Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Категории диалектики как необходимые логические ступени исследования объективных сторон и структурных связей сущего.




Категории – это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии. О мире в целом, об отношении человека к миру мы мыслим категориями.

Категории формировались в сознании по мере того, как человек миллиарды раз сталкивался и учитывал реальные причинно-следственные, пространственно-временные отношения вещей, их качественную и количественную стороны. Логические категории являются формами мысли и определениями бытия.

Являясь результатом отражения мира в процессе его практического преобразования, категории становятся средством познания действительности с целью ее дальнейшего более широкого и глубокого преобразования. Следовательно, категории играют большую методологическую роль в науке. Без них невозможно научное мышление ни в одной области знаний.

Каждая из категорий отражает какой-либо общий закон, принцип бытия, а все вместе они охватывают мир как целое. Единая система категорий отражает единство мира, всеобщую связь, взаимодействие и развитие вещей.

Порядок расположения категорий основывается на учете возрастающей сложности объективных связей и движения познания от простого к сложному.

Категории диалектики - это ступени, узловые пункты познания мира, в которых отражаются взаимосвязь, взаимопереходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления.

К ним относятся также понятия, такие как:

1. причина и следствие;

2. сущность и явление:

3. необходимость и случайность и др.

 

24. Диалектические категории единичного, особенного, общего. Диалектика единичного и общего, закон их объективной взаимосвязи.

Единичное. Общее. Особенное. Единичное - это свойства, характеризующие только данный объект.

Единичное есть определенность качества внутри него самого, т. е. его однородность с вещами того же качества, служащая объективным основанием для его количественного математического выражения. С этим связана проблема единицы как основания счета. Единичное есть диалектическая противоположность общего.

Общее - такое понятие, в котором отражаются существенные свойства и признаки присущие целому ряду однопорядковых вещей.

Категория общего - есть отражение реально всеобщего, т. е. объективного единства многообразных явлений природы и общества, в сознании человека. Объективно общее отражается в мышлении в форме системы понятий, определений. Абстрактно общее, выделенное путем сравнения из массы единичных и особенных явлений, играет в познании важную, но ограниченную роль. Особенное - это единство единичного и общего. Обычно особенное рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и всеобщим. Единичное, общее и особенное - это соотносительные категории, отражающие взаимопереходы отражаемых объектов и процессов.

25. Сущность и явление, содержание и форма их диалектика и закономерности объективной взаимосвязи.

Сущность и явление – категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление – то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству – к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

Сущность и явление – универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории Сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и я. не означает их совпадения, тождества.

Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития.

Содержание, структура и форма. Содержание - вся совокупность свойств, сторон и признаков объекта. Структура - это понятие, обозначающее совокупность устойчивых, внутренних связей некоторого объекта, условие его существования. Структура входит в содержание объекта. Форма - это способ выражения и существования содержания.

 

26. Категории части и целого. Понятия структуры, системы (системного объекта), их методологическое применение в анализе языковых явлений.

Часть и целое. Система и элемент.

Система - такая целостность, в которой каждый элемент взаимосвязан с другими элементами, занимает определенное место и выполняет определенную функцию.

Элемент - это составляющая системы, которая взаимосвязана с другими составляющими системы, занимает определенное место и выполняет определенную функцию. Часть - это такая составляющая целого, которая несет в себе все признаки и свойства данного целого. Целое - это совокупность частей. Целое может быть системой или механической целостностью. Система состоит из элементов, механическая целостность - из частей. С точки зрения диалектики, каждая вещь представляет собой целостную систему связей и отношений между элементами, характеризующуюся рядом свойств:

1) системе как целому присущи новые свойства по сравнению со свойствами составляющих ее элементов;

2) определить характеристики элемента можно только тогда, когда он рассматривается как часть данной системы, так как он теряет их, если выходит за рамки этой системы;

3) данная система обусловлена, в свою очередь, составляющими ее элементами;

4) между элементами системы существуют отношения взаимозависимости и соподчинения, при этом система характеризуется связями разного рода: генетическими, функциональными и т.д.;

5) в системе выделяется определяющий тип связи, образующий ее структуру, которая обеспечивает устойчивость системы.


27. Категории причины и следствия. Диалектика и синергетика о детерминации линейных и нелинейных процессов.

Причина и следствие – категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области общественных наук причины отличаются от поводов – процессов, способствующих их проявлению.

Знание причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей и процессов объективного мира.

Трансформацию представлений о развитии привнесла синергетика (источник развития самоорганизующейся системы – не противоречие, а кооперативное, согласованное взаимодействие между её элементами). Случайность становится для такой системы не столько формой проявления необходимости, сколько инициатором возникновения последней.

Сам термин имеет древнегреческое происхождение и означает содействие, соучастие или содействующий, помогающий. Следы его употребления можно найти еще в исихазме - мистическом течении Византии. Наиболее часто он употребляется в контексте научных исследований в значении: согласованное действие, непрерывное сотрудничество, совместное использование.

1973 г. – год выступления немецкого ученого Германа Хакена на первой конференции, посвященной проблемам само-организации, положил начало новой дисциплине и считается годом рождения синергетики. Он обратил внимание на то, что корпоративные явления наблюдаются в самых разнообразных системах, будь то астрофизические явления, фазовые переходы, гидродинамические неустойчивости, образование циклонов в атмосфере, динамика популяций и даже явления моды. В своей классической работе «Синергетика» он отмечал, что во многих дисциплинах, от астрофизики до социологии, мы часто наблюдаем, как кооперация отдельных частей системы приводит к макроскопическим структурам или функциям. Синергетика в ее нынешнем состоянии фокусирует внимание на таких ситуациях, в которых структуры или функции систем переживают драматические изменения на уровне макромасштабов. В частности, ее особо интересует вопрос о том, как именно подсистемы или части производят изменения, всецело обусловленные процессами самоорганизации. Парадоксальным казалось то, что при переходе от неупорядоченного состояния к состоянию порядка все эти системы ведут себя схожим образом.


28. Диалектика необходимого и случайного, возможности и действительности, законы их объективной взаимосвязи, понятие «разумной действительности».

Необходимость и случайность – категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. При определенных условиях необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития; выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.

Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления необходимости и дополнение к ней.

Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса, полностью ими детерминирована в данном отношении, характеризуется строгой однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь же причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе связей и одновременно вызывать случайности на др. уровне или в др. системе связей.


29. Сознание как форма отражения действительности человеком: его сущность, системная природа, структура и функции. Стратегии исследования сознания в современной философии.

Сознание— традиционно — одно из фундамен­тальных понятий философии, психологии, социологии, которое противостоит в контексте субъект-объектной оппозиции понятию Бытия как субъективное — объективному. В рамках материалистической традиции понятие «сознание» характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование сознания обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования.

Структура «внутреннего» опыта сознания, 3 уровня:

1. чувственно-эмоциональный: глубинная дорефлексивная основа мышления (связана с непосредственным отражением внеш. действительности);

2. абстактно-дискурсивный: интеллектуальная обработка чувственных данных в соответствии с заданным культурной традицией логико-понятийным и ценностным каркасом. (Свойства и характеристики действительности фиксируется здесь как результат последующих логических операций). Универсальная всеобщность этого уровня конкретизируется в речи и языке как культурных механизмах хранения и передачи информации..

3. интуитивно-волевой (связь чувств и разума в опыте сознания и как результат – уникальность опыта сознания).

Функции сознания:

1. Когнитивная (описывает механизмы воспроизведения и познания свойств действительности);

2. Аксиологическая (конкретизирует иерархию ценностных ориентаций);

3. Регулятивная (выявляет стороны сознания, связанные с поведением и деятельностью человека).

Эти 3 функции выявляют горизонтальные связи человека с миром.

4. Коммуникативная;

5. Целенаправленность.

Диалектико-материалистическая традиция анализа сознания рассматривала его как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимый компонент предметно-практической деятельности человека. Предпосылками становления сознания в марксизме выступают: эволюция свойства отражения, присущего материи, развитие зачаточного интеллекта животных; переход особой ветви гоминид от орудийной деятельности к предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе становления труда потребности в знаковой коммуникации. Феноменологическая традиция в современной западной философии рассматривает сознание и субъективность как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционно-гносеологическом ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку «Я» не может наблюдать самое себя со стороны.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1027 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.