Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мифологическое мировоззрение




Философия является самым поздним в историческом плане видом мировоззрения, возникшим после мифологии, религии и, конечно, обыденного мировоззрения.

Мифология как способ осознания «вечных» проблем индивидуальной и общественной жизни была самой ранней формой мировоззрения, если не считать обыденного мышления. В мифологическом сознании нет чёткого разделения на мир естественный и серхъестественный, оно всегда эмоционально окрашено, являясь формой не только мысли, но и жизни. Миф не объясняет мир, а подтверждает его, придаёт человеку уверенность и силу, связывая между собой смыслы происходящих событий. Он сохраняет традицию в меняющемся мире, не повергается сомнению, ярок и образен.

Формирование обыденного сознания требовало выхода за его рамки и дополнения более широкими картинами и схемами природных явлений. Вероятно, таким образом, складывалась мифологическая форма мировоззрения, для которой характерны:

- антропоморфность (гр. аnthropos - человек + morphe – форма) - рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, которые были у человека, например, ощущения, желания, ненависть, любовь и т. п.

- дескриптивность (англ. descriptive – описательный) – стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур – герои и боги в виде особых людей (например, мифы о Зевсе, Гере, Меркурии и др.);

- синкретизм (гр. synkretismos - соединение, объединение) - слитность, нерасчлененность объективного и субъективного миров, что объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения;

- связь с магией, что свойственно более зрелому первобытнообщинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооруженных начатками научных знаний о теле человека, о животных, растениях.

 

МИФ (от греч. сказание) – создававшиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях; специфический способ систематизации знаний об окружающем мире.

Диапазон ответов на вопрос «Что такое миф?» весьма широк:

· «фантастическое повествование народного происхождения» (20-е гг. ХХ в.);

· «синкретическое отражение действительности в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся вполне реально»;

· «первобытный миф – это простая (упрощенная), образная, объясняющая и предписывающая определенный способ действий схема мира».

В первобытном и традиционных обществах мифы о происхождении Вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о зарождении жизни и явлении смерти, выполняли функции религии, идеологии, философии, истории, науки.

С верхнего палеолита комплекс «миф – изображение – ритуал» образует устойчивую структуру, соединяющую рациональные и внерациональные начала культуры. Эта структура сохраняется на протяжении всей человеческой истории.

Сопоставление мифологических образов – древнейших и более поздних – свидетельствует о том, что мифы периодически подвергаются изменениям. Картина мира постепенно и неизбежно рационализуется, что приводит к «разволшебствлению» мифов.

Представление о священном содержании мира, о его сверхчувственном начале формируется, очевидно, в эпоху появления первых погребений, где обнаружены первые элементарные формы изобразительной деятельности. Вначале первобытный человек не отделял себя от мира, считая мир своим естественным продолжением. С течением времени мир начинает представляться чем-то противостоящим человеку, неизвестностью.

Каждая эпоха, цивилизация, личность живут в пространстве своего мифа. Миф – фундаментальное свойство человеческого сознания, обеспечивающее целостность индивидуума, коллектива – через целостность мировосприятия. Слитность бессознательного и сознательного, мифологического и рационального, эстетического и интеллектуального делает первобытный миф-образ уникальным явлением. Скрепляя воедино практические умения и знания, интересы и потребности, догадки и интуици на грани опыта материального и духовного, миф дает ключ к «пониманию» вещей, формирует пространство внутреннего мира, задает стереотип социального поведения.

Поведение древнего человека, управлявшееся инстинктом, становилось всё более осознанным, требовало осмысленной координации. Так возникало представление о целесообразности, потребность сознательных действий, приведение их в соответствие с намеченной целью.

Для этого было необходимо знакомые факты и ситуации отделить от незнакомых, свести последние к минимуму. Реакция на незнакомое как стрессовое состояние присуща всему живому, начиная с клеточного уровня. Неизвестное, незнакомое – вызов, ответом на который, является формирование человеческого сознания, стремление к познанию, к видению и предвидению.

Разум, открывший будущее, обнажил драму человеческого существования: раньше всего в картину мира вошла смерть. Об этом свидетельствуют первые (поздненеандертальские) погребения, с которыми связаны и первые следы знаковой деятельности. Представления о Начале и Конце принадлежат к числу самых архаических элементов мифа; в этих представлениях уже поставлен вопрос о смысле бытия.

Возникшая на пересечении рационального (запрос) и художественного (ответ) картина мира реализуется в сфере сакрального (миф). Самые ранние образы-мифы относятся к эпохе, когда рациональное неотделимо от сакрального, а сакральное – от художественного. Мифологические образы порождаются не «сном разума», а его сверхактивностью. Только таким, очевидно, только и может быть ответ на запрос, превосходящий возможности разума.

Всякий миф имеет свой период распада (продукты которого со временем так или иначе входят в состав новых мифов). Первоисточником мифа является художественный образ. Переведенный на язык мифа (религии, философии, идеологии), этот образ овладевает коллективным сознанием, дает знание будущего и прошлого, ощущение полноты видения, предчувствие свершения, уверенность в успехе одновременно с твердым знанием необходимого и запретного.

Сколь бы ни был проницателен разум, он теряет почву там, где кончается сфера опыта и остаются требующие ответа вопросы. Здесь начинается суверенная область мифа.

Для человека, живущего в условиях индустриальной цивилизации, существует четкое разделение между обыденным и сакральным (священным). В первобытном обществе эта граница размыта либо вообще отсутствует, поэтому в мифе производилась систематизация, позволяющее «дать всякой вещи точное измерение», вычислить ее координаты, предсказать ее местоположение. Таким образом предпринималась попытка сделать неизвестное известным – и, что отличает научное знание, дать способ удостовериться в этом опытным путем.

В отличие от современного – абстрактного, «пустого», условного – пространства, существующего независимо от находящихся в нем вещей и от времени, пространство мифа – это абсолютная иерархизированная структура.

В её центре находится священное, и, по мере приближения к периферии, ослабевает действие защитных сил. Это пространство, неотделимое от времени, постоянно и неизменно.

Для первобытного человека изменение существует только как повтор: всякое действие для него есть повторение. Сакральный космос перемещается вместе с группой, общиной. Каждый очаг предстает как алтарь и культовое место.

Центром реальности является селение, дом, очаг, непосредственное окружение. При этом элементы пейзажа мыслятся в образах антропоморфных, о чем свидетельствуют мифы о сотворении пространства из тела первочеловека и названия элементов пейзажа.

Важнейший момент для понимания мифа – повторение. Основной принцип мифологической реальности - повторение, не позволяющее исчезнуть сущности, смыслу. Ритуал есть, в частности, повторение акта сотворения мира, как и каждое действие – повторение перводействия. Ничему новому, никакой инициативе в этой реальности нет места.

При этом все то, что существует или является традицией, нуждается в постоянном воссоздании – ритуале. Орудие, которым человек пользуется, – результат не только его физических усилий, но также и сил мифологических; вместе с тем восход солнца или луны – также результат совершения необходимых ритуальных действий.

Этот тип ментальности, который принято считать первобытным, примитивным, имеет более широкое, чем принято думать, распространение. Сопротивление новому, отказ от инициативы, отношение к миру как к неизменной данности существуют и в современном мире.

Хотя они проявляются в меньшей степени на Западе, чем на Востоке, справедливее было бы говорить о рубеже не столько географическом, сколько культурно-историческом.

Г. Гюсдорф приводит как пример неуязвимости мифологического восточного мышления историю с воздушным шаром, запущенным Наполеоном в Египте с целью наглядно доказать преимущества цивилизации. Тогдашние арабские хроникеры записали, что чужеземные дьяволы пытались покуситься на небо, но монстр был повержен.

Свидетельства главенствующей роли подсознания и, соответственно, снижении активности разума – то, что миф отвечает на вопросы до того, как они поставлены.

Это заставляет согласиться с предположением, что стагнация, в которой находилось до последнего времени большинство традиционных обществ, стагнация первобытной ментальности, вызвана высокой активностью подсознания, блокирующего развитие сознания.

Мифы локализуются в идеологии и религии, выполняя стабилизирующую функцию. В переходные периоды, когда традиционные мировоззренческие структуры оказываются разрушенными, индивидуальное сознание само создает мифы. Постоянное обновление, меняющаяся конфигурация не мешают мифу выполнять его извечную функцию: соединять несоединимое и объяснять принципиально необъяснимое.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 552 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2209 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.