Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные характеристики человеческого общества. Концепции историцизма и открытого общества.




Каждый человек биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним духовным миром. У каждого конкретного человека всегда есть что-нибудь свое. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.

Одной из важнейших характеристик человеческого существования, которая всегда востребована обществом, является способность к творчеству. Творчество - это всегда созидание нового, неизвестного, это высшее социальное и нравственное предназначение человека, ибо в творчестве раскрываются сущностные силы человека. Творчество следует понимать широко не только как художественную и научную деятельность, но и как реализацию всех созидательных потенций человека в сфере духовной и материальной.

Для того чтобы возникло новое, необходимы внутренние и внешние условия: внутренние условия - это наличие способностей, таланта, выражающихся в умении самостоятельно мыслить, индивидуально по-своему трансформировать увиденное, прочитанное, услышанное, сделанное; уметь увлечься проблемой с верой в успех. Внешние условия - это наличие востребованности этого нового со стороны окружающей среды - в частности, в виде социального заказа. Необходимо также, чтобы общественное требование было принято и осознано творцом как личная потребность и необходимость. В сегодняшней жизни по мере усложнения общественных отношений, развития научно-технического прогресса вырастают возможности для проявления творческих способностей человека

Концепция историцизма и открытого общества. Во второй половине 30-х и первой половине 40-х гг. Поппер, не прекращая свои исследования по проблемам логики и методологии естественнонаучного знания, большое внимание уделил разработке вопросов философии и логики гуманитарных наук. Результаты этих исследований были представлены в двух его книгах — «Нищета историцизма» и «Открытое общество и его враги». Журнальный вариант «Нищеты историцизма» был опубликован в 1944 и 1945 гг., первое книжное издание — в 1957 г., в последующие годы эта книга неоднократно переиздавалась и перепечатывалась; немецкий перевод вышел в 1965 г., в последующие годы было опубликовано несколько изданий и распечаток этого перевода, в некоторые из которых были внесены изменения; русский перевод — журнальный вариант в 1992 г. и в виде книги в 1993 г.

В этих работах Поппер исследует две основные проблемы: он дает логическое опровержение концепции историцизма и подробно описывает суть, основные особенности и пути построения открытого общества. Поппер считает, что социальных исследователей очень сильно заботят проблемы метода и при этом они нередко ориентируются на методы процветающих наук, особенно на методы физики.

В «Нищете историцизма» Поппер предлагает следующую классификацию школ мысли, занимающихся методологией социальных, то есть непреуспевающих наук. Соответственно тому, как они смотрят на проблему применимости методов физики, их можно разделить на пронатуралистические и антинатуралистические. «Пронатуралистические», или «позитивные», — это школы, которые взирают на применение методов физики к социальным наукам с благосклонностью; «антинатуралистические», или «негативные», — это школы, которые считают, что эти методы здесь неприменимы.

Поппер подчеркивает, что тем, кто желает, чтобы разум оказывал большее влияние на общественную жизнь, историцист посоветует изучать и интерпретировать историю с целью обнаружения законов ее развития. Если при этом выяснится, что желательные изменения уже близки, тогда эти желания являются разумными. Если же развитие идет в другом направлении, тогда наши желания оказываются совершенно неразумными — историцисты сочтут их просто утопической мечтой. Активизм оправдан только в том случае, когда покоряется предстоящим изменениям и способствует им.

Таким образом, историцистское пророчество и интерпретация истории должны стать основой любого продуманного и реалистического социального действия. Интерпретация истории является главной задачей историцистского мышления. Все помыслы и действия историцистов обращены к интерпретации прошлого в целях предсказания будущего.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 650 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.