Этот год очень продуктивен, написаны «Тарас Бульба», «Старосветские помещики», «Вий». Все они вошли в сборник «Миргород» (1835 год).
Этот сборник – важная веха в творческом развитии Гоголя. Теперь веселая Диканька уступила место очень прозаичному уездному городу, главная достопримечательность которого – огромная лужа, а фантастический персонаж –бурая свинья Ивана Ивановича.
В самом названии города заключен иронический смысл. Миргород – не только захолустный город, это замкнутый мирок. В этом замкнутом мирке, который, кажется, никак не связан с другой жизнью и имеет свою собственную, всё наоборот.
Но в Миргороде есть и романтики, героика прошлого. Есть и страшное – повесть Вий.
Второй сборник прозы Гоголя, в отличие от первого, был четко композиционно продуман. Он делится на две части, в каждой две повести, и они объединены по контрасту. Антитеза бытовой повести «Старосветские помещики» с героической поэмой «Тарас Бульба», нравоописательная повесть «О том, как поссорились…» - со страшным Вием, который, кажется, построен как в «вечера на хуторе», но радикально отличается. В этом сборнике нет издателя, а позиция автора выражена в том, какая ситуация выбрана для героев и как они изображаются. Все повести «Миргорода» о внутреннем мире человека, о пределах человеческого духа.
Героические повести противопоставлены скучному настоящему. Восприятие повестей Гоголя может быть противоположным. Рядом с такой повестью находится Тарас Бульба. Они действительно противоположны по своей наполненности, кажется, речь идёт о полярных возможностях человеческого духа. Если брать Тараса Бульбу, то речь идёт о товариществе, братстве, о том, что человек живет по высоким законам долга, может брать на себя ответственность, он способен на поступок. В этой повести торжество духовности, прежде всего в Тарасе Бульбе: широта натуры, верность убеждениям. Тарас Бульба стал самой знаменитой из повестей «Миргорода». В ней идёт речь не только о семейных отношениях, но и о борьбе украинцев с иноземцами. Выходит, что Бульба – национальный герой.
Интересы национальной общности ставятся выше интересов личности. Здесь много жестоких сцен, страшных смертей, герои нетерпимы к людям других наций и веры, даже поляки-католики для православных казаков такие же «собаки», как турки. Автор не осуждает эту жестокость и натерпимость, скорее, признает ее естественной для древних времен. Своими жестокими героями автор любуется, потому что они сильные, цельные люди. Андрий – юноша, поддерживающий человеческие отношения с кем-то из враждебного лагеря (Гринев пушкинский) влюбляется в полячку -> Тарас Бульба убивает предателя.
Вий – одна из самых загадочных повестей. В примечании к ней Гоголь указывал, что эта повесть – лишь народное придание, и что он передал его, как слышал, почти ничего не изменив. Но такого придания нигде нет. Образ Вия – загадка, каких только не было предположений, от индоевропейского до осетинского бога. Ясно одно – это бог зла. Вия по-украински – ресница. Или же Гоголь просто создал обобщенный образ зла. В этой повести вновь реальность сплетается с нереальным. Герой живет как бы в двух измерениях. Есть реальная жизнь, в повести описаны заботы и переживания, и тут же существует мир фантазии – Паночка-ведьма. Мир нереального вторгся в обычную, повседневную, реальную жизнь, и совершенно её изменил. Линия Паночки связана с миром зла. Немаловажную роль играет вопрос красоты. Внешняя красота может быть мертвой, за ней ничего не стоит. У Паночки именно такая демоническая красота. Она несет не свет, а пламя, в котором сгорает главный герой. Кажется, этот мир нереального, который открылся главному герою, даётся ему от седьмого чувства, но фантастическая жизнь отбирает земную. Мысль Гоголя: мир, который противостоит человеку, страшен и враждебен, и нельзя пускать зло в душу, иначе перед ним не устоять. Фома погиб потому, что забоялся, но не только. Здесь смысл гораздо глубже.