Каждый человек биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним духовным миром. У каждого конкретного человека всегда есть что-нибудь свое. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.
Одной из важнейших характеристик человеческого существования, которая всегда востребована обществом, является способность к творчеству. Творчество - это всегда созидание нового, неизвестного, это высшее социальное и нравственное предназначение человека, ибо в творчестве раскрываются сущностные силы человека. Творчество следует понимать широко не только как художественную и научную деятельность, но и как реализацию всех созидательных потенций человека в сфере духовной и материальной.
Для того чтобы возникло новое, необходимы внутренние и внешние условия: внутренние условия - это наличие способностей, таланта, выражающихся в умении самостоятельно мыслить, индивидуально по-своему трансформировать увиденное, прочитанное, услышанное, сделанное; уметь увлечься проблемой с верой в успех. Внешние условия - это наличие востребованности этого нового со стороны окружающей среды - в частности, в виде социального заказа. Необходимо также, чтобы общественное требование было принято и осознано творцом как личная потребность и необходимость. В сегодняшней жизни по мере усложнения общественных отношений, развития научно-технического прогресса вырастают возможности для проявления творческих способностей человека
Концепция историцизма и открытого общества. Во второй половине 30-х и первой половине 40-х гг. Поппер, не прекращая свои исследования по проблемам логики и методологии естественнонаучного знания, большое внимание уделил разработке вопросов философии и логики гуманитарных наук. Результаты этих исследований были представлены в двух его книгах — «Нищета историцизма» и «Открытое общество и его враги». Журнальный вариант «Нищеты историцизма» был опубликован в 1944 и 1945 гг., первое книжное издание — в 1957 г., в последующие годы эта книга неоднократно переиздавалась и перепечатывалась; немецкий перевод вышел в 1965 г., в последующие годы было опубликовано несколько изданий и распечаток этого перевода, в некоторые из которых были внесены изменения; русский перевод — журнальный вариант в 1992 г. и в виде книги в 1993 г.
В этих работах Поппер исследует две основные проблемы: он дает логическое опровержение концепции историцизма и подробно описывает суть, основные особенности и пути построения открытого общества. Поппер считает, что социальных исследователей очень сильно заботят проблемы метода и при этом они нередко ориентируются на методы процветающих наук, особенно на методы физики.
В «Нищете историцизма» Поппер предлагает следующую классификацию школ мысли, занимающихся методологией социальных, то есть непреуспевающих наук. Соответственно тому, как они смотрят на проблему применимости методов физики, их можно разделить на пронатуралистические и антинатуралистические. «Пронатуралистические», или «позитивные», — это школы, которые взирают на применение методов физики к социальным наукам с благосклонностью; «антинатуралистические», или «негативные», — это школы, которые считают, что эти методы здесь неприменимы.
Поппер подчеркивает, что тем, кто желает, чтобы разум оказывал большее влияние на общественную жизнь, историцист посоветует изучать и интерпретировать историю с целью обнаружения законов ее развития. Если при этом выяснится, что желательные изменения уже близки, тогда эти желания являются разумными. Если же развитие идет в другом направлении, тогда наши желания оказываются совершенно неразумными — историцисты сочтут их просто утопической мечтой. Активизм оправдан только в том случае, когда покоряется предстоящим изменениям и способствует им.
Таким образом, историцистское пророчество и интерпретация истории должны стать основой любого продуманного и реалистического социального действия. Интерпретация истории является главной задачей историцистского мышления. Все помыслы и действия историцистов обращены к интерпретации прошлого в целях предсказания будущего.