ва­ет­ся как спо­соб су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­каИс­точ­ник вся­ко­го тех­ни­че­ско­го твор­че­ст­ва оно ви­дит ис­клю­чи­тель­но в дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка как био­ло­ги­че­ско­го су­ще­ст­ва, рас­смат­ри­ва­ет тех­ни­ку как реа­ли­за­цию ка­ких-то ка­честв и спо­соб­но­стей при­су­щих при­ро­де. Че­ло­век та­ким об­ра­зом тех­ни­кой вос­пол­ня­ет свою био­ло­ги­че­скую не­дос­та­точ­ность.

Чет­вер­тое на­прав­ле­ние - ре­ли­ги­оз­ная фи­ло­со­фия тех­ни­ки. Оно яв­ля­ет­ся по­пыт­кой най­ти в ре­ли­ги­оз­ной ве­ре спа­се­ние от тех­ни­че­ско­го пес­си­миз­ма. Ре­ли­ги­оз­ные ин­тер­пре­та­ции тех­ни­ки воз­ник­ли в на­ча­ле ХХ ве­ка и с боль­шей ак­тив­но­стью ста­ли реа­ги­ро­вать на про­ти­во­ре­чи­вые тен­ден­ции на­уч­но-тех­ни­че­ско­го раз­ви­тия и его ам­би­ва­лент­ные по­след­ст­вия. Стре­мяcь ос­мыс­лить на­уч­но-тех­ни­че­ский про­гресс с по­зи­ций хри­сти­ан­ст­ва, это на­прав­ле­ние рас­смат­ри­ва­ет тех­ни­ку как во­пло­ще­ние сверхъ­ес­те­ст­вен­ной сущ­но­сти - бо­га.

 

66. Научно-техническая революция как синтез науки и техники.
Техника гораздо старше науки: первые технические устройства основывались на практическом опыте, а не научных знаниях. Но с возникновением и развитием науки её связь с техникой постепенно укреплялась и изменялась. В развитых странах мира ныне научно - технический прогресс принял революционную форму. Два потока - техническое и научное развитие слились в единый научно-технический поток, получивший название научно-технической революции. Одним из наиболее спорных вопросов при обсуждении проблем научно-технической революции является вопрос о ее сущности. можно определить так: научно-техническая революция есть совокупность взаимообусловленных качественных изменений в науке и технике, ведущих к установлению новой естественно-научной картины мира и к коренному изменению места и роли человека в производственном процессе.

Формирование естественнонаучных предпосылок НТР относится к концу 19 - началу 20 веков, когда классическая механическая ньютоновская картина мира работами Герца, Рентгена, Лебедева, Лоренца, Томсона, Розерфорда, Бора, Пуанкаре, Планка, Эйнштейна была заменена релятивистской механикой, а по существу - новой естественно-научной картиной мира

В 30-х годах нашего века проявляются первые ростки научно-технической революции - новая квантовая теория, волновая механика, начало комплексной механизации производственных процессов, появление первых автоматов, радиолокации, осуществлены деление ядра и цепная реакция. Научные открытия получают быстрое применение. С середины 50-х годов в полной мере развертывается революционная форма научно-техничвеского прогресса как преобладающая форма развития науки и техники.

Все большую значимость приобретают фундаментальные научные исследования как теоретическая основа революционных сдвигов в технологии. Быстрыми темпами начинают развиваться биологические науки, возникает бионика как особая наука о свойствах живых организмов и использовании этих свойств в технике и технологии.

Автоматизация производственных процессов, как следствие передачи нетворческих сторон трудовых функций человека техническим устройствам, выдвигается постепенно в число лидеров технического прогресса. Впитывая в себя новейшие достижения науки и техники, автоматизация качественно меняет место и роль человека в непосредственном технологическом процессе.

С середины 70-х годов 20 века начался новый, современный этап научно-технической революции, плоды которого получили широкое практическое применение. Теперь уже революционные научно-технические изменения охватили все отрасли производства и отрасли науки.

Сущность современного этапа научно-технической революции состоит в качественном повышении наукоемкости техники и технологии, в переходе от материало-, энерго- и трудоемких процессов к материало-, энерго_ и теплосберегающим.

Новый этап научно-технической революции включает в себе не только революционные изменения в науке, но и приоритетные направления современного научно-технического прогресса - электронизацию народного хозяйства, комплексную автоматизацию, компьютеризацию и роботизацию производства, развитие атомной энергетики, новую технологию получения и обработки материалов, биотехнологию. взаимосвязь науки с техникой можно сравнить с двумя поездами - пассажирским (техника) и скорым (наука). Первый из них отправился в путь раньше второго, но второй имеет большую скорость движения. В процессе движения этих поездов вначале техника шла впереди науки, затем они двигались как бы параллельно, а ныне наука идет впереди техники. Но пути движение этих поездов пролегли через широкие социальные просторы.

 

67. Диалектика социального процесса. Техника и культура. Техника и природа.

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА

Куль­ту­ра есть спо­соб дея­тель­но­сти об­ще­ст­вен­но­го че­ло­ве­ка и ре­зуль­тат этой дея­тель­но­сти, ха­рак­те­ри­зую­щие ка­че­ст­вен­ное со­стоя­ние оп­ре­де­лен­ной сту­пе­ни об­ще­ст­вен­но­го про­грес­са.

Пре­ж­де все­го, тех­ни­ка яв­ля­ет­ся важ­ней­шей куль­тур­ной цен­но­стьюКро­ме ду­хов­ной су­ще­ст­ву­ет ма­те­ри­аль­ная часть куль­ту­ры, к ко­то­рой от­но­сит­ся и тех­ни­ка как дея­тель­ность и ее сред­ст­во, во­пло­щаю­щее в се­бе че­ло­ве­че­ские зна­ния. Про­гресс тех­ни­че­ских средств, при­об­ре­те­ние уме­ния и на­вы­ков их ис­поль­зо­ва­ния, их со­вер­шен­ст­во­ва­ние яв­ля­ют­ся важ­ней­шим фак­то­ром раз­ви­тия и функ­цио­ни­ро­ва­ния куль­ту­ры. Тех­ни­че­ский уро­вень не­про­из­вод­ст­вен­ной сфе­ры, ма­те­ри­аль­ных ос­нов ду­хов­ной куль­ту­ры (ме­ди­ци­на, быт, пе­чать, связь, ис­кус­ст­во, об­ра­зо­ва­ние, нау­ка и т.д.) су­ще­ст­вен­но ха­рак­те­ри­зу­ет уро­вень раз­ви­тия куль­ту­ры об­ще­ст­ва.

ка­ж­до­му уров­ню раз­ви­тия куль­ту­ры со­от­вет­ст­ву­ет оп­ре­де­лен­ный уро­вень тех­ни­че­ско­го раз­ви­тия об­ще­ст­ва. Тех­ни­ка воз­дей­ст­ву­ет на все дру­гие эле­мен­ты куль­ту­ры и че­рез сис­те­му об­ще­ст­вен­ных свя­зей и от­но­ше­ний яв­ля­ет­ся ре­шаю­щей до­ми­нан­той куль­тур­но­го про­грес­са, ма­те­ри­аль­ным ос­но­ва­ни­ем всей куль­ту­ры.

Как важ­ней­шая куль­тур­ная цен­ность, ма­те­ри­аль­ное ос­но­ва­ние всей куль­ту­ры тех­ни­ка ин­тег­ри­ру­ет все куль­тур­ные цен­но­сти той или иной эпо­хи в оп­ре­де­лен­ную сис­те­му. Она рас­кры­ва­ет внут­рен­нее бо­гат­ст­во куль­ту­ры, раз­но­об­ра­зие ее со­дер­жа­ния. В этом смыс­ле мож­но го­во­рить о тех­ни­че­ской куль­ту­ре как ха­рак­те­ри­сти­ке куль­тур­но­го по­тен­циа­ла об­ще­ст­ва. Тех­ни­че­ская куль­ту­ра в ка­ж­дый ис­то­ри­че­ский пе­ри­од то­го или ино­го об­ще­ст­ва яв­ля­ет­ся не­отем­ли­мым ком­по­нен­том куль­ту­ры.

Сле­ду­ет ука­зать еще на од­ну функ­цию тех­ни­ки в со­ста­ве куль­ту­рыДви­жу­щей си­лой ци­ви­ли­за­ции яв­ля­ют­ся лю­ди, ко­то­рые при­во­дят в дви­же­ние раз­но­об­раз­ные сред­ст­ва дея­тель­но­сти и глав­ные из них - сред­ст­ва тру­да, тех­ни­ку. Сле­до­ва­тель­но тех­ни­ка (в со­еди­не­нии с че­ло­ве­ком) име­ет пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние в пре­об­ра­зо­ва­нии фак­то­ров куль­ту­ры в фак­то­ры ци­ви­ли­за­ции.

ис­то­рия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва есть про­цесс, где про­шлое, на­стоя­щее и бу­ду­щее на­хо­дят­ся ме­ж­ду со­бой в ор­га­ни­че­ской свя­зи, где но­вые по­ко­ле­ния вос­при­ни­ма­ют опыт про­шлых и за­кла­ды­ва­ют фун­да­мент для куль­ту­ры бу­ду­ще­го. И в этом сво­ем раз­ви­тии че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры тех­ни­ка иг­ра­ет ог­ром­ную роль. Ко­неч­но, не­ма­ло­важ­ное зна­че­ние име­ют и дру­гие куль­тур­ные цен­но­сти, на­при­мер, ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра или нау­ка. Но об­ще­ст­во в сво­ей по­все­днев­ной су­ет­ной жиз­ни име­ет де­ло не с на­уч­ны­ми дос­ти­же­ния­ми, а с их тех­ни­че­ским во­пло­ще­ни­ем. Имен­но тех­ни­ка "це­мен­ти­ру­ет" связь ме­ж­ду по­ко­ле­ния­ми лю­дей. " Технике при­над­ле­жит ре­шаю­щая роль в осу­ще­ст­в­ле­нии и пе­ре­да­че тра­ди­ций. сто­ле­тий поч­ти без из­ме­не­ний.

Че­ло­век дол­жен про­из­во­дить се­бя во всей сво­ей цен­но­сти на ба­зе ус­вое­ния дос­ти­же­ний всех куль­тур­ных цен­но­стей. С этой точ­ки зре­ния куль­ту­ра - это про­из­вод­ст­во осо­бо­го ро­да, глав­ным ре­зуль­та­том ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся сам че­ло­век во всей сво­ей це­ло­ст­но­сти, все­сто­рон­но­сти сво­его об­ще­ст­вен­но­го су­ще­ст­во­ва­ния. В этом про­цес­се "про­из­вод­ст­ва че­ло­ве­ка" пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние при­над­ле­жит тех­ни­кеНа­прав­лен­ная на раз­ви­тие че­ло­ве­ка, тех­ни­ка при­об­ре­та­ет гу­ма­ни­сти­че­ский смысл.

 

ТЕХНИКА И ПРИРОДА

Человек связан с природой посредством техники как орудием его деятельности. Он создает технику как форму и средство деятельности на основе познанных природных закономерностей. Наконец, техника выступает социальным средством творчески преобразующей деятельности общества..

Развитие общества и человека органически связаны с природой.

Человек связан с природой не только генетически, но и функционально, он в процессе своей деятельности использует силы и вещества природы посредством создаваемых для этого технических устройств. Именно при помощи техники человек создал искусственную и нужную ему среду обитания, производит материальные и духовные блага, весь массив культурных ценностей. Все эти факторы жизнедеятельности человека сплелись в один клубок. Поэтому "мы должны считаться с тем, что техника, человек, природа и культура являются узловым пунктом в тесном cплетении связей, определяемыми только в их отношении друг к другу" (6, 245).

Соотношение человеческой деятельности с существующими политическими режимами, культурой и природой породило целый ряд глобальных (от фр. global - всеобщий) проблем, т.е. проблем, которые в той или иной степени касаются всего человечества и могут быть решены совместными усилиями всеобщего сообщества наций независимо от характера социальных систем в которых существуют эти нации. Сердцевиной одной из главнейших глобальных проблем современности, так называемой экологической проблемы - является результат воздействия технического развития человечества на естественную среду его обитания - природу.

человек противостоит природе: он использует силы и вещества природы, преобразовывая их, приспосабливая к удовлетворению своих потребностей и тем самым нарушая естественные природные процессы, воздействуя на определенные природные явления. В результате этой активно преобразовательной деятельности человека и общество в целом окружает не только естественная (гео- и биосфера), но и искусственная природа - созданные человеком неодушевленные предметы и искусственные живые организмы. Эту искусственную природу называют по разному - ноосферой (В.И.Вернадский), техносферой (Станислав Лем), второй формой объективной реальности (Ю.А.Жданов) и т.д. Важно одно: создание этой "второй природы" есть результат творческой деятельности человечества при помощи техники.

Действительно, диалектически противоречивое единство во взаимодействии общества и природы обеспечивается материальным производством людей при помощи техники. Именно в ходе технико- производственной деятельности людей разрешается противоречие между природой и обществом. Именно эта деятельность обеспечивает освобождение людей от влияния могучих стихийных сил природы.

Применяя силы природы против сил природы человек, по словам К.Ясперса, господствует над природой посредством самой природы.

в процессе эволюции взаимоотношения человека и природы происходили качественные изменения в технических средствах воздействия человека на природу, которые выразились в ряде технических революций: переход от каменных орудий к бронзовым и дальше к железным, от собирательства к земледелию, от ветряных машин к паровым, от использование энергии паровой машине к использованию электрической, а потом и атомной энергии и т.д. Все эти и подобные им технические, а позже научно-технические революции являлись поворотными пунктами на длительном пути утверждения господства человека над природой. На протяжении этого длительного исторического пути человек постоянно вступал в диалог с природой посредством техники. В этом случае техника выступает как фактор противоположный природе, как ее антипод. Воздействуя на природу техника выполняет свою основную функцию - "преобразовать природу в мир человека в соответствии с целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний" (6,393).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 285 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2507 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.