Заложенную Ф. Бэконом традицию научной методологии продолжил французский философ и ученый Рене Декарт (1596 - 1650 гг.). Благодаря ему во многом произошло органичное соединение философии и естествознания раннего Нового времени. Работы Декарта ("Размышления о первой философии", "Рассуждение о методе") были посвящены раскрытию предмета философии и выявлению ее взаимоотношений с естествознанием. На первом месте, как и у Ф. Бэкона, его трудах содержалась проблема метода научного познания. Метод, по мнению Декарта, превращает познание в организованную деятельность, освобождает процесс исследования от случайностей. Благодаря методу процесс познания превращается из кустарного промысла в промышленное производство, из спорадического и случайного обнаружения истин – в систематическое и планомерное воспроизводство научных знаний. Процесс познания превращается в, своего рода, поточную линию, имеющую непрерывный характер.
Как и Бэкон, Декарт отмечал большое значение для науки правильного метода. Он подчеркивал, что идущий медленно по прямой дороге способен продвинуться значительно дальше того, кто бежит на удалении от правильного пути.
Декарт был родоначальником рационализма, который сложился у него в результате наблюдений за логическим характером математического знания. Истины математики он считал совершенно достоверными, обладающими признаками всеобщности и необходимости. В силу этого обстоятельства Декарт отвел исключительную роль в процессе познания такому методу, как дедукция, или дедуктивной форме доказательства изложения.
В «Рассуждении о методе» Декарт говорит, что научный метод управляет разумом человека, ведет его коротким путем, поэтому он должен обязательно включать в себя определенные правила. Основными правилами дедуктивного метода, которые предложил Декарт, являются следующие:
Первое: не принимать за истинное ничего такого, что еще не связано с очевидностью. В познании важно избегать поспешности, заинтересованности и предвзятости, проявлять здоровый скепсис (сомнение).
Второе: мысленно делить (анализировать) всякий исследуемый вопрос на максимально простые элементы и, отталкиваясь от них, идти к осмыслению все более сложных вопросов.
Третье: полученные в итоге идеи располагать в определенной последовательности, постепенно продвигаясь от простого знания к более сложному, развернутому.
Четвертое: накапливаемые научные сведения необходимо приводить в систему, чтобы иметь максимально полное и всестороннее знание о предметах ("перечни полные" и "обзоры общие").
Важнейшим из всех названных выше правил является требование ясности и определенности в суждениях. Процесс мышления должен вести к постепенному преодолению всякого рода сомнений, но одновременно и к новым сомнениям. В этом смысле здоровый интеллектуальный скепсис ("методологическое сомнение") есть начало и завершение научного поиска, необходимое орудие познания. Сомнению следует подвергать данные и органов чувств, и математические положения. Вообще, оно является весьма важным признаком мыслящего духа. "Я мыслю, следовательно, существую", - подчеркивал Декарт. "Во всем должно сомневаться", - призывал он. Излагая принципы своего метода, французский ученый сформулировал понятие интеллектуальной интуиции. Он понимал под ней ясный и внимательный ум, естественный "свет разума", который позволяет напрямую постигать истину. Благодаря интуиции и становится возможной вся логическая цепь дедукции. Она должна быть непрерывной и сопровождаться ссылками на практический опыт и эксперимент.
Значение творчества Р. Декарта ("картезианство") состояло прежде всего в антисхоластической направленности дедукции и интеллектуальной интуиции. Немецкий философ Г.Гегель подчеркивал, Что Декарт сделал предметом глубокого научного исследования саму человеческую мысль ("мыслящее "я") как таковую. Принцип рационального сомнения стал краеугольным камнем всей его философии. По убеждению философа, возможности человеческого разума практически безграничны.
Ф. Бэкон и Р. Декарт обозначили наличие и соперничество двух крупнейших течений в европейской философии XVII века: эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Эмпиризм подчеркивает, что важнейшим источником знаний является живой чувственный опыт, а достоверность этих знаний проверяется также в ходе опыта и эксперимента. Из эмпиризма вытекает сенсуализм, подчеркивающий особую роль ощущений в получении знаний, и солипсизм как крайняя степень сенсуализма. Напротив, рационализм в качестве важнейшего источника знаний полагает деятельность человеческого разума (ума). Эмпиризм и рационализм являли собой два противоположных подхода к пониманию источников и природы научного знания, закономерностей самого познавательного процесса.
23. Спиноза имел еврейское происхождение, жил в Нидерландах. Его произведение «Богословско-политический трактат» - критика Библии, и, прежде всего Ветхого Завета. Его отлучили от еврейской общины. Он не мог стать преподавателем в силу происхождения, и всю жизнь шлифовал линзы. Рано ушел из жизни из-за весьма вредной работы. Долгое время его считали материалистом, продолжателем Эпикура и не признавали за философа. Позднее его признали религиозным философом. Основные произведение Спинозы (1632-1677) – объёмное фундаментальное произведение «Этика».
Спиноза является продолжателем линии рационализма XVII в. в учении о познании и методологии. Метафизика Спинозы носит пантеистический характер.
· Учение о субстанции
Спиноза усмотрел в метафизике Декарта следующий недостаток: по мнению Декарта, субстанция – это вещь, которая в своём существовании не нуждается ни в чем другом, кроме самой себя. Под это определение субстанции подходит только бог как бесконечная субстанция. Однако, для того, чтобы отделить вещи, которые в своём существовании нуждаются в простом содействии бога от вещей, которые в своём существовании нуждаются в содействии других творений бога, Декарт ввел в сотворенном мире две конечные субстанции: духовную и материальную (телесную). Основное определение духовной субстанции – неделимость, основной атрибут – мышление; основное определение материальной субстанция – делимость до бесконечности, а основной атрибут – протяжение (протяженность).
Однако, это две конечные субстанции находились в определенной зависимости от бесконечной субстанции (бога). Эту неопределенность субстанции Декарта и попытался преодолеть Спиноза, создав пантеистическое и монистическое (от термина моно) учение о субстанции. Если, с точки зрения Декарта, существуют две конечные субстанции (это т.н. дуализм в учении о субстанции), то, по мнению Спинозы, существует лишь одна субстанция – отсюда и термин монистическое (учение).
При этом, с точки зрения Спинозы, бог – это не какая-то личность, как в понимании Августина, а некоторый бесконечная безликая сущность, или бесконечное и безликое начало. Бога как некоторую актуальную бесконечность Спиноза отождествляет, с одной стороны, с субстанцией, с другой стороны – с природой, а именно с порождающей природой. Тем самым Спиноза лишает бога творящих (креационистских) функций. Таким образом, бог Спинозы не является творцом мироздания. Отсюда и следует известный тезис Спинозы: в природе нет творения, а есть только порождение. «В природе нет творения, а только порождение».
Учение о природе. Спиноза различал два вида природы: порождающая (производящая природа) и порожденная (произведенная) природа. Бога-субстанцию Спиноза отождествлял с порождающей природой.
Основные атрибуты и модусы субстанции. Поскольку Спиноза отождествляет субстанцию с богом и порождающей природой, а бог – это бесконечность, то естественно, что решающих (определяющих) свойств у субстанции должно быть бесконечное количество. Но в то же время, среди этих решающих свойств атрибутов субстанции существует два основных: протяжение и мышление.
Конкретные протяженные вещи и разумные существа – это видоизменения, проявления единой субстанции (с основными атрибутами протяженность и мышление). Эти конкретные проявления субстанции Спиноза назвал модусами, т.е. все протяженные тела и разумные существа – это модусы единой субстанции.
Спиноза, так же как и Декарт, считал, что движение является модусом протяженности, при этом, по мнению Спинозы, движение – это бесконечный модус протяженности.
монадология лейбница