Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Союз философии и медицины в истории культуры.




ФИЛОСОФИЯ МЕДИЦИНЫ.

1. Взаимосвязь философии и медицины.

2. Союз философии и медицины в истории культуры.

3. Основные проблемы философии медицины.

 

1. Взаимосвязь философии и медицины.

Медицина – система научных знаний и практической деятельности, целью которых является сохранение и укрепление здоровья, предупреждение и лечение болезней, продление жизни человека. Для достижения этих целей медицина выполняет следующие задачи:

-изучает строение и процессы жизнедеятельности организма человека в норме и патологии;

-выявляет положительное и отрицательное влияние факторов природной и социальной среды на состояние здоровья людей;

-исследует причины, механизмы возникновения и развития, признаки болезней;

-определяет возможность использования различных физических, химических, биологических факторов и технических средств для предупреждения, обнаружения и лечения заболеваний.

Философия медицины – это раздел философского знания, который изучает методологические и мировоззренческие аспекты феномена медицины, выявляет сущность медицинской деятельности, определяет ее место в культуре.

Ключевые категории философии медицины:

жизнь – способ существования органических систем, который предполагает обмен веществ, раздражимость, чувствительность, способность к росту, размножению и адаптации к условиям окружающей среды. Носителями многообразных форм жизни являются органические системы различной степени сложности и уровня организации. С философской точки зрения, жизнь – высшая форма движения материи;

смерть – естественное необратимое прекращение жизнедеятельности организма. С философской точки зрения, смерть – «существенный момент жизни» (Ф. Энгельс), ее необходимый результат;

здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его правильным функционированием и уравновешенностью с окружающей средой. Здоровье человека – сложный, многомерный феномен, который определяется комплексом биологических, социальных, психических и духовных факторов;

болезнь – состояние организма, характеризующееся понижением приспособляемости к внешней среде и, как следствие, нарушением нормальной жизнедеятельности. С философской точки зрения, здоровье и болезнь – это две формы существования человека, между которыми существует диалектическая взаимосвязь;

диагноз (греч. diagnosis) – определение характера и сущности болезни на основании всестороннего исследования больного; с философской точки зрения – специфическая форма познавательного процесса.

Философия медицины рассматривает понятия «жизнь» и «смерть», «здоровье» и «болезнь» как диалектически взаимосвязанные многоаспектные понятия, всестороннее осмысление которых приводит к формированию целостного взгляда на феномен человека. Любые представления о жизни и здоровье человека, с точки зрения философии медицины, определяются социокультурным контекстом, в котором они формируются.

В истории человеческой культуры философия и медицина развивались в тесной взаимосвязи как отрасли знания и духовной деятельности, непосредственно затрагивающие человека. Взаимосвязь философии и медицины проявляется в ряде аспектов.

1) Объектом и философского, и медицинского познания выступает человек. Подход философии и медицины к проблеме человека неодинаков: первая рассматривает объект познания теоретически, с позиций всеобщего, вторая носит прикладной, эмпирический характер. Дополняя друг друга, они дают целостное представление о человеческой жизни.

2)Взаимное влияние философии и медицины имеет место в поле мировоззрения. Мировоззренческое значение философии для медицины заключается в том, что господствующие философские системы в каждый исторический период определяют характер и направленность любой науки, в том числе медицины. В свою очередь, медицина позволяет философии сформировать научную картину мира. Медицинское знание носит конкретный характер, но эти знания дают научно обоснованные представления о природе человека и причинах изменений на биологическом и социальном уровнях. Таким образом, медицинское знание является естественнонаучным основанием для философского познания человека (*философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии – учения Сеченова, Павлова, Анохина, Бехтерева; *философская антропология в решении своей центральной проблемы о сущности человека основывается на естественнонаучном знании, т.к. вопрос о происхождении человека, его отличии от других живых существ можно решить только на основе данных биологических наук).

3)Философия как мировоззрение играет также большую роль в процессе формирования системы убеждений и ценностей любого человека, в том числе и врача – ученого или практика. Медик – это не только профессионал, но и человек с личным восприятием мира, гражданин своего Отечества. Изучение философии формирует прочную жизненную позицию, придает мышлению интегрированный характер. Многие из врачей прошлого и современности известны как общественные деятели, люди с активной гражданской и политической позицией.

4)Философия как наука, которая стремится выяснить общие тенденции, закономерности существования и развития мира, выполняет роль общей методологии по отношению к частным наукам, в том числе и к медицине. Медицина изучает конкретные явления, связанные с нормой и патологией человеческого организма, но при этом использует общие философские принципы, категории, законы. Развитие болезни и процесс выздоровления подчиняются общим законам развития: закон единства и борьбы противоположностей раскрывает причины возникновения болезней, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития патологии и выздоровления. Многие ключевые философские категории являются основными и в медицине: человек, жизнь и смерть, сознание; мера, норма и др. Познание болезни возможно только на основе применения таких философских категорий, как сущность – явление, причина – следствие. Нозология – наука о классификации болезней – основана на категориях единичное – особенное – общее.

5)Наиболее очевидной связь философии и медицины выглядит в тех случаях, когда обе они становятся полем деятельности одной и той же личности. Речь идет о врачах-философах – людях, которые оставили заметный след в истории и медицины, и философии. Такие ученые были во все исторические эпохи. Начиная со времен античности многим врачам был свойствен философский взгляд на мир. Они не только были профессионалами в своем деле, но и пытались объяснить такие философские проблемы, как закономерности в развитии организма, связь организма с окружающей средой, проблему причинности, взаимоотношений между врачом и пациентом и т.д. И если появление таких личностей на ранних этапах истории можно объяснить слабой дифференциацией научного знания, неразвитостью общественного разделения труда и малочисленностью высокоинтеллектуальных людей, то существование врачей-философов в обществе с высоким уровнем развития науки свидетельствует о тесной связи медицинского и философского познания, об общности объекта исследования этих областей духовной деятельности, о необходимости целостного подхода к проблеме человека (биологическое, телесное в человеке нельзя рассматривать в отрыве от духовных и социальных аспектов – следовательно, удивительным является не наличие врачей-философов, а их редкость).

Союз философии и медицины в истории культуры.

Каждый этап развития культуры имеет свой ключевой мировоззренческий принцип, который, распространяясь на все сферы бытия, обеспечивает ее единство. Центральным принципом античной культуры был космоцентризм, основанный на представлении о существовании совершенного, упорядоченного, разумно организованного мира. Единство человека и Космоса, жизнь в согласии с космическими законами, по учению античных мудрецов, гарантирует здоровье. Болезнь же трактовалась как нарушение гармонии человека с Космосом и внутри самого человека. Не случайно одним из наиболее почитаемых богов в античности был Асклепий (в римском варианте Эскулап). Его культ был направлен на охрану и восстановление здоровья, т.е. носил врачебный характер. Наиболее известные врачи-философы античности – Алкмеон, Эмпедокл, Гиппократ. Гиппократ противопоставлял медицинский опыт теоретическому созерцанию, но в то же время отождествлял медицину с мудростью. В школе Гиппократа сложился этический врачебный кодекс, не утративший своей значимости и в наше время.

Центральный принцип средневековой культурытеоцентризм. Болезнь и смерть рассматривались здесь как наказание Божие, расплата за грехи. Господство Церкви в Средние века тормозило развитие наук, в том числе медицины. Но в то же время духовенство, прежде всего при монастырях, исполняло и врачебные функции. Именно в эту эпоху в Европе возникли первые университеты, в которых существовали и медицинские факультеты. Ведущим стилем мышления средневековья являлась схоластика с ее принципом «гармонии веры и разума». Схоластическая медицина, несмотря на зависимость от богословия, стремилась к естественнонаучным знаниям о человеке и его организме. Одним из интересных явлений средневековой культуры была алхимия, которая сыграла роль накопителя естественнонаучных, особенно химико-фармацевтических знаний. Немало врачей-философов представлено средневековой мыслью Востока: Авиценна (Ибн Сина), Аль Фараби и др.

Культура эпохи Возрождения характеризуется принципом антропоцентризма и сочетанием натурфилософской традиции с религиозностью (пантеизм). На этом противоречивом фоне развивались науки, в том числе медицина. Главной ценностью становится человек, который рассматривается в неразрывном единстве с природой, важнейшее значение приобретает понятие «жизнь». Медицина эпохи Возрождения воспринимала натурфилософский, целостный подход к человеческому организму и в то же время накапливала конкретное знание, постепенно становясь самостоятельной наукой. Немало открытий в этот период было сделано в области анатомии. Наиболее известными врачами-философами этого периода были Парацельс (врач, философ, алхимик, борец против ортодоксальной схоластики) и Андрей Везалий (значительный вклад в анатомические исследования).

Среди центральных принципов Нового времени следует назвать, прежде всего, рационализм, стимулирующий развитие теоретической медицины; эмпиризм, заложивший основы экспериментальной науки; механицизм, который стремился исследовать не только неживую, но и живую природу, включая человека, его организм и душу, согласно законам механики. В рамках механистического мировоззрения причину изменения состояния организма, возникновения болезни (так же, как изменения любых других объектов) искали во внешних причинах. В то же время механистический подход ставил задачу учитывать взаимозависимость всех частей организма и связь между материально-физиологическими и духовно-психическими процессами. Такой подход способствовал укреплению материалистических позиций в медицине, что, в свою очередь, поднимало статус материализма в философии. Выдающимися врачами-философами Нового времени были Р.Декарт, Ж.-О.Ламетри (их имена называют среди основоположников физиологии и психологии), Дж.Локк.

В российской науке среди наиболее выдающихся врачей-философов можно назвать:

- Сеченова Ивана Михайловича - «отца русской физиологии» и основоположника материалистического подхода к изучению психических явлений. Сеченов положил начало экспериментальным исследованиям центральной нервной системы;

- Павлова Ивана Петровича, который развил учение Сеченова, сформулировал основные законы и механизмы деятельности головного мозга;

- Мечникова Льва Ильича, который рассматривал состояние организма в тесной взаимосвязи с особенностями состояния природной среды;

- Вересаева Викентия Викентьевича, писателя и врача, который разрабатывал этические проблемы медицины (книга «Записки врача» - 1901 г.), и др.

В западной философии ХХ в. связь философии и медицины наиболее отчетливо выражена в психоанализе. Теория бессознательного врача-психиатра и мыслителя З Фрейда имеет огромное значение как для философии, так и для медицинской практики.

В конце ХХ в. медицина как сфера научно-практической деятельности и область естественнонаучного знания становится одной из лидирующих (лидерство одной из наук среди других – это естественное состояние культурной жизни: в XVII - XVIII вв. лидирующей наукой была физическая механика, в конце XIX – начале ХХ вв. – квантовая механика, с середины ХХ в. – биология, а с конца ХХ в. идет тенденция к лидерству медицины). Феномен жизни становится самой актуальной темой естественнонаучного и философского познания. Это вызвано рядом факторов.

1) В настоящее время проблемы жизни и смерти, здоровья и здорового образа жизни рассматриваются не как индивидуально-личностные, имеющие значение для выживания и развития отдельного индивида, а как проблемы социальные. Феномен человеческого здоровья приобрел значение глобального фактора развития общества. Современная наука говорит не только о технологиях оздоровления организма, но и о «политике здоровья». Полноценное, здоровое существование личности основано на соблюдении двух принципов: 1)гармония с природой и 2)успешная социализация, полноценная реализация в обществе.

2) В то же время современная цивилизация породила множество факторов, оказывающих негативное воздействие на формирование личности и состояние здоровья человека. Как писал К.Ясперс, «цивилизация создает особые физические условия, которые на тех же правах, что и природные обстоятельства, воздействуют на здоровье людей и могут приводить к возникновению как физических недугов, так и аномальных состояний души» («Общая психопатология»). В настоящее время появился термин «болезни цивилизации». К числу таких факторов ученые относят, прежде всего, следующие:

-глобальное, все ускоряющееся развитие техники;

-разрушение естественной природной среды существования;

-перенаселение Земли (вызывает агрессивность вследствие скученности индивидов);

разрыв с традицией, выражающийся в невозможности наследования социальных норм и духовных ценностей, здорового образа жизни;

-генетическое вырождение, приводящее к закреплению асоциальных (девиантных) способов существования;

-распространение средств и технологий воздействия на массовое сознание;

-«обесценивание» человеческой жизни вследствие распространения производства средств массового уничтожения и др.

3) Медико-биологические науки за последние годы достигли такого уровня развития, что стало возможным изменять саму жизнь (*изменение пола, *клонирование и т.д.). Поэтому открытия в этой области требуют глубокого философского осмысления и обоснования. На основе интеграции естественных и социальных наук происходит формирование новых отраслей медицины: реабилитационная медицина, медицинская кибернетика, криомедицина, космическая медицина, медицинская экология и др. Эти науки требуют целостного подхода к человеку как биосоциальному существу, учета синтеза биологических, психических, социальных аспектов жизнедеятельности человека, включения в структуру медицинского знания вопросов этики и эстетики.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 7042 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.