Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Что йога для тебя лично? Какое место в твоей жизни занимают асаны и пранаямы? И как вообще выглядит твоя практика, если она есть.

Денис, что ты думаешь о йоге? Как по-твоему, нужна ли она или не нужна, в каком качестве и количестве? Разделяешь ли ты идею о том, что йога может быть Путем? Что с помощью "Практики" (физической практики асан, энергетического очищения тела и пранаям) можно добиться изменений в сознании или даже "просветлеть"?

Йога – это прекрасный, гибкий, многогранный инструмент. Диапазон его применения колоссален, и продолжает расширяться в новых системах и подходах, но вот что здесь неизменно, так это то, что йога всегда была, есть и будет лишь прекрасным инструментом, и не более того. А эффект от применения любого инструмента в основном зависит от того, в чьих руках он находится. Гениальный фотограф снимет шедевр даже на мыльницу, а гениальный музыкант сыграет классное соло на самой дешевой гитаре, даже если у нее не будет хватать нескольких струн. Несомненно, хороший инструмент дает больше возможностей для творчества, но само творчество должно присутствовать, оно первично.
То же самое и в йоге. Ключевой вопрос не в том, необходима ли йога, а в том, необходима ли она лично вам. Самураи считали, что меч – это продолжение воина. Йога – это меч. Чем вы хотите его наполнить? Какой аспект своей души вы можете вложить в него? Часто бывает так, что наполнить мы хотим как раз себя, и пытаемся сделать это через всевозможные инструменты. Мы хотим, чтобы йога или профессиональный фотоаппарат скомпенсировали внутренний вакуум и зародили в нас искру творчества. Отсюда такой соблазн видеть в инструментах Путь. Но Путь, построенный от инструментов – это мертвый путь, так как в нем нет сердца. Путь с сердцем всегда очень прост. Он существует тогда, когда вам хватает смелости делать то, что вам интересно здесь и сейчас, когда вы не откладываете это до лучших времен и не спотыкаетесь об отсутствие инструментов.Путь с сердцем строится вокруг действия. Действие всегда имеет четкий фокус, оно направлено на что-то конкретное. Желание передать красоту природы переходит в действие, связанное, например, с фотографированием. Но если вы будете фотографировать просто от скуки, или потому, что это "круто", или потому, что у вас крутой фотоаппарат, скорее всего шедевра не получится.Очень часто у нас оказываются перепутанными цели и средства. Нас гипнотизируют всевозможные инструменты, и мы пытаемся на них построить Путь.Нам нравится йога, и мы пытаемся придумать, к чему бы ее применить. Не понимая собственных желаний, мы просто копируем цели с тех, кто обучает нас средствам. Но цели не поддаются передаче. Желание, интерес, страсть – все это невозможно получить извне. Все эти вещи должны рождаться внутри, и именно они определяют набор инструментов, пригодный для их реализации, а не наоборот. Для чего нам может пригодиться такой инструмент, как йога? Здоровье? Пусть будет здоровье, но здоровье не ограничено применением одной лишь йоги. Тогда вы не йог, а человек здорового образа жизни. На этом пути вы свободны в использовании любых инструментов. Может быть это расширение сознания? Допустим, но тогда в центре вашей галактики находится сознание, его изучение и расширение, а не йога как таковая. Тем более, в вашем конкретном случае расширение сознания может и не быть связано с йогой.Пусть для вас это что-то третье, уникальное, понятное только вам. Но в центре этой штуки должно находиться конкретное желание, конкретная сокровенная страсть. Это и есть тот магнит, который тянет вас к себе, формируя уникальный путь вашего сердца.Как правило, те, кто занимаются йогой, не имеют живого фокуса собственного пути. Обычный двигатель занятий йогой – это желание стать похожим на кого-то из тех ребят, что эффектно выглядят на фотографиях в неестественных позах. И тогда йога становится инструментом на пути самоутверждения, замешанном на подражании. И этот путь создает неудачные копии, и новые копии неудачных копий.

 

 

Что йога для тебя лично? Какое место в твоей жизни занимают асаны и пранаямы? И как вообще выглядит твоя практика, если она есть.

 

Мне интересно тело как живой организм, вместилище жизни и носитель одного из аспектов моего "я". Йоговские упражнения оказывают мощное влияние на тело, поэтому я иногда использую их для изучения взаимосвязи физиологии и энергетики организма, а также для элементарной физической тренировки.

Мой путь – это путь познания жизни на всех уровнях, во всех смыслах. Сюда входит и тело, и сознание, и энергетика, и многомерная пространственно-временная ткань нашего существования. Для меня йога – это один из инструментов, небольшой разводной ключ, который временами пылится где-то в шкафу, а временами всегда под рукой.

Что ты думаешь о преподавании йоги? Почему сам не преподаешь или почему преподаешь то, что преподаешь? Какова твоя мотивация - для чего делишься с людьми? Считаешь ли ты, что помощь со стороны поможет кому-то и в чём? В целом, интересно твоё мнение об Учительстве - будь это учение асанам или работе с сознанием.

Обучение – это процесс взаимного творчества. Как того, кто учит, так и того, кто учится. А это крайне редкое явление не только в сфере йоги, но и вообще в жизни. В основном, имеет место навязывание и подражание, а это очень далеко как от творчества, так и от обучения.Учиться – это целое искусство. Это страстное желание раскрыть себя в новом мире, окунуться в новую среду и родиться в ней в новом качестве. Мы же, как правило, под обучением понимаем процесс форматирования себя под новый шаблон, который придаст нам больше ценности в собственных глазах.Традиционный процесс воспитания в нашей культуре учит только одному: работать из-под палки на результат, без понимания смысла и ценности этого результата. В школе нам говорили: "учись, это пригодится тебе в будущем". А как мы видели тогда свое будущее? Мы хотели быть пожарниками и космонавтами. Если бы нам тогда предложили научиться тушить пожар или выдерживать невесомость, это было бы встречено на "ура", все были бы отличниками. Но нас грузили математикой, литературой и другими предметами, которые мы никак не могли связать с настоящим моментом. А ведь основная творческая задача учителя состоит в том, чтобы эту связь создать.Если бы нас в детстве учили тому, во что мы играли, мы стали бы гениями в этих областях. Подкрепленные процессом обучения, наши игры бы росли вместе с нами, и от игры в пожарников мы бы перешли к игре в монополию или ядерный реактор. Каждый смог бы найти себя в том, что ему интересно, и у нас бы не было непрестижных профессий. Везде трудились бы гении своего дела.

Но вместо этого нас грузили тем, что нам было неинтересно, и мы заучили, впитали этот шаблон поведения: изучать то, что неинтересно, делать из-под палки, имитировать результат, работать ради оценки и бесконечно приспосабливаться к правилам игры, которые для нас непонятны и нелогичны.В итоге мы имеем общество людей с гипертрофированно развитой способностью работать по принуждению и абсолютно неспособных к обучению. Мы похожи на зомби, которые приходят в движение только от внешнего стимула.Мы разучились хотеть и научились точно угадывать действия, которые будут восприняты благосклонно внешним миром. Мы встали на путь получения хороших оценок любой ценой. И мы называем это ответственностью, полностью извращая ее суть. Наша воля заблокирована настолько, что этим словом мы называем нечто прямо противоположное: умение делать то, что мы не хотим. Мы называем "силой воли" внутреннего цербера, который принуждает нас к действию. Но такое действие остается действием из-под палки, и в нем полностью отсутствует воля. Сила воли проявляется в том случае, если вы имеете силу никогда ничего не делать из-под палки. Ваша воля свободна тогда, когда все, что вы делаете, вы делаете с интересом по собственному желанию, на основании собственной свободы воли.На первый взгляд такая жизнь кажется невозможной. У нас куча отговорок, оправданий и преград. Нам кажется, что мир рухнет, если перестанем тянуть лямку принуждения. Но это лишь часть из-под-палочной мотивации. Наши бессмысленные жертвы никому не нужны. Мир вздохнет с облегчением, если мы избавим его от своих одолжений.

 

Наше общество тяжело больно отсутствием живых людей. В нем пересохли меридианы страсти. Оно источает страх и ненависть только потому, что мы ничего не хотим, нам ничего не интересно, мы пусты и заполнены всяким посторонним мусором, который приводит нас в движение. Давление этого ментального мусора мы интерпретируем как собственные желания. Но этот вялотекущий внутренний зуд ничего общего с желанием не имеет. Зуд генерирует сомнения, а желание их отсекает. Желание заряжает энергией, в то время как зуд ее отнимает.Итак, обучение возможно в том случае, когда все участники этого процесса находятся в режиме творчества. Творчество – это очень просто. Это когда вы делаете то, что вас вдохновляет, не откладывая, не раздумывая, не ища отговорок. Вас что-то "прет" - и вы это делаете. Наши желания, находящиеся в фазе нарастания, заряжают нас энергией и ощущаются как прилив интереса и энтузиазма. Если мы пропустили эту волну, не подхватили ее действием и дождались момента, когда желание пошло на спад, мы начинаем терять энергию, ощущаем давление и навязчивую тяжесть.

Отсюда можно вывести простое правило: действовать нужно на восходящем фронте желания (в этой фазе оно ощущается как вдохновение), а когда пик прошел и начался спад, нужно переключаться на что-то другое.Наша жизнь складывается из множества процессов: работа, развлечения, хобби, спорт, общение и так далее. Каждый из этих элементов имеет свои восходящие и нисходящие фронты. Они более-менее цикличны. Если вы любое действие совершаете на восходящем фронте, а когда оно пошло на спад, переключаетесь на ту, активность, которая сейчас набирает силу, вы получаете перманентный творческий процесс во всех своих проявлениях. А это дает колоссальный прилив энергии. Мы же, как правило, фазу вдохновения проводим в тугих раздумьях "делать – не делать", а когда вдохновение уже "испортилось", начинаем тяжело тянуть его за уши в реальный мир. В итоге мы насилуем себя, заряжаем свои действия энергией принуждения, которая отравляет результаты наших начинаний. А ведь радикально изменить все это проще простого: нужно всего лишь соединить свои действия с теми фронтами, которые иду вверх, и легко соскальзывать с нисходящих внутренних "трендов", давая им возможность набраться энергии и снова пойти на подъем. Все это относится и к обучению. Если вы хотите учить и ощущаете в этом вдохновение, то именно ваше вдохновение притянет к вам тех, кому вы, как наставник, необходимы. Если же вы учить не хотите, а хотите зарабатывать деньги, то займитесь лучше этим напрямую. Вы получите гораздо больше удовольствия от бизнеса, чем от преподавания. Очень важно здесь, чтобы всякие "надо" не вклинивались в ваш Путь сердца и не сбивали правильный фокус. Если вы хотите учить, но вам надо зарабатывать себе на жизнь, то это "надо" должно работать на ваше желание учить, а не против него. Для того, чтобы иметь возможность вести занятия в свое удовольствие, вам не нужна бизнес-империя, сеть йога-студий и счета в банке. Как правило, вам достаточно прямой оплаты ваших занятий для того, чтобы быть сытым и иметь крышу над головой. Если же вам, в придачу, захочется иметь бизнес, вы не будете уже привязаны к преподаванию, не будете из вашего вдохновения выдавливать избыточный коммерческий эффект. Вы реализуете его другим, более подходящим способом. В ситуации, когда вы сами учитесь, все еще проще. Если вам что-то интересно, и нужны дополнительные навыки, вы найдете их в том объеме, который для этого необходим. Если вам, для реализации ваших желаний, достаточно усвоить лишь азы какого-то искусства, то эта фаза обучения пройдет легко и интересно, но чем дольше вы будете зависать в этой сфере сверх ваших реальных потребностей, тем большей тяжестью и унынием будет все это для вас обрастать. Что касается меня, когда-то я преподавал йогу, и, кажется, у меня неплохо получалось. Я делал это потому, что йога соответствовала пику моего интереса и творчества. Как только йога стала для меня лишь одним из инструментов, я перестал ее преподавать, и занялся тем, что меня вдохновляло в тот момент. Я уже много лет провожу мероприятия, форматы и темы которых менялись радикально, но все они всегда имеют очень простую и четкую ось – мой интерес. То, что происходит на моих занятиях, на сто процентов соответствует пиковой фазе моего творчества. Мне не интересно давать инструкции – и я их не даю. Мне интересно экспериментировать – и я это делаю. Мне интересны такие же, как я, экспериментаторы и не интересны последователи, поэтому последователи уходят, а экспериментаторы остаются. Да, это не добавляет популярности моим семинарам, но я и не хочу, чтобы они были популярными, а хочу, чтобы они были интересными. Поэтому они интересны мне и другим, таким как я.

4. Как по-твоему влияет городская жизнь на человека, стремящегося к Осознанию? Как влияет она на энергетику, на ум, на сознание и духовный рост? Есть ли для тебя самого разница где жить - в городе или на природе? Ощущаешь ли сам эту разницу? Если нет - как? Если да - как и что делаешь с этим?

Вот мы говорили о человеке и его желаниях: "восходящих" и "нисходящих". В каждый конкретный момент какие-то аспекты нас самих набирают обороты, что отражается в сознании в виде вдохновений, желаний и интересов, в то время как другие аспекты нашей сущности идут на спад. В совокупности все это напоминает волнообразный процесс, с выраженными восходящими и нисходящими фронтами. Действие – это крыло, которым мы можем ловить восходящие потоки и соскальзывать с них, как только они становятся нисходящими. Город – это та же волнообразная совокупность энергетических потоков, часть из которых может подхватить человека, зарядить его энергией и энтузиазмом, в то время как другие потоки оказывают деструктивное влияние, высасывают энергию и ломают личность. Привычка жить из-под палки приводит к тому, что мы подсознательно выбираем тот частотный диапазон городской энергетики, который несет в себе насилие, конфликт и подавление свободы проявлений. И тогда город становится проблемой, местом уныния и депрессии. В общем, все зависит от того, к каким потокам подключены ваши действия, мысли и чувства. Каждый город – это большая жизнь. У города свой характер, свой дух, своя личность. Если ваши воля и дух свободны, вы можете чувствовать дух города, можете "разговаривать" с ним. И тогда город отвечает вам, подхватывает вас как пушинку и раскрывает свои тайны. Существуют города более или менее гармоничные. Есть такие, которые переживают не лучшие времена. Их энергетическое тело больно неэффективной инфраструктурой, перенаселением и плохой экологией. Такие города остро нуждаются в любви и сострадании, им нужен здоровый "собеседник", способный поделиться с ними квантом гармонии, но мы обычно закрыты и относимся к таким городам с ненавистью и раздражением. Но послушайте, если вы так не любите этот город, отправляйтесь жить в другое место, избавьте его от своего нытья, и он вздохнет с облегчением. А если вы все же живете здесь, то это ваш выбор, ваше желание. Живите с осознанием своего выбора жить именно здесь, и город повернется к вам совсем другой стороной. Города больны людьми, глухими к собственным желаниям, озабоченными приспособлением к внешней агрессивной среде, поиском соответствия ее стандартам. Города изъедены завистью и "лузерством", пустыми мечтами и подавленными желаниями. Слишком много разочарования и страха. Но, тем не менее, всякий город полон энергии, он генерирует ее с избытком, и если вы живете на восходящих энергетических потоках города, вы становитесь его редкой здоровой клеткой, и он начинает генерировать энергию специально для вас, ведь вы его здоровая часть, его друг и хороший собеседник. В отличие от городов, природа совсем другая. Если город похож на человека, то в природе нет ничего человеческого. Дух природы древний до головокружения и одновременно юн как младенец. Вы, как личность, ничто для природы. Ваше тело безоговорочно принадлежит ей, что бы вы об этом ни думали. Сливаясь духом с природой, вы понимаете, что вас просто нет, и никогда не было, а есть лишь она, непостижимая, завораживающая, многогранная. Что касается меня, мне нравится дружить с городами и растворяться в природе. Я городской житель, потому что сейчас это максимально соответствует моим интересам и вкусам. Город – среда для моего творчества, поэтому я живу там, где живу. Мне нравятся города, которые любят природу, в которых есть парки и бульвары, зеленые дворики и уютные кафе. При этом я обожаю природу и провожу на природе больше времени, чем средний городской житель. Таков сейчас идеальный баланс для меня, и я ему безоговорочно следую.

 

Что для тебя, как человека, тонко отслеживающего влияние внешнего на внутреннее, есть музыка, кино, и другие виды искусства? Что они дают человеку и что забирают? Как они воздействуют на сознание и для кого будут полезны, а для кого вредны?

 

Давайте все это объединим в одном слове - "культура". Культура – это наша среда. Мы плаваем в ней как рыбки в аквариуме, дышим ею как воздухом. Границы культуры – это границы нашего сознания. Выход за культуру – это выход за границы сознания. Штука интересная, но нетривиальная. Все то время, которое мы проводим в сознании, мы проводим в поле культуры. Культура, как и любое целостное явление, обладает собственным сложноорганизованным энергетическим "телом". В этом теле присутствует широчайший спектр частот и настроений. Из всего этого многообразия я, например, выбираю только то, что дает мне больше энергии и вдохновения, наводит на новые идеи, новые ракурсы восприятия жизни. Другими словами, в качестве пищи для сознания я выбираю только те продукты культуры, которые для меня богаты "калориями" творчества. Все остальное просто пропускаю без внимания. На практике это означает, что я смотрю, слушаю и читаю только то, что меня цепляет, питаюсь только тем, что мне вкусно, участвую только в тех мероприятиях, на которых мне по-настоящему интересно. Такой подход заряжает меня энергией, и это я ощущаю наиболее полезным для себя. Никаких других ориентиров полезности у меня нет. Культура становится разрушительной, когда мы пользуемся ею в противофазе со своим настроением. Как правило, мы забиваем себе голову всякой ерундой только потому, что "нет ничего лучше". Мы смотрим плохой фильм только потому, что не подвернулся хороший. Слушаем плохую музыку только для того, чтобы заглушить тишину. Читаем, едим, развлекаемся всегда невпопад, и все это делаем с чувством вины, вопреки себе. Тогда мы превращаемся в сточную канаву, куда сливается весь культурный мусор. И это высасывает из нас энергию, захламляя мозг обертками без конфет. Хотя, никто не заставляет нас так жить. Делать то, что интересно – что может быть проще? И это работает.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Александр Мелентьевич Волков | Г. Минск, пр-т Дзержинского, 11, оф 740
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-17; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 332 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2493 - | 2164 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.