Философия общества
Вопросы:
Понятие природы и общества и их формы взаимодействия;
Основные исторические модели понимания содержания структуры общества;
Движущие силы исторического процесса. Основные концепции его развития;
Факторы исторического развития общества и их классификация.
Литература:
1) Ковалев Александр Митрофанович «Общество как развивающийся целостный организм», Москва МГУ 2007 год;
2) Оруджев Заид Миленович «Способ мышления эпохи», Москва, 2005 год
Содержание данных лекций не соответствует данн. лит-ре..
Понятие природы и общества и формы их взаимодействия.
Рассматривая природу, мы должны, прежде всего, дать ей определение
Природа – совокупность вещей, явлений и процессов, которые существуют не независимо от нашего сознания и подчиняются основным законам естествознания. И в науке природа понимается как в широком, так и в узком смысле.
1) В широком смысле природа – существующее мироздание или наша метагалактика, которая в своем эволюционном развитии породила разум как способность к целенаправленному отражению своего существования. И в этом плане природа действительно является объективной и ее существование абсолютно не зависит о нашего разума: каким бы могущественным человек ни был, он не может повлиять на развитие природы.
2) Второй аспект – в узком смысле природа понимается как внешняя оболочка жизни, которая в своем эволюционном развитии возникла на планете земля и послужила основанию и движущей силой возникновению и развитию общества.
Что касается общества – это совокупность отношений, существующих между взаимодействующих другом с другом индивидами, которые коллективно производят самих себя и условия своего существования.
Суть определения:
1) В обществе, как определенной форме существования материи, невозможно выявить субстрат, или материальную основу. Ибо человек, каким бы он не был, все равно является биологическим существом, а поэтому в основе общества лежит субстанция, понимаемая как совокупность отношений между взаимодействующими индивидами. В данном виде подчеркивается историчность социальной ОРМЫ РАЗВИТИЯ. Общество возникает на определенном этапе развития природы и зависит от ее функционирования
3) Существование общества по своей природе парадоксально. А именно: в обществе действуют как естественные отношения и законы, так и социальные. При чем естественные законы по своей природы первичны, социальные вторичны.
Пример: сфера воспроизводства жизни, сфера взаимоотношения полов, оно определяет прежде всего биологический закон бытия и влечения. А социальный закон организации семьи – вторичен и он является вариантом развития естественного и отображает содержание и реальность определенной культуры. Семья может быть патриархальной, полигамия(многоженство) и т д. При этом социальные законы могут входить в противоречия с естественным, и тем самым подрывать данный институт естественного отношения.
Пример: нетрадиционная семья.. однополые браки. ФУУУэ
Общество определяется парадоксальной формой своего существования и развития.
4) В данном определении подчеркивается общая структура и основные формы общественного бытия. Основная форма заключается в том, что общество – прежде всего это организация воспроизводства человека при чем это воспроизводство по своей природе коллективно. Это касается сферы телесной и духовной. А поэтому в обществе действует принципиально иной закон воспроизводства человека. А именно: общество само есть способ нашего человеческого бытия, но не наоборот. В природе первичное место играет популяция, вид, а особь – средство существования, здесь наоборот. Данный закон всегда проявляет себя в парадоксальной форме. Как пишет Ковалев: «В своей реальной и настоящей форме он по-видимому (закон) будет осуществляться тогда, когда человечество решит материальную проблему своего существования»
Вторая сфера человека – это материальное производство. Это производство средств существования человека.
5) Третья сфера – общественное производство. Человек не только создает самого себя и средство своего существования, но и условия своего бытия, свою окружающую среду, само общество. Маркс: «Люди часто е осознают, что они делают». И при этом главное и основное значение в общественном бытие играет сфера производства человека, которая говорит о том, что общество – это форма материальной организации существующих отношений. И действительно прежде ем появиться науке, религии, искусству, разуму, должен существовать человек, который должен есть, пить, иметь жилище.
Данное Определение также говорит о том, что законы социального бытия по своей природе отличаются от естественных прежде всего тем, что они:
1) Историчны; и соответствуют определенному уровню развития производства и культуры и во вторых
2) Они во многом зависят и проявляются через разум и сознание человека, и его целеполагающую способность.
Таким образом, можно сделать общий вывод: Общество является определенной исторической формой организации материи. И хотя оно выделяется из природ, но всегда существует в ее тесной связи. Данный вывод порождает 2 основных исторических концепций взаимоотношений природы и общества:
1. Традиционная концепция. Возникает в XVIII веке в сфере географического детерминизма, основателями которого были Джон Локк, Томас Гоббс, Монтескье, Данилевский и так далее. Она подчеркивает проблему единства природы и общества, при чем общество рассматривается как доминирующая сторона этого единства и Александр Николаевич Блейзерман рассуждает: «Момент единства природы и общества раскрывается на основе двух аспектов – атрибутивном и функциональном». Атрибутивный аспект включает в себя следующее положение: единство природы и общества рассматривается на основе природы человека:
1) Человек одновременно является и биологическим существом, и социальным;
2) Все средства нашего существования созданы из природного материала. И поэтому они имеют и социальную идентификацию, и природную. (тетрадь – по природе дерево, в социуме вещь, которая предназначена для хранения информации)
Функциональный аспект.
1) Единство природы и общества раскрывается в материальной сфере производства, где природа является предметом труда (лес, в котором собираем грибы, ягоды, поле с урожаем)
2) Природа является средством производства (техника – трактор – природный материал, который ездит на основе некой закономерности, сделанной человеком)
3) Природа – основа и критерий, который позволяет определить меру человеческих возможностей
2. Социальная сфера – сфера организации людей. Такие образования как семья, этнос, нация, народность, культура, расы и т. д. (семья является ячейкой идеологического воспроизводства человека и духовного)
3. Единство определяется в политической сфере, а именно через функционирование геополитики, когда властные политические отношения начинают определять использование пространства, сырья и природных ресурсов.
Именно по политическому (территориальному) признаку выделяются 2 формы орган и общества
1) Атлантической
2) Континентальной
Все они функционируют по своим закономерностям.
4. Духовной сфере- предметов искусства религии фил и является природа – это во-первых, и во-вторых, – все руз ты дух творч труда или труда в сфере культуры сохран и сущ на основе прир материала. (тетрадки, знак, символ, звук)
2. Вторая концепция – 80-е гг XX века – модернистское направление – Александр Николаевич Ковалев.
Для Запада можно выделить Эмиля Тоффлера. Суть – не отвергая момента единства природы и общества, данная концепция обращает внимание исследователей того, что природа является активным фактором в развитии общества и при этом утверждается основа, фундамент общественного развития. Этот фундамент видится в том. Что человек в течение своей исторической жизни решает одну фундаментальную задачу – выживания или адаптации в данных природных условиях, а поэтому взаимоотношение природы и общества необходимо раскрывать через трудовую деятельность как ведущую форму адаптации человека к окружающему условию. А труд по своей природе, внутренне противоречив и это противоречие между необходимым трудом и прибавочным.
Необходимый труд – то количество действий, необходимое для существования человека в данных условиях. Чем критичнее условия природной среды, тем уровень необходимого труда выше.
Прибавочный труд – тот труд, который человек направляет для своего развития, совершенствования. Чем благоприятна природа, тем доля прибавочного труда выше.
Таким образом, на основе этого, в зависимости от условий природы среды в разных регионах может сложиться различное соотношение между необходимым и прибавочным трудом и продуктом, что непосредственно определяет форму собственности и способ ее проявления. При этом чем труднее условие, тем система вынуждена больше жить на счет своих собственных ограничений. Пример – жизнь классового общества устроена так, что существует ограничение большинства во имя существования меньшинства – это фундаментальный закон приоритетного развития. И таким образом, форма собственности зависит прежде всего не от субъективной организации самого общества, а условия его существования. История дает нам ряд примеров этому фактору – рабовладельческая, частная формы собственности развивались в благоприятных условиях. При этом рабству невозможно было существовать на Юге и на Севере.
Чтобы наиболее оптимально адаптироваться в окружающей среде, человек придумал способ приспособления как коллективный труд, что дало основу появления коллективных форм собственности.
Данный природный источник определяет способ экономической организации общества. Здесь выделяем три характеристики:
1)На Западе при частной форме собственности общество существует на основе систему налогов и индивидуальной деятельности человека;
2)На Востоке – эксплуатация коллективной формы собственности или государственной, при чем налоговая система показала свою неэффективность.
(that`s why в России не было классической частной собственности)
Уровни развития общества многообразны, нельзя вывести одну. У нас приоритет на Запад, хотя мы в принципиально другой природной среде.
В зависимости от природной среды в разных регионах возникает различная плотность народонаселения. То есть различная демографическая ситуация, что, в свою очередь, не может сказаться на соотношении необходимого и прибавочного труда.
Эта демография ситуация определяет доминирующие формы адаптации человека к природной среде, а также интенсивность ее освоения. История развития общества показывает, что на Западе в нормальных условиях труда, главной формой адаптации человека является развитие техники, производительных сил, способы производства. На Востоке – главная определяющая форма приспособления – на использовании ресурсов народонаселения - это экстенсивная тенденция развития общества, которая определяет границы и возможности использования техники (в Тундре использование техники ограничено, как и количество населения, а в Китае и Индии так исторически сложилось, что высокая рождаемость)
Третья форма адаптации – доминирующая. В основе ее формы лежит идея управления, т. е. организация социального проекта (касается нашей России). Маркс писал: «Его учение создано на условии специфики условий Западной природы» может применимо и в России.
В зависимости от условий природы среды, величины территории и плотности народонаселения возникает различный уровень потребностей в необходимом и прибавочном труде, а отсюда, происходит распределение продуктов труда между экономическими, социальными, политическими духовными структурами общества, а на основе этого возникает тип общества, или его формационная составляющая. Это говорит о том, что бы мы ни делали, мы все равно не добьемся существования развитого общества потребления. И никогда не ликвидируем социальную несправедливость, мы ее никогда не добьемся, всегда будем в полюсах. В России изначально уровень прибавочного труда был относительно невысок, и поэтому издержки этой организации всегда воспроизводились на основе коллективной форм собственности, на основе властной организации. Таким образом, в жизни общества большую роль играют 2 форы отношений:
1) это естественные отношения сотрудничества и взаимопомощи, которые дают нам возможность существовать в неблагоприятной природной среде;
2) Имеет большое значение эксплуатация индивидуального т руда человека, что дает возможность развивать средства производства
Выводы:
1) Необходимый прибавочный труд в обществе заключен в основу существующих общественных отношений. Вывод следующий: в обществе не существует единой исторической модели развития, а эта модель развития всегда основана на существовании конкретной природной среды и формы организации производства.
2) Общество в этом плане необходимо рассматривать как парадоксальную форму существования и развития природной среды, обитания человека, где выделяются естественные и социальные отношения. Они могут соответствовать друг другу и находиться в противоречивом состоянии.