Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћатериализм и идеализм в философии




¬ философии в зависимости от решени€ ее основного вопроса выдел€етс€ два направлени€ - идеализм и материализм. »х противоположность фиксируетс€ самыми разными мыслител€ми, хот€ сам вопрос - вопрос об отношении мышлени€ и быти€, сознани€ и материи, духа и природы - большинством философов не формулируетс€ в качестве основополагающего.

–ассмотрим подробнее эти две концепции.

ћатериализм. ќдним из важных философских пон€тий €вл€етс€ пон€тие материального. —овокупность всего материального называетс€ в философии материей. ћатери€ - это предельно широкое пон€тие, название. Ћюбой предмет окружающего мира €вл€етс€ разновидностью или формой материи. “аким образом, матери€ существует не в виде какого-то определенного предмета, а в виде огромного и даже бесконечного количества своих форм. ћатерики и океаны, планеты и звезды, растени€ и животные - это все различные формы материи.

ќдним из важных философских вопросов €вл€етс€ проблема происхождени€ материи. ¬ зависимости от ответа на этот вопрос можно выделить несколько глобальных представлений о мире.

ѕервое из них называетс€ материализмом. ћатериализм - философское мировоззрение, в соответствии с которым матери€ (объективна€ реальность) €вл€етс€ онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (пон€ти€, вол€, дух и тому подобное) - вторичным (результатом, следствием).

–азвитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого еЄ возникновени€ и встретить повсюду в истории философии. ћатериализм существовал задолго до по€влени€ марксистского его варианта.

¬ античности еще ‘алес ћилетский считал, что все возникает из воды и в неЄ превращаетс€. Ќаиболее последовательно проводили материалистическую линию ƒемокрит, Ёпикур и Ћукреций  ар. ƒл€ античного материализма, особенно дл€ Ёпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обсто€тельствах.

Ѕурного расцвета материализм достигает в эпоху французского ѕросвещени€ (ѕ. √ольбах, ƒ. ƒидро), но он в этот период остаЄтс€ механистическим и редукционистским (то есть, склонЄн отрицать специфику сложного, свод€ его к простому). ‘ранцузские материалисты пон€тие материи отождествл€ли с пон€тием вещества и утверждали, что все материальные тела состо€т из неизменных и неделимых атомов и молекул.

—войствами материи они признавали т€жесть, непроницаемость, фигуру, прот€женность и движение, а под движением понимали перемещение материальных тел в пространстве и движение частиц внутри тел. [3]

ќпредел€ющее вли€ние на европейскую философию он приобретает в XIX веке ( . ћаркс, ‘. Ёнгельс, Ћ.ј. ‘ейербах, ƒ.‘. Ўтраус,. Ѕюхнер, Ё. √еккель, ≈. ƒюринг). —оединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в –оссии (ј.». √ерцен, Ќ.√. „ернышевский и другие) и в «ападной ≈вропе (ћаркс, Ёнгельс). ƒиалектический материализм ћаркса, Ёнгельса и Ћенина, в отличие от всех остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу: матери€ дл€ него - это "Ефилософска€ категори€ дл€ обозначени€ объективной реальности, котора€ дана человеку в ощущени€х его, котора€ копируетс€, фотографируетс€, отображаетс€ нашими ощущени€ми, существу€ независимо от них".

√лавным в философии материализма €вл€етс€ мысль о том, матери€ ниоткуда не вз€лась и никуда не может детьс€, потому что она существует вечно, €вл€етс€ первоначалом мира, самим миром. ћатери€ - это все.

ћатери€ существует на различных уровн€х сложности. —амой сложной и совершенной формой материи €вл€етс€ человеческий мозг, который порождает сознание или мышление. Ћюба€ мысль €вл€етс€ нематериальной. ¬едь ее нельз€ восприн€ть органами чувств, и она не обладает никакими физическими свойствами (ее нельз€ увидеть, потрогать, измерить, нагреть и т.д. и т.п.) ¬се что не воспринимаетс€ органами чувств и не имеет физических качеств называетс€ в философии термином "идеальное", который, таким образом, противоположен пон€тию "материальное". ћысль, следовательно, идеальна, но она - продукт мозга, а мозг - это форма материи. «начит, материальное первично, а идеальное вторично и существует только на базе материального, благодар€ ему и после него. »деальное же вторично и полностью зависит от материального. √де нет мысл€щей формы материи - мозга, там не может быть ничего идеального.

— точки зрени€ материализма матери€ бесконечна не только в пространстве и времени, но также - в своих свойствах или качествах, а значит бесконечно наше познание окружающего мира, и полных знаний о нем, окончательной истины мы не достигнем никогда

ѕротивоположным материализму философским воззрением €вл€етс€ идеализм. »деальное в философии - это все то, что не воспринимаетс€ нашими органами чувств и не имеет физических качеств

»деализм - это термин дл€ обозначени€ широкого спектра философских концепций и мировоззрений, считающих единственно подлинной реальностью чувственно воспринимаемую, а жизненные ценности - свод€щимис€ к телесным вещам и их денежному эквиваленту.

¬ VII - VIII веках философы посто€нно пользуютс€ термином "иде€", но "идеализм" у них встречаетс€ редко. —читаетс€, что впервые он употреблен в статье Ћейбница 1702 г. "ќтвет на размышлени€ Ѕейл€".

»деализм имеет различные, но св€занные между собою значени€, которые могут быть расположены в последовательный р€д по мере углублени€ пон€ти€:

в самом обыкновенном и поверхностном смысле под идеализмом понимают наклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных €влений, то есть к идеализации действительности;

далее идеализмом называетс€ преобладание у кого-либо общих интересов над частными, умственных и нравственных над материальными;

сродный с этим, но более глубокий смысл получает идеализм, когда им обозначаетс€ сознательное пренебрежение реальными практическими услови€ми жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного или духовного пор€дка;

идеализм ѕлатона или идеализм дуалистического типа, основанный на резком противоположении двух областей быти€: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных €влений.

«начительными представител€ми идеализма в философии были также ‘ихте (субъективный идеализм), Ўеллинг (объективный идеализм), √егель (абсолютный идеализм).

√лавным утверждением идеализма €вл€етс€ мысль о том, что —ознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. ќно есть всЄ (точно так же, как и матери€ в материализме). ќно - первоначало мира, которое порождает, создает или творит все материальное, физическое, телесное, чувственное. “аким образом с идеалистической точки зрени€ —ознание первично, а матери€ вторична, она существует только на базе —ознани€, благодар€ ему и после него. “аким образом, все материальное - это про€вление, воплощение или инобытие (ина€ форма существовани€) идеального. —ледовательно, если материалистическое воззрение тесно св€зано с атеизмом, то идеализм, наоборот, близок к религиозным представлени€м.

»деалистическа€ философи€ говорит о том, что человеческое мышление или разум - это мала€ частица мирового —ознани€, котора€ €вл€етс€ как бы "божьей искрой", наход€щейс€ в любом человеке. ѕоэтому познание мира, представл€ющего собой бесконечное —ознание, вполне возможно, ведь в нас представлена его частица, с помощью которой мы можем приобщитьс€ к нему[4].

“аким образом, основные положени€ материализма и противоположного ему идеализма, можно сформулировать следующим образом.

ћатериализм учит, что:

1. ћир материален по самой своей природе, все существующее по€вл€етс€ на основе материальных причин, возникает и развиваетс€ в соответствии с законами движени€ материи.

2. ћатери€ есть объективна€ реальность, существующа€ вне и независимо от сознани€, и духовное существует вовсе не отдельно от материального, а все умственное, или духовное, €вл€етс€ продуктом материальных процессов.

3. ћир и его законы €вл€ютс€ полностью познаваемыми и, хот€ многое может быть непознанным, нет ничего, что по природе €вл€етс€ непознаваемым.

Ёти положени€ материализма противоположны положени€м идеализма. »деализм утверждает, что:

1. ћатериальный мир зависит от духовного.

2. ƒух, или разум, или иде€ может и действительно существует отдельно от материи. (—амой крайней формой этого утверждени€ €вл€етс€ субъективный идеализм, который считает, что матери€ вообще не существует и €вл€етс€, чистой иллюзией)

3. —уществует область таинственного и непознаваемого, "над", или "за пределами", или "позади" того, что может быть установлено и познано посредство при€тии, опыта и науки.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 6891 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

431 - | 403 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.