Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос Марксиситская ф. арксистская философия 4 страница




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По самой своей природе философия выполняет особую мировоззренческую и методологическую функции, которые не берут на себя ни отдельные специальные науки, ни совокупность конкретно-научного знания в целом.
Всякая философия – мировоззрение, хотя мировоззрение не обязательно философия: существует, например, религиозное мировоззрение, мифологическое, научное и т. д. Мировоззрение – понятие более широкое, чем философия. Философия как особого рода мировоззрение есть концепция мира и концепция человека в его отношении к миру. Специфика философского мировоззрения – его биполярность: с одной стороны мир, а с другой стороны сам человек, который не существует вне мира. Вопрос об отношении человека к миру является главным, основным вопросом всякого мировоззрения. От других форм мировоззрения философия отличается тем, что она реализует мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности. Философия помогает человеку в осмыслении жизни, в духовном самоопределении, в формировании убеждений, которые играют ориентирующую роль в познании, поведении, творчестве. Потеря мировоззренческих ориентиров может привести к таким негативным явлениям, как суицид, наркомания, алкоголизм.
Методологическую функцию философия выполняет через систему своих методов, принципов, понятий. Философский метод, примененный в комплексе с другими методами, помогает в решении сложных научных проблем, содействует приросту научных знаний. Философские принципы и понятия проникают в саму ткань науки, участвуют в формировании научной теории. Философские категории составляют основу всякого мышления. Философия берет на себя задачу рационализации и систематизации результатов человеческого опыта во всех его формах.

циентизм и антисциетизм

 

Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? Культ науки и провозглашение ее как наивысшей ценности разви­тия человеческой цивилизации привел к утверждению в XX в. сциен­тистского мировоззрения. Сциентизм(от лат. scientia— знание, на­ука), представив науку культурно-мировоззренческим образцом, в гла­зах своих сторонников предстал как идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки». Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, на точноематематизиро­ванное естествознание и распространял критерии научности на все видычеловеческих взаимоотношений с миром, на все типы знания и чело­веческое общение в том числе. Ему свойственна абсолютизация роли науки. Одновременно со сциентизмом возникла его антитеза — антисциентизм,провозглашавший прямо противоположные установки. В рам­ках антисциентизма зрело весьма пессимистическое отношение к воз­можностям науки. Антисциентизм исходил из негативных последствий НТР и требовал ограничения экспансии науки, возврата к традицион­ным ценностям и способам деятельности. Сциентизм иантисциентизм представляют собой две остро конф­ликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциен­тизма относятся все те, кто приветствует модернизацию быта и досу­га, достижения НТР, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы чело­веческого существования. Сциентисты с воодушевлением приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема. Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия науч­но-технический революции, их пессимистические настроения усили­ваются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем. Они подчеркива­ют значение искусства, религии, нравственности в жизни человека. Философский антисциентизм противопоставляет науку й свободу. Ре­лигиозный антисциентизм настаивает на религиозной мотивации всех человеческих проявлений. Важно подчеркнуть, что ориентации сциентизма и антисциентиз­ма носят универсальный характер. Они пронизывают сферу обыден­ного сознания независимо от того, используется ли соответствующая терминология и называют ли подобные умонастроения латинским тер­мином или нет. С ними можно встретиться в сфере морального и эстетического сознания, в области права и политики, воспитания и образования. Иногда умонастроения сциентистов и антисциентистов носят откровенный и открытый характер, чаще выражаются скрыто и подспудно. В философий сциентистские тенденции проявляются в иг­норировании ее смысложизненной проблематики и мировоззренчес­кого характера. Определить, кто является сторонником сциентизма, а кто антисциентист, нетрудно. Аргументы сциентистов и антисциентистов имеют диаметраль­но противоположную направленность. Сциентист приветствует дос­тижения науки. Антисциентист испытывает предубежденность про­тив научных инноваций. Сциентист провозглашает научное знание как наивысшую ценность культуры. Антисциентист не устает подчер­кивать недостаточность науки и критическое к ней отношение. Сциентисты, отыскивая аргументы в свою пользу, привлекают свое знаменитое прошлое, когда наука Нового времени, опровергая путы средневековой схоластики, выступала во имя обоснования культуры и новых, подлинно гуманных ценностей. Они совершенно справедли­во подчеркивают, что наука является производительной силой обще­ства и имеет безграничные познавательные возможности. Очень выигрышны аргументы антисциентистов, когда они под­мечают простую истину, что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стали сама наука и ее достижения. Следователь­но, наука не способна сделать свои успехи благодеянием для всех людей, для всего человечества. Сциентисты видят в науке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к «онаучиванию» всего общества в целом. Только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной. В отличие от них антисциентисты считают, что понятие «научное зна­ние» не тождественно понятию «истинное знание», для человека не менее важна сфера чувств и переживаний. Сциентисты намеренно закрывают глаза на многие острые про­блемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технокра-тизации. Антисциентисты прибегают к предельной драматизации си­туации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников. Опасность получения непригодных в пищу продуктов химическо­го синтеза, острые проблемы в области здравоохранения и экологии заставляют говорить о необходимости социального контроля за при­менением научных достижений. Однако возрастание стандартов жиз­ни и причастность к этому процессу непривилегированных слоев на­селения добавляет очки в пользу сциентизма. В истории философской мысли можно встретиться с яростной за­щитой от распространения сциентистского мировоззрения. Так, пред­ставитель экзистенциализма Серен Киеркегор противопоставляет нау­ку, как неподлинную экзистенцию, вере как подлинной экзистенции, и совершенно обесценивая науку, засыпает ее каверзными вопросами. Какие открытия сделала наука в области этики? И меняется ли поведение людей, если они верят, что Солнце вращается вокруг непод­вижной Земли? Способен ли дух жить в ожидании последних извес­тий из газет и журналов? Антисциентисты уверены, что вторжение науки во все сферы че­ловеческой жизни делает жизнь бездуховной, лишенной человеческо­го лица и романтики. Дух технократизма отрицает жизненный мир подлинности, высоких чувств и красивых отношений. Возникает не­подлинный мир, который сливается со сферой производства и необ­ходимости постоянного удовлетворения все возрастающих вещистских потребностей. Адепты сциентизма исказили жизнь духа, отказывая ему в аутентичности. Сциентизм, делая из науки капитал, коммерци­ализировал науку, представил ее заменителем морали. Только наивные и неосторожные цепляются за науку как за безликого спасителя. Яркий антисциентист Г. Маркузе выразил свое негодование про­тив сциентизма в концепции «одномерного человека», в которой пока­зал, что подавление природного, а затем и индивидуального в челове­ке сводит многообразие всех его проявлений лишь к одному технокра­тическому параметру. Те перегрузки и перенапряжения, которые вы­падают на долю современного человека, говорят о ненормальности самого общества, его глубоко болезненном состоянии. Автор концепции личностного знания М. Полани подчеркивал, что«современный сциентизм сковывает мысль не меньше, чем это дела­ла церковь. Он не оставляет места нашим важнейшим внутренним убеждениям и принуждает нас скрывать их под маской слепых и не­лепых, неадекватных терминов». Представители крайнего антисциентизма высказывают требования ограничить и затормозить развитие науки. Однако эта позиция не­дальновидна, так как в этом случае встает насущная проблема обеспе­чения потребностей постоянно растущего населения в элементарных и уже привычных жизненных благах, не говоря уже о том, что имен­но в научно-теоретической деятельности закладываются «проекты» бу­дущего развития человечества. Дилемма сциентизм — антисциентизмпредстает извечной про­блемой социального и культурного выбора. Она отражает противоре­чивый характер общественного развития, в котором научно-техничес­кий прогресс оказывается реальностью, а его негативные последствия не только отражаются болезненными явлениями в культуре, но и урав­новешиваются высшими достижениями в сфере духовности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 475 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.