Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Средневековая религиозная философия.




 

Периодизация религиозной философии:

1. Первый период – Патристика. От слова «патер» – отец. Ранняя патристика – это первый век нашей эры до 325 года. В этот ранний период закладываются основы христианского вероучения, собирается новый Совет, пишутся священные тексты. Изначально их было больше, чем канонических нынешних Евангелий. Конец первого-второго века – это как раз собирание, писание текстов. Это период гонимой церкви, непринятой ещё церкви, христианство существует наряду с другими религиями, сектами. Было ещё неизвестно будущее христианство – оно могло раствориться, могло исчезнуть и могло победить. И победило.

325 год в городе Никея проходит первый вселенский (всеобщий) собор христианской церкви. Никейский собор – с работой этого собора прекращается гонения церкви и христианство становится господствующей религией в Восточной Римской империи (её ещё Византия называют).

На этом соборе принимается символ веры, основные догматы, устанавливаются канонические тексты Евангелий. Новый Завет – это основная книга христиан, Библия. Ещё четыре Евангелия – жизнеописания Иисуса Христа, деяния апостолов, послание апостолов и Апокалипсис. Ряд жизнеописаний Христа – непризнанные официальной церковью описания – называются «Апокриф» (ударение на «о»).

 

С 325 год, четвёртый-пятый века – классическая патристика. Труды авторитетных богословов, ставятся основные вопросы… Формируется уже философия, ставятся уже философские какие-то вопросы, формируется теология.

Иисус из Назарета и его двенадцать учеников и другие его ученики, которые не были апостолами (второе поколение учеников) можно их назвать первыми христианскими философами.

Только Иоанн Богослов – единственный апостол – который умер своей смертью. Очень много ранних христиан было казнено.

Патристика делится на восточную и западную. По языку, на которому писали и говорили богословы. Греческие соответственно, и латинские.

Представители восточной патристики – Юстин (второй век), Тертуллиан (третий век), Григорий Нисский, Афанасий Великий, Иоанн Дамасский (город Дамаск), Василий Великий,

Западная патристика это, в общем и целом, святой Августин Аврелий. В наших учебниках его называют «Августин Блаженный», так как наши причислили его к лику Блаженных, а западная церковь – к лику святых. Но так как он всё же западный, то лучше говорить Святой Августин.

 

Период межвременья. Но по большому счёту продолжалось изучение и развитие патристики.

2. Второй период – Схоластика. От слова «школа», хотя к школам они имели мало отношения. 11-12 века – ранняя схоластика, 13-14 – поздняя.

Этот период связан с изучением в университетах философии, но философия была только религиозной.

В этот период начинается теоретическая разработка различных аспектов вероучения, которые в принципе были установлены как «поддающиеся логическому познанию».

То, чем занимались эти люди, было сложно понять простым людям. Схоласты знали священное писание очень хорошо. Экзамен в общем на богословском и философском факультетах проходил примерно так: два выпускника, два оппонента, им предлагался некий тезис из священного писания, один, опираясь на священное описание должен был доказать этот тезис, а другой – опровергнуть. Всё это опираясь на священное писание. Где-то по десять-двенадцать часов шли экзамены. Причём цитирование священного писание – это надо называть стих, книгу, главу. И никакого «порыть в книгах и посмотреть».

Схоласты подготовили всю дедукцию, они подготовили все наработки для последующей науки.

Никакой схоластики не было, никаких фигур, равных схоластам, в православной истории нет. Потому и говорят, что католичество – оно более сухое и рациональное, а у нас – мифическое немного…

Представители: Пьер Абеляр, Альберт Великий, Форма Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Уильям Оккам, И. Дунс Скот.

 

Это что касается христианской философии. Её мы и будем рассматривать.

 

С седьмого века развивается ислам и, соответственно, исламская философия. Середина тысячелетия – 12, 13, 14, 15 века – это её расцвет.

Многие считают исламскую философию недостаточно оригинальной, недостаточно авторской, что это зачастую комментарии Аристотеля. Но в этом смысле и европейской философии можно предъявить такие же претензии. Но это база, от неё никуда не деться.

Представители исламской философии: Ибн-Сина (ударение на «и»), Ибн-Рушд, аль-Буали, аль-Фараби (ударение на «и»), поэты и философы в одном лице – Хафиз, Омар Хайам, Саади (ударение на «и»).

 

Теоцентризм.

 

Христианское мировоззрение есть теоцентризм.

В античности был космоцентризм (мир в центре – космос). Здесь в центре Бог. Теос – бог, соответственно – теоцентирзм.

Истинным бытием обладает Бог, он и есть, собственно, бытие. Он беспределен, всемогущ, ничему не подчиняется, но ему всё подчиняется, как говорит Августин «беспредельное всемогущество».

Бог совершенен. Он есть абсолютное совершенство, абсолютная любовь, абсолютное милосердие… По своей природе он не может творить что-то злое, он творит всё хорошее и совершенное. Но у нас есть князь мира сего, который возгордился и был свергнут со своими последователями с неба и, строго говоря, зло пошло от дьявола. Вернее даже сказать, люди сами делают зло. Они делают зло, когда они не выбирают добра. Но считается, что зло – это небытие, прикидывающееся бытием, что в реальности зла нет, а мы сами его творим, отказываясь от добра.

Три основные идеи теоцентристов:

1. Идея творения в онтологии, то есть в бытии. Бог собственной волей творит мир из ничего, как это в книге бытия описывается – «да будет свет, да будет то и это…». И везде, где это написано, продолжается «и увидел Бог, что это хорошо», то есть он сотворил совершенное – как и положено. Но так как это сотворённый мир, он не обладает истинным бытием, он существует благодаря другому, а не самому себе, поэтому, в отличии от Бога, который вечен, мир временен – имея начало существования он имеет и конец своего существования и Бог в любой момент может и имеет право его уничтожить. Человек был сотворён бессмертным, но согрешив, исказив собственную природу, он приобрёл и возможность болезни, и старости. Как доказательство говорится, что мы используем небольшой процент своего мозга. Идея творения так или иначе античности была известна, хотя там было и чуть по-другому, но в каком-то смысле такая идея грекам была известна, хотя здесь она и переосмыслена.

2. Идея откровения, идея познания в христианской гносеологии. Совершенно новая идея, которой не было у греков. Но здесь имеется ввиду именно познание Бога, там говорится, что совершенно не нужно глубокого познания мира, главное – познание своей души и познание Бога, идея откровения – Бог открывает себя человеку в текстах писания, в молитвах, в выполнении определённых обрядах, а мостиком служит вера. Бог у нас трансцендентный, поэтому только с помощью веры мы можем его познать, ни чувства и ни разумом познать его невозможно. Человек молится, верит, а Бог открывается ему. Здесь таинство.

3. Идея спасения в христианской антропологии. То есть спасения души. Многие, даже неверующие люди, говорят, что это самое главное достижение христианства, христианской культуры. Именно в культуре христианства открывается понимание личности, понимание «я». Античность к этому подошла уже, но не смогла раскрыть до конца (хотя отдельные философы и подходили к нему достаточно близко, только не могло выразить точно). Именно эта религия открывает личность – каждую автономную единицу бытия. Христос приходит уже не к народу, не к общине, не к какому-то множеству людей, он обращается с проповедями к конкретным людям. И он говорил, что и национальность – это не важно, главное – личность.

По христианским представлениям, когда Бог сотворил человека, он вдохнул в него частичку себя. А Бог – личность, «Я есмь». Это личность, автономная, воспринимающая себя как я, как личность. Так что передав ему часть себя, то он сделал его личностью. Если очень грубо, то воля, способность к творению, разум, творческие способности, это, конечно, вера, надежда, любовь и другие глубокие чувства – это всё признаки личности. То есть весь комплекс личностный, который делает этого человека личностью, индивидуальностью, что отличает одного человека от другого.

В христианстве принято говорить «душа» под личностью, где подразумевается всё – и разум, и воля…

Душа бессмертна, это уникальная личность. Тело умирает, душа – нет. Но вот куда она уходит после смерти – это вопрос серьёзный, который и занимал всех христианских философов.

Говорилось, что тело смертно, а вот душа – бессмертна, и её надо спасать, потому что уже первородный грех остался на потомках Адама, плюс те грехи, которые человек набирает в течение жизни.

Как говорят в теологии, так возлюбил Бог мир, что послал сына своего единородного, чтобы спасти людей и даровать им бессмертие. До Христа души умерших томились в неопределённом месте и времени, даже праведников – место для всех, за один только первородный грех. А когда пришёл сын божий и взял на себя все грехи всех людей, он, безгрешный, взял их все на себя, он прошёл путь один и сам, который должен был пройти каждый, а он прошёл один и показал, что ждёт дальше – смерть и воскресение. До Христа даже души праведников не могли воскреснуть.

Для того чтобы спасти душу, нужно принять Христа, нужно принять его помощь, потому что сам человек слаб и не в состоянии вытерпеть все соблазны.

В принципе ни в одной религии ничего подобного никогда не было.

Это «Бог есть любовь».

 

Главная идея, которой больше нигде нет – воскресение во плоти, что когда придёт время, все люди воскреснуть в тех телах, в которых они жили на земле, в своих телах.

Христианство даёт уникальную возможность встретить своих умерших родственников, близких, друзей и узнать их, так как тело останется тем же.

В прямом смысле «До свидания, там встретимся», когда прощаются. Это великая надежда, что это расставание не навсегда, а лишь на время, это великая надежда и утешение.

В любом случае работа над душой – это главный труд человека. Себя надо изучать, постигать, понимать… Институт исповеди появляется. Священник он выслушивает только, но когда человек проговаривает вслух – становится легче, может, что и приходит, какие-то идеи по решению. Священник в принципе не может говорить что-то, кроме как отпускать грехи. Исповедь – это ещё и познание собственной души.

У Августина его работа «Исповедь». Лектор бы всем рекомендовала почитать. Она небольшая, но до сих современная. Это попытки исследования себя, своего внутреннего я. То, что люди и сейчас делают, но несколько в другой форме, может быть. Сократ говорил «познай самого себя». Он говорил не об анатомии, а о личности, но его как-то не понимали, он не очень хорошо ещё, возможно, сказал, а вот христианство сказало это, что личность – это человек, рассказала всем, объяснила.

Считается, что человек может пасть ниже животного и подняться выше ангела. У человека есть тело и душа, человек – уникальное создание, он житель двух миров – земного и небесного. Животное безгрешно, так как оно живёт по программе, заложенной в них, поэтому оно и безгрешно, так как не знает разграничения добра и зла. Ангел безгрешен потому, что он бестелесен, сотворён Богом… Человек может пасть ниже животного, отринув духовное, а может и выше ангела, но ему сложнее – ангел не имеет бремени тела. Человек всегда будет на перепутье, так как обладает душой, духом, «искрой божьей». Он, с одной стороны, жители земли, но он не может стать животным, а став им – становится хуже животного, а ещё он тянется к миру духовному, небесному. Это и главное испытание – сумеет ли он прожить жизнь. Отдельно душа и отдельно тело – это не человек, только вместе. Это большой труд – быть человеком. Надо работать над душой. И тогда будет что-то получаться. Но без Бога это труднодостижимо, нужна поддержка Его, так как очень много в мире соблазнов. А зло творят сами люди, а потом обвиняют Бога. Но Бог сотворил мир и поставил человека властелином мира. Это его вина, что творится зло. Бог создал мир идеальным, он дал человеку свободу и лишь вина человека в том, что он не смогу распорядиться верно своей свободой.

 

Доказательства бытия Бога.

Это один из вопросов, которые доказывали схоласты.

1. Во-первых, Августин считал доказательством существования Бога вообще наличие у человека веры, возможности и способности человека верить. И если бы Бога не было, то и веры бы не было. И кто как не Бог, дабы человек его познал, вложил в него способности верить.

2. Доказательства Ансельма. «Даже безумец, говорят «Нет Бога», произнося «Бог» подразумевает под этим что-то, о чём он говорит, потому что невозможно говорить абсолютно бессмысленное». Невозможно иметь представления о несуществующем. И кто как не Бог вложил глубинное знание о себе, представление.

3. Александр Мельн говорит, что многие люди думают, что Бога нужно бояться и боятся его гнева, но Бог – личность, а что больше всего хочет личность? Любви. И именно этого он и хочет, и именно от него мы и получили эту способность. Верить из страха – это не верить. «Бог накажет» или «Ты мне я тебе» – это не вера. Когда веришь, стараешься не грешить, дабы не обидеть Бога, как стараешься не обижать искренне любимого тобою человека.

4. Пять доказательств Фомы Аквинского. Займёмся ими в следующий раз.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 641 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.