Гражданское общество и государство. Основные концепции происхождения и сущности государства и гражданского общества.
Термин «гражданское общество» использовал Аристотель (4 в. До н.э.), называя так общество свободных и равных граждан, которые принадлежали к государству-полису.
В русском языке термин «гражданский» связан со словом «град»-город.
Согласно «Толковому словарю» Даля, слово «гражданин» означает – городской житель, горожанин, а «гражданский» -относящийся к государственному или народному управлению.
В настоящее время гражданское общество рассматривается как совокупность относительно автономных и независимых от государства экономических, профессиональных, религиозных, любительских и иных политических объединений и отношений в демократическом обществе.
За несколько тысяелетий возникли разные варианты объяснений происхождения и сущности государства.
· Общая, или юридическая теория – государству присущи определяющие признаки: население, территория и власть, имеющая право принимать законы и следить за их исполнением. Черты:
1) Граждане государства объединялись по территории, а не по кровному родству.
2) Выделилась публичная власть, издававшая законы.
3) Появились налоги.
4) Были созданы органы принуждения.
· Теологическая, или религиозная теория – версия божественного происхождения государства.
· Патриархальная теория – государство возникло из разросшейся семьи, а власть монарха- из власти отца над членами семьи.
· Эволюционистские концепции – представляют государство как организацию порядка сложного общественного организма.
· Договорная теория – гос-во возникло из соглашения между обладавшими естественными правами людьми первобытного общества, и с выделением старейшин и вождей племен- между правителями и подданными.
В последние годы формируется взгляд на гражданское общество как новую парадигму организации общественной жизни, отличающуюся от традиционных форм гос. устройства. В представления о гражданском обществе включаются неполитические отношения и организации, относительно независимые от гос-ва (экономическое предпринимательство, духовная жизнь, соц. обеспечение граждан). Одной из черт нового понимания гражданского общества становится правовое гос-во. Оно должно обеспечивать не только принудительное выполнение законов, но также гарантировать равное для всех право и свободу граждан.
Человек в системе социальных связей. Виды социальных общностей. Основные концепции дифференциации общества.
В становлении человека, формировании социальных сфер жизни отходят на второй планпрежние кровнородственные отношения таких объединений или форм общности как род, племя. На их бызе формируются новые этнические (от греч. Этнос-народ) общности – народы и нации, в которых видное место занимают такие факторы, как общность языка, культуры, а у нации – экономические связи. Через тысячелетия проходит, видоизменяясь, такая форма связи людей, как семья.
К настоящему времени выработаны различные концепции дифференциации общества. Марксизм признавал существование в обществе классов и социальных групп. Ряд американских социологов соц. структуру выражают в понятиях страта, группы, а динамику их изменений - через понятие «социальная мобильность».
Развернутое определение классов дал Ленин. Классы это «большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда и по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».
Помимо классов в обществе выделялись сословия – группы людей, экономическое положение которых дополнялось определенными правами обязанностями, закрепленными юридически. Привилегии как правило передавались по наследству.
Замкнутые группировки с особым правовым положением составляли касты.
Среди концепций социальной структуры, отрицающих наличие классов, широко распространено выделение страт, или слоев. Различия между стратами проводят по разным параметрам – по размеру доходов, по образованию, профессии. Концепция страт дополняется представлением о социальной мобильности – подвижности, динамике положения, позволяющей переходить из одной страты в другую. Мобильность бывает вертикальная (повышение в службе) и горизонтальная (смена работы).
18. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость.
История - это процесс деятельности людей, образующий связь между прошлым, настоящим и будущим. Долгое время в науке и философии существовала линейная модель исторического развития, согласно которой общество эволюционирует от одной, простой, к другой, более сложной ступени. В настоящее время более корректным считается взгляд о поступательном ходе истории отдельных обществ (культур, цивилизаций), имеющей свой «конец». На развитие исторического процесса влияет множество факторов, среди которых немаловажную роль играет человек. Человек - это субъект исторической динамики, способный влиять на происходящие события посредством своей общественной деятельности.
Слово «личность» означает широко понимаемое лицо, в значении - индивид с его человеческими свойствами, проявляемыми в поступках деятельности. Индивид – отдельный человек в своеобразии его качеств и особенностей, относящияся к популяции людей.
Личность – человек в совокупности его социальных, в первую очередь качеств, формирующихся в разных видах деятельности и общественных отношений. Существуют описательные и нормативные определения личности. Согласно описательным определениям, каждый человек является личностью. Согласно нормативным – личности-это люди, выдающиеся в определенном отношении (например в профессиональной деятельности).
Поскольку человек в своей жизни постоянно изменяется, его духовный и социальный опыт обогащаются, то личность – это человек в процессе его становления и развития.
Масса - это особый вид исторической общности людей. Человеческий коллектив превращается в массу, если его сплоченность достигается за счет игнорирования либо подавления своеобразия личности. Основными чертами массы являются: неоднородность, стихийность, внушаемость, изменчивость, которые служат манипуляции со стороны лидера. К числу важнейших атрибутов массы относится безликость, т.е. по определению масса исключает личностное начало, заменяя его коллективным.
Идея свободы как ценности человека всегда была важна для философии, рассматривающей ее сущность и пути достижения. В наиболее общем смысле свобода есть способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.
«Необходимое» же на языке философии означает «закономерное», что придает идее свободы смысл некоторого ограничения. Оказывается, что в проявлениях свободы человек вынуждено, т.е. необходимо ограничен, например, законом, моралью, собственной совестью и т.п. Кроме того, он не свободен от действующих в природе, обществе и культуре законов, которые подчиняют себе любое действие. Жизнь человека в обществе накладывает ограничения в связи с реализацией свободы другого человека. Поэтому в философии действует гуманистический принцип, в соответствии с котором считается, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.