Становление на Украине профессиональной философии, как самостоятельной составной части культуры укр. народа, относится к XVII веку и неразрывно связано с деятельностью Киево-Могилянского коллегиума (с 1701 года - академии), назв. так в честь Петра Могилы - выдающегося просветителя и мецената. Фил. традиция К-М академии была представлена такими мыслителями как С.Яворский, Ф.Прокопович, Г.Конисский, И.Гизелъ, И.Кононович-Горбатский, Г.Щербатский. Именно с этого периода фил-ия становится учебной дисциплиной.
Анализируя их философские взгляды, необходимо в первую очередь остановиться на понимании ими предмета философии. В академии обосновывается взгляд на философию как на способ интеллектуального познания человека и природы.
На фил. позиции философов ощутимое влияние оказали такие западноевропейские течения, как гуманизм, реформация и раннее просветительство, своеобразный синтез которых, осуществленный на основе достижений отечественной духовности, обусловил формирование культуры украинского барокко. Начиная с 30-х годов XVII в. и до конца XVIII в. именно культура барокко определяла своеобразие духовной - в том числе философской - жизни большинства украинских мыслителей.
Центральным объектом исследования «барокковой философии» стал современный человек, "героическая личность", которая воплощала в себе идеал, вполне достижимый в реальной, земной жизни. Перед новой философией встает насущная задача дать адекватную трактовку места человека во Вселенной, выявить его связь с природой и определить то особенное, что отличает человека от всего окружающего в переменчивом и бесконечном мире. У киевских академиков превалировал заимствованный из античности подход к человеку как "микрокосмосу", существующему как модель Вселенной, т.е. макрокосмоса. Человек - неотъемлемая часть природы, подчиненная законам последней. Однако, человеку свойственен субстанциональный элемент, который определяет исключительную роль человека в окружающем мире. Это - мышление.
Повышенный интерес к гносеологической проблематике. В курсах психологии и логики большое внимание уделялось характеристике познавательных способностей человека: ощущениям, разуму, восприятию, памяти, представлению, мыслительной деятельности. Особое место в лекциях К-М профессоров принадлежало проблеме связи языка и мышления. Язык рассматривался как искусственная знаковая система, используемая для общения. Значение слова-знака устанавливается через его отношение к предмету, который оно означает.
В учебном процессе К-М академии нашли отражения вопросы, связанные с пониманием свободы и необходимости, свободы воли человека. В отличие от западноевропейской философии, которая отождествляла разум и волю, тем самым понимая свободу как познанную необходимость, киевские академики признавали взаимозависимость и взаимосвязь разума и воли, четко их разделяя. По их мнению, воля не свободна от разума, она воплощает решения разума, который, воспринимая объект или факт, анализирует его, делает выводы и предлагает воле программу действий. Вместе с тем и воля может влиять на разум, а в состоянии сильного аффекта она может и парализовать его, осуществив свой выбор без участия разума.
Звеном, которое соединяет разум и волю является рассудительность, с помощью которой достигается гармония между ними. Если поступок совершается благодаря разуму, который подавляет волю, или, наоборот, путем волевого выбора, противоречащего разуму, то он может быть совершенен физически, но не морально. Внутренняя гармония человека также зависит от реализации избранной жизненной цели. Актуальна проблема смысла жизни, определения ее цели. Эту проблему к-могилянские философы разрешали в двух аспектах, различая "физическую" и "моральную" цели человека. В представлении киево-могилянских академиков "моральная" цель связана с земной жизнью и реализуется через достижение блага в реальном бытии. Благо является общей мечтой всех людей, но у каждого конкретного человека моральная цель своя. Общим благом считалось все, что ведет человека к добродетели. На пути достижения добродетелей человек вынужден постоянно преодолевать такие состояния, которые заставляют его прибегать к крайностям. Истинная добродетель - в золотой середине, но ее соблюдение порождает внутренний конфликт. Однако такое состояние является необходимым элементом жизнедеятельности, ибо вносит в нее борьбу и движение, без чего жизнь не могла бы существовать. Сюда Г. Сковороду