Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные предпосылки и достижения немецкой классической философии.




Классическая немецкая философия.

План:

1) Основные предпосылки и достижения немецкой классической философии.

2) Философское учение Канта: гносеология и этика.

3) Соотношение системы и метода в философии Гегеля.

Основные предпосылки и достижения немецкой классической философии.

Вторая половина XVIII века – 40-е годы XIX века. Представители: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

Предпосылки:

1) Буржуазные преобразования (экономические, социальные, политические), вызванные влиянием Французской буржуазной революцией 1789-1794 г.

2) Революционные перемены в естествознании (отход от доминирования механики в сторону химии, биологии, немеханически области физики - магнитизм).

3) острейшая борьба свободомыслия с религией.

4) все мировоззренческие проблемы нуждались в переосмыслении. Мир в представлениях граждан той эпохи рассыпался и раскалывался, он пришел в движение. А потому и восприятие его было фрагментарным. Всеобщность, всеохватность происходящего в мире породили потребность в создании универсальных теорий,систем миропонимания, с помощью которых стало бы возможным освоить культуру всей эпохи. Задача такого диапазона соответ­ствует только философии. Но в истории человечества лишь немецкой классической философии удалось не только выдвинуть и осознать подобную цель, но и достичь ее.

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

1.объективный идеализм (Гегель);

2.субъективный идеализм (Кант, Фихте);

3.материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем:

1. повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;

  1. особое внимание уделила проблеме развития;
  2. значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;
  3. взглянула на историю как целостный процесс.
  4. Начала разработку одного из основополагающих методов философского познания – диалектический метод.

2. Философское учение Канта: гносеология и этика.

Гносеология Канта -преодоление недостатков предыдущих установок эмпиризма и рационализма, попытка уяснить значимость как опыта, так и деятельности человеческого разума.

Вся философия Канта подразделяется на два периода:

1) докритический: интерес к естественнонаучным проблемам

2) критический: создание системы трансцендентального идеализма, анализ процесса познания, возможности человеческого разума и его границ.

Процесс познания сводится к трем способностям человека, которые можно рассматривать как три этапа познания:

1)Этап чувственности: восприятиемира через ощущения. Открытие Канта: на этом этапе весь опыт упорядочивается с помощью априорных (т.е. доопытных) форм созерцания - пространства и времени. Человек как бы смотрит на мир через «пространственно-временные очки», которые не предметны. Пространство и время не свойства мира, а изначально присущие сознанию человека способы упорядочивания опыта.

2)Этап рассудка: упорядочивание опыта с помощью категорий рассудка, вынесение суждения о мире.Знание о мире – синтез чувственности и рассудка. Открытие Канта: сознание человека – не пассивная доска, на которой отпечатываются впечатления, а активное, творческое начало, придающее форму чувственным впечатлениям.

3) Этап разума: если рассудок пользуется уже выработанными категориями, то разум создаетсами правила, принципы познания. Он выходит за пределы чувственного созерцания и оперирует чистыми идеями, т.е. идеями сверхчувственной реальности (души, бога, идеального государства, абсолютного добра и пр.), относительно которых невозможен опыт и достоверное знание. Кант критикует такой «чистый разум», который приводит к диалектическим антиномиям – противоречиям между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым. Например, положением, что мир конечен (имеет начало во времени и ограничен в пространстве) и положением, что мир бесконечен (проходит ряд конечных состояний, синтезировать которые не возможно, т.к. нужно выйти за пределы самого мира).

Критикуя разум, Кант обнаруживает его ограничения: 1) невозможно познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»); 2) можно познать лишь явления вещей, т.е. их субъективное видение. Все это называется агностицизмом, т.е. признанием принципиальной непознаваемости мира самого по себе.

Вывод: заслуга Канта в том, что он показал творческую деятельность субъекта познания, показал пределы разума.

Этика Канта строится на идее п рактического разума, который, в отличие от теоретического, чистого разума связан непосредственно с поступками человека, а потому он первостепенен.

По Канту, человек выступает как:

1) Животное, чувственное, несвободное существо.

2) Как разумное существо, личность, обладающая свободой.

В отличие от классической морали, Кант разрабатывает такую теорию поведения человека, которая органически совмещает всеобщее и индивидуальное, мораль и свободу. Человек, если хочет быть человеком, личностью, добровольно должен принять всеобщий моральный закон - категорический императив нравственного сознания. Этот закон «категоричен», т.е. относится ко всем случаям одинаково, а «императив», т.е. он повелевает, он обязателен для исполнения.

Категорический императив гласит: ПОСТУПАЙ ТОЛЬКО СОГЛАСНО ТАКОЙ МАКСИМЕ (ТО ЕСТЬ ПРАВИЛУ), РУКОВОДСТВУЯСЬ КОТОРОЙ ТЫ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ МОЖЕШЬ ПОЖЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОНА СТАЛА ВСЕОБЩИМ ЗАКОНОМ (иначе – ­ относись к другому как к цели, и никогда – лишь как к средству).

Нравственность – тождество свободы и долга.

2. Философия Гегеля. Особенностью учения Гегеля является системный дух, подход, по которому часть (например, индивид, исторический факт, закон) становится понятным только исходя из целого, к которому она принадлежит.

Основные идеи:

  1. Объективный идеализм – учение, согласно которому первичным началом мира (в том числе материального) является независимое от воли и разума человека безличное духовное начало – Абсолютная идея (или Мировой дух, Мировой разум).
  2. Абсолютная идея не статична, она все время находится в поступательном, последовательном и закономерном движении, проходит ступени:

· Ступень логики (тезис): разум предстает как чистая, абстрактная идея.

· Ступень природы (антитезис): разум воплощается в предметных формах – в природе, государстве, социальном устройстве.

· Ступень духа (синтез): Мировой разум через человеческий разум, через объективные формы человеческого общества (государство), через искусство, религию и философию познает себя в понятиях, становится абсолютным. Так происходит спиритуализация (одухотворение) материи.

  1. Разработка диалектического метода – способа познания мира в неком единстве и развитии. Диалектика есть теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий.

Гегель открывает три закона диалектики, которые позднее сформулировал Энгельс:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 6245 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.