Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мировоззренческие параметры профессиональной деятельности.




Вся жизнь человека, его поведение и деятельность (во всех её формах) так или иначе связаны с мировоззрением личности. Вспомним, что мировоззрение представляет собой совокупность взглядов человека на мир и своё место в нём, и его центральным вопросом является отношение человека к миру. Эти взгляды могут быть как стихийными, так и осознанными: если в первом случае они находятся преимущественно на уровне обыденного сознания, то во втором – поднимаются зачастую до теоретического уровня, приобретают – в той или иной мере – научный характер. В любом случае мировоззрение есть довольно сложное духовное образование, в котором выделяют следующие элементы: знания – представляющие собой более или менее достоверные сведения о мире; убеждения – знания, как бы прощупанные через личный опыт человека, соотнесённые с ним. Убеждение есть такое знание, в истинности которого человек уверен, хотя часто убеждения могут быть объективно ошибочными, основанными на заблуждениях; ценности – идеи, представления, знания и т. п. которые наиболее важны и значимы для человека и которыми он руководствуется в жизни; идеалы – некие высшие цели, совершенные образцы, к которым человек и человечество обычно стремятся, но которые, как правило, реально недостижимы: в мире нет «идеального общества», «идеальных людей» и пр. Одним из наиболее значимых явлений, которые человек часто «просматривает» через призму своего мировоззрения, выступает его профессиональная деятельность (труд), её смысл и ценность. Очевидно, что отношение личности к свой профессии во многом определяется той оценкой труда, которая преобладает в общественном сознании, а она была различной в конкретно-исторические эпохи. В античной Греции физический труд был уделом рабов и ремесленников и считался недостойным занятием для свободного гражданина: его деятельность сводилась к интеллектуальным деяниям в сфере философии, науки, искусства. В эпоху средневековья труд оценивался как своего рода наказание, назначенное когда-то Богом человеку за его грехопадение, а жизнь духовная считалась выше практически-деятельной. В капиталистическом обществе трудолюбие и предприимчивость, напротив, были провозглашены (прежде всего, в этике протестантизма) высшими добродетелями человека, а труд стал рассматриваться как атрибут его бытия. И сегодня любая профессиональная деятельность (и практическая, и интеллектуальная) считается не столько формой самореализации, сколько сферой для обеспечения человеческого существования. Ещё К. Маркс отлмечал, что «никто не может сделать что-нибудь, не делая это вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей». Другое дело, что эти потребности – как источник профессиональной активности личности – не должны сводиться к материальным благам, а главным занятием человека «должна быть сама жизнь, а не производство средств жизни» (И. Джохадзе). Вместе с тем мировоззрение специалиста определяет не только его общую оценку своей профессиональной деятельности, но в значительной мере и её конкретику – те методы, нормы и правила мышления и практических действий, которые он использует в трудовой сфере. Все они, так или иначе, базируются на тех знаниях, которыми владеет специалист, и на имеющемся у него практическом опыте. Наиболее отчетливо уровень культуры деятельности любого специалиста проявляется в стиле профессионального мышления – устойчивой системе принципов, правил и норм теоретико-практического мышления, направляющих и регулирующих трудовую деятельность. Система таких профессиональных регуляторов есть, по существу, конкретное проявление мировоззрения в его деятельности, операциональной форме – здесь работают все его элементы: знания, убеждения, ценности и идеалы. При этом можно обнаружить некоторую зависимость: чем более стандартные, шаблонные задачи решает специалист, тем чаще он обращается к привычным для него эмпирическим знаниям и практическим навыкам; и наоборот, чем более нетривиальна проблема, вставшая перед ним, тем более необходимо ему теоретическое, методологическое и философское знание. Поэтому стиль профессионального мышления складывается из регулятивов различной степени общности и значимости – от специально-практических до научно-теоретических и философских. Роль первых и вторых в профессиональной деятельности очевидна и «прозрачна», поэтому остановимся лишь на философской составляющей культуры специалиста. Подлинный мастер своего дела должен быть по большому счету и своеобразным «практическим философом», т. е. обладать определенной системой философских знаний и уметь применять их для анализа – самых различных ситуаций – житейских, профессиональных, общественных. Поэтому в стиле его мышления должно быть «философское ядро» – комплекс философско-методологических предписаний, ориентирующих специалиста в его активной трудовой деятельности. В различных типах профессионального мышления имеют место некоторые общие философские принципы и установки: принцип объективности требует от специалиста умения непредвзято оценивать реальность, строить стратегию и тактику профессиональной деятельности в соответствии с истинным (объективным) положением вещей, отличать желаемое от действительного и т. п.; принцип всесторонности предполагает стремление учитывать как можно больше свойств и связей объекта своей деятельности, умение выходить за рамки узкоспециализированных представлений, усваивать знания и опыт других профессий и др.; принцип историзма ориентирует на анализ и учет эволюции предмета деятельности, на стремление увидеть в настоящем элементы будущего и наметить тенденции их развития, на умение отказываться от устаревших теоретических догм и практических методов, новаторски подходить к делу; принцип противоречивости нацеливает специалиста на подход к предметам и явлениям как единству противоположных тенденций, свойств и отношений – например, учёт сложного взаимодействия личных и общественных интересов в трудовом коллективе, двойственного влияния научно-технических новаций на устоявшуюся технологию предприятия и т. д.; принцип человекоразмерности требует гуманистического подхода к профессиональной деятельности – её ориентации на посильное решение, прежде всего, человеческих проблем, на предвидение нежелательных побочных последствий активности специалиста, на учёт этических, эстетических, экологических факторов человеческого бытия. Подчеркнём лишь главное – именно философская культура делает профессиональное мышление специалиста творческим, раскованным, критическим, придаёт ему дополнительные «степени свободы» и, в конечном счёте, делает профессионала самобытной личностью, способной к самостоятельному выбору необходимых действий и неординарным решениям стоящих перед ним проблем.


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 348 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2564 - | 2224 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.