Вопрсос 4.
Фил-фия эпохи Средневековья.
Периодизация:V-XV вв.
Территориально:Средневековая Западная Европа,Арабская государственность этого периода.
Божество-первооснова мира.
Античное наследие:Аристотель,Платон.
Платон: «Идея первична»,(чувственное восприятие мира).
Два больших направления эпохи Средневековья
Патристика Схоластика
Совокупность теологических, систематическая средневековая
Философских,политико-социологических философия,сконцентрированная
доктрин христианских мыслителей. вокруг университетов и
представляющая собой синтез
христианского богословия и логики
Аристотеля.
Формируется учение о божественном создании мира,о божественной сущности человека,которая базируется на его постижении Бога.
Бог-наивысшая реальность.
Вера-высокоразвитое чувтство.
Плодотворными для развития философии следует признать ряд положений, высказанных богословом Фомой Аквинским. Это прежде всего его идеи о сущности и существовании, признании за наукой способности к объяснению закономерностей мира, утверждение об отсутствии между наукой и верой противоречий, убеждение в том, что источником человеческого познания является не причастность к божественным идеям, а человеческий опыт, чувственное восприятие мира.
В целом можно сказать, что в эпоху Средневековья, когда влияние церкви на все сферы общественной жизни было велико как никогда, сосуществование, а порой и благотворное взаимовлияние религии и философии не прекращалось.
Билет 5.
Фил-фия Нового времени.
Периодизация: XVII-XIX вв.
Точка отсчета:череда буржуазных революций,мир переходит к капитализму.
Главный ориентир в эпоху Н.в.-наука(естественные,точные,экспериментальные).
Переход от онтологии к гносеологии (гносеология-познавательный процесс).
Философия становится «царицей» наук.Фил-фия становится методом познания других наук.
Фрэнсис Бэкон-«Фил-фия становится светильником».
Ф.Бэкон-родоначальник получения теоретических знаний на основе опыта.(эмпирический способ).
Рене Декарт развивает учения Бэкона.Декарт получал знания рационально-логически,от общего к частному.
Философия распыляется на др. науки,но осталось и подлинное течение философии.
Корни философии Нового времени
-Формирование капиталистических производственных отношений.
-Появление и развитие новой социальной структуры, связанной с новым способом производства.
-Секуляризация общественной и частной жизни.
-Пантеистические тенденции в философии позднего средневековья и Возрождения.
-Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.
Черты философии Нового времени
-Преобладание гносеологической проблематики над онтологической.
-Отчетливо выраженный интерес к методологии научного познания.
-Рационализм и антропоцентризм как основания философствования.
-Просветительская направленность.
-Критика религии и теологии.
Основные проблемы философии Нового времени
-Условия и границы обыденного, научного и философского познания.
-Проблема истины в познании.
-Чувственное и рациональное познание, их соотношение
-Природа методов научного познания.
-Классификация наук.
-Соотношение единого и многого в субстанции.
-Природа государства и права.
-Влияние культуры на развитие человека Культурное и природное в человеке.
Билет 6.
Немецкая классическая философия.
Классическая немецкая философия
Классическая немецкая философия представляет собой преемственный ряд философских учений Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, в которых получила дальнейшее развитие и решение центральная проблема рационалистической философии - проблема тождества объекта и субъекта.
Оригинальность подхода немецких философов к этой проблеме состоит в том, что она была трансформирована в проблему тождества субъекта и объекта и решалась в рамках идеалистической традиции.
Немецкая классика считается вершиной западной философии и одновременно - началом кризиса её основополагающего принципа рационализма. Исторические рамки этой философии - вторая половина 18 века - первая треть 19 столетия.
Культурно исторические предпосылки немецкой философской классики:
-Своеобразие немецкого менталитета.
-Предрасположенность немецкого духа к занятиям философией;
-Европейское и немецкое Просвещение;
Становление и развитие буржуазных отношений в окружающих Германию странах.
Теоретические предпосылки Классической немец.фил-фии:
-Рационализм Р.Декарта.
-Скептицизм Д.Юма.
-Открытия в естествознании того времени;
-Французский материализм 18 века.
Этапы развития классической немецкой философии:
-Формирование предпосылок КНФ - начало XVIII века.
-Философская деятельность И.Канта. Формулировка проблемы тождества субъекта и объекта.
-Развитие идеи активности субъекта в философии Фихте.
-Система трансцендентального идеализма Шеллинга.
-Решение проблемы тождества объекта и субъекта в системе абсолютного идеализма Гегеля;
-Послегегелевская философия в Германии в 30-50-е годы XIX-го столетия.