Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Генезис философии и её основные исторические типы.

Тема: Предмет, структура, историческое развитие философии.

 

Философия – особая система знаний, предназначенных для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественнонаучном исследовании, и в историческом познании, в повседневной и политической деятельности.

Основные функции:

1. Синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующий определённому уровню развития науки, культуры и исторического опыта.

2. Обоснование, оправдание и анализ мировоззрения.

3. Разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Каждая наука изучает свой круг проблем, для этого вырабатывает собственные понятия, которые

Философия занимается предельно широкими, всеобщими и универсальными понятиями, которые называются категориями.

Философия зиждется на понимании мира и человека с точки зрения разума и знаний.

Философия как особый способ духовного

Специфическая особенность философии в том, что она выступает

Наука – это форма познания, направленная

Философия как наука использует

Математика и логика неотъемлемые части философии, используются представителями рационализма.

Политика также входит в круг исследования.
Философия пытается постичь общество полностью, так что все общественные

Структура философии:

1. Антология – это теория познания, учение о бытии как таковой, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

2. Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможности, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

3. Диалектика – учение о развитии.

4. Социология – занимается изучением социальных проблем.

5. Этика – учение о морали.

6. Эстетика – учение о прекрасном.

7. Антропология – учение о человеке.

8. Аксиология – учение о ценностях.

 

Генезис философии и её основные исторические типы.

 

Возникновение философии относятся к глубокой древности. Зачатки философии в V-IV веках в Китае, в Индии.

В Индии основные философские школы:

1) Адживика – фатально-натуралистическое учение.

2) Джайнизм – познание мира.

3) Локаята (ударение на «я»). Натуралистическое учение. Более авторитетная школа, чем адживика, хотя обе в Индии были презираемы.

Индийская философия систематически излагалась в ведах (первые священные книги), в них зафиксированы основы.

Также, помимо вед, выделяют упанишады.

Упанишады – это философская часть вед.

Для древнеиндийской философии характерна:

1. Внимание к вопросам поиска сущности человека и окружающего мира.

2. Признание тождества между микро и макрокосмосом.

3. Признание существования трёх уровней бытия.

    • Первый уровень – телесный уровень, состоящий из жизненного «я».
    • Второй уровень, состоящий из сознания.
    • Третий уровень, обобщающий в себе все три уровня – атман.

 

Китайская философия.

В Китае процесс зарождения философии называется «эпохой борющихся царствий».

Основные представители: Лао-Цзы и Конфуций.

У Лао-Цзы основной трактат «Даодэцзин». Трактат в двух частях содержит основную суть его учения. Главная категория – это «дао», которая понимается как всеобщий закон природы, как первопричина всего сущего, как источник всех явлений материальной и духовной жизни. Дао являет собой обобщённое понятие о закономерностях развития мира. Всё, что существует, произошло от дао, чтобы затем, совершив кругооборот, к нему же вернуться. Дао – не только первопричина всего, но и его же конец. Оно недоступно чувственному восприятию – то, что можно увидеть, услышать, воспринять – это не дао. Никто не создал Дао, но всё происходит от него. Однако всё, что порождает дао, проявляется через «дэ» – это добродетель. Если дао – всеобщая сущность мира, то «дэ» – его проявление в действительности.

Задача человека – познать дао, встать на путь естественности, под которым имеется гармония мира, слияние человека с природой.

Конфуцианство. Заложило фундамент китайского общества, «ли» – норма, правило, церемониал. Ли понимало поддержание навечно неравенство. Конфуций говорил, что без ли не может быть порядка, а, следовательно, и процветания государства. Нет ли – нет и различий между государем и подданными, старыми и молодыми…

Основные этико-философские концепции Конфуция:

1. Гуманность, человеколюбие.

2. Быть преданным, честным сановником, почитать правителей.

3. Следование среднему пути.

4. Рассуждая о проблеме власти, Конфуций считал, что все дела должны решаться на основе принципа справедливости.

5. Касается отношения к вере. «Будь непреклонно верен нашему учению».

 

Буддизм.

Зародился в Индии в V веке до нашей эры.

Основатели буддизма – Сиддхартха, Гаутапа Будда.

Буддизм видит освобождение от страданий на пути нравственного совершенствования, удаления от мира и достижения путём особых медитаций и физических упражнений состояния нирваны.

Четыре благородные истины в буддизме:

1. Жизнь – это страдание.

2. Источник страданий – в эмоциях, чувствах, переживаниях.

3. Существует прекращение страданий.

4. Восьмеричный культ прекращения страданий.

 

Философия Древней Греции.

На протяжение VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были создана новое, немифологическое мышление, новое представление о мире, центральный элемент – учение о космосе (человек, мышление, небесные светила, небесный свод…).

Основной вопрос – о первоначале.

Существовали четыре разные школы:

1. Мелецкая школа. Фалес, Анексения… И кто-то там ещё.

2. Элеаты. К ним принадлежали: Ксенофан, Парменид, Зинон…

3. Пифагорейцы.

4. Атомисты. Демокрит и Левкит.

Вслед за эпохой греческой классики вопрос перенёсся от бытия к непосредственно человеку. Это заслуга софистов. За ними следовал Сократ, он рассматривал вопросы в основном вопросы нравственности. Вслед за ним были Платон, Аристотель, они уже создали серьёзные системы (с метафизикой и вообще всё как положено – так лектор сказал).

 

Религиозная философия Средневековья.

Средневековая философия западноевропейского феодального общества с 5 по 14-15 века. Падение античного общества сопровождалось упадком философии – античная философия была утрачена и до 12 века была забыта.

Религия стала основой себя. Римский католицизм, византийское православие, ислам.

Просвещение перешло в руки церкви.

С середины 12 века – основание первых университетов (в Италии, Чехии, Англии…).

Философия на несколько лет становится служанкой богословия. Крупнейший такой философ – Августин Блаженный, Фома Аквинский, Дионисий какой-то там…

 

Андтропоцентризм и гуманизм философии эпохи возрождения.

Официальная философия – схоластика, но потом философия перестала играть роль служанки богословии.

Проявление в этике антисхоластики – в них возрождение пифагоризма и т.д. против православия.

Наиболее важны концепции Бруно, Парацельса, они свидетельствовали о крушении схоластического представление мира.

Важные методы – экспериментальные методы познания природы.

Формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма законов природы.

Определяющими чертами натур философского направления философии были метафизическое понимание природы как абсолютного качества, отсутствие исторического взгляда на природы и в связи с этим дэистическая направленности (дэизм учение, которое предполагает наличие бога как безличной причины бытия и участвующего в дальнейшем развитии мира).

В борьбе со средневековом теократизмом выступают антропоцентрические мотивы.

Антропоцентризм – это воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной в цель всех совершаемых в мире событий.

Гуманизм, отражаемый антропоцентризм, имеет своим объектом ценность человека, заменяет презрением к естеству признанием творческих способностей человека. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о смысле и цели своего бытия, о своей сущности…

В узком смысле гуманизм – это идейное движение, содержание которого – распространение античных языков, культуры и искусства.

 

Особенности философии нового времени.

Встал вопрос о сущности и характере самого познания, здесь особое значение гносеологов.

Стремление к систематизации.

Стремление к уяснению взаимосвязи и взаимодействия. С развитием чувственного эмпирического познания мира, развивает и точное, математическое (Бэкон, Декарт).

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы, влияющие на спрос и предложение на ИР | Дни рождения депутатов, руководителей учреждений, сотрудников аппарата
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1574 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2465 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.