Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Язык как философская проблема




1) Язык как знаковая система

В качестве многоаспектного феномена язык выступает предметом изучения различных теоретических дисциплин: лингвистики, логики, психологии, культурологии. В своей универсальной постановке проблема языка является исконным предметом философии.

Язык – это система знаков, которыми пользуется человек для трансляции и оформления сознания. Знак – Это свойство языка, благодаря которому язык способен быть: средством выражения мысли, средством общения, частью социальной организации и культуры; неявным «образом мира».

Ф. де Соссюр характеризовал языковую реальность как единство противоположных сторон: знака и значения, языка и речи, социального и индивидуального. Таким образом, Все языковые явления всегда функционируют как знаки. Благодаря этому мир предстает как универсум знаковых моделей.

2). Язык как социокультурный феномен

Функции языка: коммуникативная – средство общения, на это обращал внимание создатель структурной лингвистики Ф. Соссюр, считавший, что язык- это систематизированная совокупность правил, необходимых для коммуникации); коммутативная – средство выражения, фиксации результатов познания, хранения информации; экспрессивная-- средство выражения чувств; сигнификативная – средство обозначения, когнитивная – средство познания, информационно-трансляционная – средство передачи информации.

Язык – явление общественное. Он стихийно становится вместе с социальностью, челов. коллективом. В нем задаются и отражаются требования социальности. В качестве средства общения язык обладает универсальностью своих выразительных возможностей и общностью своих значений.

3). Язык и мышление

Язык и мышление – двуединый процесс. Маркс: «Язык – непосредственная действительность мысли». Мысль не просто одевается в звуковую оболочку, а совершается в слове. Здесь подчеркнут сложный многоступенчатый характер мыслительно-речевой деятельности.

Мысль выступает более простым образованием, чем язык, и способна двигаться вне и поверх знаков. Тот факт, что мышление манифестируется посредством многочисленных языков, существенно отличающихся друг от друга послужил основанием теорий, согласно которым язык явл. определяющим по отношению к мышлению. В живом процессе общения имеются смысловые всеобщие для сознания моменты: передается предметная информация, выражается оценка, содержится обращение.

Проблема взаимосвязи языка и мышления дискуссионная.

Вербальная теория (С.Рубинштейн) связь между языком и мышлением неразрывна. Авербальная теория отрицает жесткую связь между мышлением и языком. Современные исследования вопроса о соотношении языка и мышления закрепляют определяющую роль за мышлением. Язык представляет собой относительно самостоятельное явление, обладающее внутренними законами и собственной организацией.

Слово есть средство мыслительного процесса и отображение его результата.

4). Герменевтика как теория толкования текста

Герменевтика в качестве философского направления воз­никла в середине XX в. Герменевтические идеи обнаружива­ются в учениях разных философов, принадлежащих самым раз­ным направлениям: в философии воли Ф. Ницше, философии жизни В. Дильтея, феноменологии Э. Гуссерля, экзистенци­альной онтологии М. Хайдеггера. Собственно философская герменевтика связывается с именами Ханса Гадамера, Поля Рикера и др. В качестве методики толкования текстов герме­невтика возникла еще в Античности, в XIX в. в учении Фрид­риха Шлейермахера она сформировалась в качестве общегу­манитарного метода, а в XX в. обрела статус философской теории. Философская герменевтика сконцентрирована на онтологической и гносеологической проблематике.

Основные понятия герменевтики — текст, понимание, диалог и др. Любая культурная и человеческая реальность рассматривается как текст, который должен быть прочитан и понят. Понимание — постижение смысла культурных явлений и событий.

Понимание – определенный способ бытия, бытия «здесь и теперь». Успешность межчеловеческой коммуникации, ориентация в наличной ситуации – все это предполагает в качестве своей основы некоторую понятийность истолкованность. Не познание порождает потребность к пониманию, а напротив, потребность в понимании ведет к познанию. Герменевтика ставит проблему понимания в онтологическом ракурсе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 753 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.